PT - JOURNAL ARTICLE AU - Иванов, И П TI - Раздел 4. Воспитательный коллектив DP - 2024-03-15 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/11384 AB - Воспитательный коллектив для И.П.Иванова был предметом самого пристального внимания. Он видел коллектив как принципиально новую форму объединения людей в социалистическом обществе. Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно - эта формула была для него абсолютной истиной. В данном разделе представлено его понимание сущности воспитательного коллектива в кратких и чётких формулах. Вести дискуссии по поводу роли коллектива в воспитании он считал бессмысленным, а вот создавать коллективы, бережно их выращивать было главной его заботой. Выделяя объединяющую силу общей творческой гражданской заботы, Игорь Петрович подчёркивает идейно-нравственную сущность межличностных отношений в коллективе. В статье «Воспитательный коллектив: сущность и развитие», опубликованной в сборнике, изданном Макаренковской секцией Педагогического общества РСФСР в 1976 году, он уделяет особое внимание позиции руководителя коллектива, определяет заботу как нравственный стержень любого вида деятельности и показывает зависимость развития коллектива от состояния товарищеской позиции педагогов. Общетеоретические рассуждения мало привлекают учёного, он ведёт исследование жизни школьных коллективов, обобщает лучший опыт. В статье «Воспитательный коллектив школы» дана конкретная методика организации жизнедеятельности школьного коллектива. В предлагаемой методике, в очередной раз, И.П. Иванов обращает внимание на значение общей творческой заботы, как нравственного стержня коллективной жизнедеятельности. Он доказывает, что забота задаёт уровень творческой инициативы членов коллектива, инициативы, направленной на улучшение окружающей жизни, на благо людей. Особое место в методике отводится тому, как использовать коллективную организацию жизнедеятельности. Способы организации, как показано в статье, обладают свойствами побудительной мотивации проявления инициативы и стремления к самостоятельности действий, приучают к ответственности за принимаемые решения. Рассмотрение процесса воспитания коллективистов представлено выдержками из одноимённой книги «Воспитывать коллективистов», изданной в 1982 году. Книга переиздавалась дважды, поэтому целостное её воспроизведение в данном издании было не целесообразным. Здесь приведены те её главы, без которых невозможно раскрыть понимание И.П. Ивановым смысла воспитания в коллективе. Методические рекомендации «Воспитание творчеством в школьном коллективе» разрабатывались на основе опыта выпускников КИМа, которые присылали Игорю Петровичу творческие отчёты. Эти отчёты обсуждались в общественной лаборатории, объединявшей аспирантов и друзей КИМа из числа практиков и выпускников. Эффективность предложенных рекомендаций проверена временем, именно поэтому они включены в данное издание.