Доклад конференции
«Итальянский текст» в современной русской прозе
В. Г. Дидковская
2023
Статья посвящена выявлению значимых ассоциативно-тематических полей в «тосканском» тексте» романа М. Степновой «Безбожный переулок». Они образуются лексемами с семантикой отдых, счастье, а также лексикой природы и ее зрительного восприятия, формирующей тему райского сада, словами с общей семантикой света, лексикой со значением времени. Особую значимость в авторской интерпретации локуса Тоскана в романе «Безбожный переулок» приобретает код итальянской еды; некоторые из слов этого тематического поля автор использует как символическое обозначение времени. Отмечено, что важную роль в романе играет прием топоэкфразиса, раскрывающий характеры героев на основе их соотнесения с определенным локусом, причем «место» становится и выразителем авторской идеи. В качестве своеобразной черты «тосканского текста» М. Степновой названо отсутствие имен географических объектов: действие развертывается в безымянном «городе на горе» и вокруг него, что позволяет высказать суждение об авторской мифологизации этого места. Указаны связи образов итальянского пространства в романе «Безбожный переулок» с «Образами Италии» П. П. Муратова. Статью завершает вывод о соединении в итальянском тексте М. Степновой вербальных ассоциаций, типичных для языкового сознания носителей русского языка (красота, отдых, культура), и ассоциатов, отражающих субъективные авторские знания и представления об итальянской жизни.
Дидковская В. Г., Черняк В. Д., Шмелева Т. В. «Итальянский текст» в современной русской прозе. 2023;:49-57.
Цитирование
Список литературы
1. Гардзонио С. Особенности лексики и образности «итальянского текста» русской поэзии // Текст. Интертекст. Культура. М., 2001. С. 140-154.
2. Дергачева И. В. Образы Италии в художественном наследии Достоевского [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Т. 6, № 4. С. 16-23. doi: 0.17759/ langt.2019060403.
3. Клинг О. Топоэкфрасис: место действия как герой литературного произведения возможности термина // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: Изд-во «МИК», 2002. С. 97-110.
4. Лотман Ю. М. Проблемы художественного пространства в прозе Н. В. Гоголя [Электронный ресурс] // Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллинн: Александра, 1993. С. 413-447. URL: http://www.philologos.narod.ru/ lotman/gogolspace.htm (дата обращения: 10.11.21).
5. Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994. 592 с.
6. Прокофьева В. Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении (На материале поэзии «серебряного века). СПб., 2004. 153 с.
7. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / под ред. Ю. Н. Караулова. Т. I. М., 2002. 784 с. (РАС)
8. Степанова В. В. Слов о в тексте. Из лекций по функциональной лексикологии. СПб., 2006. 272 с.
9. Степнова М. Безбожный переулок. М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. 382 с.
10. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Инст. языкознания РАН, 2011. 252 с.