Статья
ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ
В статье в контексте представлений о прогнозировании как ресурсе и факторе социализации ребенка рассматривается специфика прогнозирования у дошкольников с речевым недоразвитием. Представлены и проанализированы материалы эмпирического исследования, в результате которого выявлен наличный уровень прогнозирования у дошкольников с нарушениями речи, определены особенности рече-коммуникативного компонента прогнозирования, установлена взаимосвязь прогнозирования и речевого развития, что указывает на актуальность включения в коррекционно-логопедическую работу дополнительного направления, способствующего развитию прогнозирования у детей с недоразвитием речи и, в конечном итоге, их успешной социализации.
1. Ахметзянова А. И., Артемьева Т. В. Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии // Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 69. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.54359/ps.v13i69.203 (дата обращения 13.01.2023).
2. Ахметзянова А. И., Артемьева Т. В. Диагностика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей: методическое руководство. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. 78 с.
3. Вахобжонова З. Б. Особенности формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Научные стремления. 2012. № 2. С. 5-8.
4. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. № 2. С. 56-73.
5. Гончарова О. Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: автореф. дис.. канд психол. наук. Казань, 2003. 22 с.
6. Зайцева Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи // Спецыяльная адукацыя. 2010. № 1. С. 11-18.
7. Залевская А. А. Проблемы в психолингвистике. Калинин: КГУ, 1983. 135 с.
8. Запорожец А. В., Неверович, Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 59-74.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. 3-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.
10. Кантор В. З., Коробейников И. А. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. [Электронный ресурс]. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities (дата обращения 14.01.2023).
11. Коробейников И. А. Категория социализации в проблемном поле дефектологии // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции 20-21 марта 2020 г. / под ред. Е. Л. Инденбаум. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. С. 8-17.
12. Леханова О. Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2008. № 3. С. 157-165.
13. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 279 с.
14. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. М.: Городец, 2018. 448 с.
15. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. 366 с.
16. Охотникова В. О., Артемьева Т. В. Взаимосвязь прогностической способности с показателями коммуникативного развития детей с речевой патологией // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции, 16-18 мая, 2019 года. В 2-х ч. Ч. 2. Симферополь: АРИАЛ, 2019. С. 84-88.
17. Переслени Л. И., Подобед В. Л., Чупров Л. Ф. Исследование особенностей прогностической деятельности: методические рекомендации и компьютерная программа. Абакан: АГПИ, 1990. 30 с.
18. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
19. Фейгенберг И. М. Нарушения вероятностного прогнозирования при шизофрении // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. М.: Наука, 1973. С. 5-19.
20. Фрумкина Р. М., Василевич А. П., Добрович А. Б. Вероятностная организация речевого поведения в норме и патологии (при шизофрении). Опыт сравнительного исследования // Вероятностное прогнозирование в речи: сборник статей. М.: Наука, 1971. С. 145-169.
21. Чейф У. Память и вербализация прошлого опыта // Новое в зарубежной лингвистике: сб. статей. Вып. XII. Прикладная лингвистика / сост. В. А. Звегинцева. М.: Радуга, 1983. С. 35-73.
22. Atance C. M., Jackson, L. K. The development and coherence of future-oriented behaviors during the preschool years // Journal of Experimental Child Psychology. 2009. Vol. 102. No. 4. P. 379-391. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2009.01.001
23. Buckner R. L., Carroll, D. C. Self-projection and the brain // Trends in Cognitive Sciences. 2007. Vol. 11. No. 2. P. 49-57. https://doi.org/10.1016/j.tics.2006.11.004
24. Busby J., Suddendorf, T. Recalling yesterday and predicting tomorrow // Cognitive Development. 2005. Vol. 20. No. 3. P. 362-372. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2005.05.002
25. Celeste M., Grum D. K. Social integration of children with visual impairment: A developmental model // Elementary Education Online. 2010. Vol. 9. No. 1. P. 11-22.
26. Gambi C., Jindal P., Sharpe S., Pickering M. J., Rabagliati H. The relation between preschoolers' vocabulary development and their ability to predict and recognize words // Child Development. 2021. Vol. 92. No. 3. P. 1048-1066. https://doi.org/10.1111/cdev.13465
27. Hidalgo C., Mohamed I., Zielinski C., Schön D. The effect of speech degradation on the ability to track and predict turn structure in conversation // Cortex. 2022. Vol. 151. P. 105-115. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2022.01.020
28. Lindsay L., Gambi C. Preschoolers optimize the timing of their conversational turns through fexible coordination of language comprehension and production // Psychological Sciences. 2019. Vol. 30. No. 4. P. 504-515. https://doi.org/10.1177/0956797618822802
29. Reuter Т., Emberson L, Romberg A. R., Williams C. L. Individual differences in nonverbal prediction and vocabulary size in infancy // Cognition. 2018. Vol. 176. P. 215-219. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2018.03.006
30. Sadagopan N., Smith A. Developmental changes in the effects of utterance length and complexity on speech movement variability // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 2008. Vol. 51. No. 5. P. 1138-1151. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2008/06-0222)
31. Trommsdorff G. Future orientation and socialization // International Journal of Psychology. 1983. Vol. 18. No. 1-4. P. 381-406. https://doi.org/10.1080/00207598308247489