Статья
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье приведены результаты сравнительного изучения показателей виктимного и интернет-зависимого поведения у подростков с нарушенным и нормативным развитием. Определены значимые взаимосвязи виктимного поведения и зависимости от интернета у подростков обеих групп. Выявлены статистически значимые групповые различия в степени выраженности показателей виктимного поведения, симптомов зависимости от интернета и компьютерных игр, большая степень выраженности игровой компьютерной зависимости у подростков с задержкой психического развития по сравнению с подростками с нормативным развитием и сенсорными нарушениями, предпочтения виртуального общения в компьютерной игре реальному.
1. Айсина Р. М., Нестерова А. А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. №4. С.42-57. https://doi.org/10.17759/sps.2019100404
2. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: автореф. дис. … канд. псих. наук. Новосибирск, 2005. 20 с.
3. Антоненко А. А. Психопатологические феномены, сопровождающие интернет-зависимое поведение у подростков и их профилактика // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. 2015. № 1 (7). С. 1-4.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
5. Бухтиярова И. Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6 (1). С. 122-125.
6. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т.11. №3. С. 177-191.
7. Войскунский А. Е. Перспективы формирования психологии Интернета // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110-118.
8. Волкова И. П., Королева Н. Н., Богдановская И. М., Иконникова Г. Ю., Машкова А. В. Проблемное использование интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 98-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-9-98-121
9. Волкова И. П., Писаренко Е. Н. Значение и особенности использования инвалидами по зрению компьютерных сетевых технологий // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 50-55.
10. Гриффитс М. Проблемная онлайн-игра: разногласия, дебаты и споры // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). Cтатья 5. [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения 15.01.2022).
11. Гришина А. В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. с. 131-141.
12. Егоров А. Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). Статья 4. [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения 17.01.2022).
13. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 81-87.
14. Ефимова Т. В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 4-9.
15. Зотова Д. В., Розанов В. А. Патологическое использование и зависимость от социальных сетей - анализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. № 2. С. 158-183. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.204
16. Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И. Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 224-229. https://doi.org/10.26170/po20-06-26
17. Макарова Е. А., Макарова Е. Л., Махрина Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интеренет-преступления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 293-311. https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.17
18. Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Антоненко А. А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. 2015. № 7 (30). С. 7.
19. Марарица Л. В., Антонова Н. А., Ерицян К. Ю. Общение в интернете: потенциальная угроза или ресурс для личности // Петербургский психологический журнал. 2013. № 5. С. 35-49.
20. Марцинковская Т. Д. Идентичность в транзитивном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование". 2018. № 4 (14). С. 11-20.
21. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. Т. 8. С. 74-81.
22. Морозова Н. Б. Психические расстройства и их роль в виктимном поведении детей и подростков. М.: Просвещение, 2005. 227 с.
23. Печерникова Т. П., Морозова Н. Б. Клиника и судебно-психиатрическая оценка психогенных состояний у несовершеннолетних потерпевших // Судебно-медицинская экспертиза. 1991. № 1. С. 42-44.
24. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: oт HomoSapiens'a до HomoCyberus'a. М.: Прометей, 2012. 212 c.
25. Репецкая А. Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. Иркутск: Иркутский государственный университет, 1994. 152 с.
26. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 100-108. https://doi.org/10.17759/chp.2019150410
27. Руденский Е. В. Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 141-146.
28. Рыбалтович Д. Г., Зайцев В. В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. 2011. № 40 (45). С. 23-34.
29. Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф. Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ОВЗ // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 3 (27). С. 75-80.
30. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н., Журина М. А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи "Дети онлайн" // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3 (87). С. 50-66. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230304
31. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80. https://doi.org/10.17759/sps.2018090308
32. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
33. Солдатова Г., Олькина О. Минусы открытости // Дети в информационном обществе. 2015. № 20. С. 36-47.
34. Солдатова Г., Рассказова Е. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 39-51. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0305
35. Сорокина А. Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 45-64.
36. Тарасенко Д. В. К вопросу о социальной характеристике личности несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия // Виктимология. 2018. № 1 (15). С. 65-68.
37. Фалкина С. А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 230-236.
38. Фоминых Е. С. Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации // Известия ВГПУ. 2012. № 1 (65). С. 122-125.
39. Франк Л. В. Виктимология и виктимность. Душанбе: Ирфон, 1972. 264 с.
40. Chakraborty J., Chakraborty S., Dehlinger J., Hritz J. Designing video games for the blind: Results of an empirical study // Universal Access in the Information Society. 2017. No. 16 (3). P. 809-818. https://doi.org/10.1007/s10209-016-0510-z
41. Goldberg I.Internet addiction disorder // Cyberpsychology and Behavior. 1996. Vol. 3. No. 4. P. 403-412.
42. Good B., Fang L. Promoting smart and safe internet use among children with neurodevelopmental disorders and their parents // Clinical Social Work Journal. 2015. Vol. 43. No. 2. P. 179-188. https://doi.org/10.1007/s10615-015-0519-4
43. Sallafranque-St-Louis F., Normand C. L. From solitude to solicitation: How people with intellectual disability or autism spectrum disorder use the Internet // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2017. Vol. 11. No. 1. Article 7. https://doi.org/10.5817/CP2017-1-7
44. Park S., Kim E. The relationship between online activities, netiquette and cyberbullying // Children and Youth Services Review. 2014. Vol. 42. P. 74-81.
45. Peluchette J. V., Karl K., Wood C., Williams J. Cyberbullying victimization: Do victims' personality and risky social network behaviors contribute to the problem? // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 424-435. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.06.028
46. Young K. S.Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. 1998. Vol. 1. No. 3. P. 237-244.