TY - JOUR T1 - § 25. Фортепианная музыка А. Н. Скрябина в свете сонористики XX века AU - Самсонова, Т П Y1 - 2024-03-19 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/11783 N2 - В параграфе рассматриваются особенности тембральной фортепианной фактуры А. Скрябина, которые можно охарактеризовать как сонорные. Отмечается, что А. Скрябин впервые в фортепианной музыке использует кластер, опережая на несколько лет новации американских композиторов Г. Коулла, Дж. Кейджа и француза Э. Вареза. К расширению тембральных свойств фортепиано в творчестве А. Скрябина относится широкое использование трелей, а также многократное повторение одного звука или аккорда как выражение идеи поиска «различных вибраций предельных точек во времени и пространстве» (А. Скрябин). Авторские указания с особой силой высвечивают поиски композитора в области тембрального разнообразия фортепианного звучания.