Доклад конференции
Крот: типология animal rationale
Статья посвящена описанию нового типа человека, сложившегося в условиях атомизированного общества. В перспективе традиционного определения как разумного животного, человек не может быть более уподоблен такому типу животных как овцы, закрепившемуся благодаря христианской этике, или волки, раскрывающему человеческие взаимоотношения по принципу «человек человеку волк». Человек сегодня соотносим с таким типом животного, как крот. Структура общества, пережившего христианизацию и демократизацию, не представляет собой явную оппозицию рабов и господ, верхов и низов, но разветвленную сеть сокрытых интересов отдельных лиц и групп, имеющих свои сферы влияния. Отдельный человек, подобно кроту, превращает свое жизненное пространство в разветвленную сеть нор - множество путей, которые он скрытно и произвольно прокладывает к своему счастью. Наглядный пример - интернет, который пользователь превращает в совокупность запросов, удовлетворяющих его желания. В этом состоит его отличительный способ бытия в эпоху вне этики, опирающейся на идею долга. Сегодня никто никому ничего не должен. В гражданской жизни предпочтение отдается этическому инфантилизму: выгодному изменению своих убеждений под стать политической конъюнктуре. Образ крота раскрывает теневую сторону в поведении человека: фундаментальное отсутствие интереса к политической жизни, сокрытие и ускользание в частную жизнь, имеющую свои откровения в переживаниях. Крот является последним именем новоевропейской субъективности, указывающим на ее экспансию в условиях приземленного существования, по Шпенглеру. Предлагаемый автором образ раскрывает мир как сеть увеличивающихся запросов людей в условиях опустошения земли, когда жизнь оказывается безразличной к своему будущему, когда человек остается верен своей сущности разумного животного.