RT - SR - Electronic T1 - Раздел 2. Сущность коллективного творческого воспитания SP - 2024-03-15 A1 - Иванов, И П YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/11382 AB - Осуществив историко-педагогический анализ развития воспитательных отношений, И.П. Иванов приступает к обоснованию концепции коллективного творческого воспитания. Достаточно сказать, что для решения этой задачи им было проработано более пятисот первоисточников разных лет. Здесь будет и философская, и психологическая, и культурологическая, и, конечно, педагогическая литература. Он ищет близость понимания проблем воспитания у разных авторов. Итоги этого этапа научной работы изначально были представлены в 1969 году в докладе на методологическом семинаре кафедры педагогики и методики начального обучения, где работал Игорь Петрович. Через несколько лет он вновь обращается к этому материалу и, в переработанном и дополненном виде использует его в главе «Поиск основ коллективного творческого воспитания», которая войдёт в книгу «Педагогика коллективной творческой жизни». При жизни автора книга не будет издана. Она увидит свет благодаря усилиям учеников и друзей Игоря Петровича в издании Псковского областного института повышения квалификации в 1998 году. В течение ряда лет И.П. Иванов выстраивает обоснование разных подходов к сущности воспитания как социально-педагогического явления, определяет совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции в процессе воспитания. Собранный теоретический материал и многочисленные факты реального процесса воспитания приводят его к выводу о существовании принципиальных отличий в трактовке сущности воспитания у разных авторов. Обоснование характерных признаков двух принципиально противоположных подходов к сущности воспитания раскрыто в его работе «Два подхода к воспитанию», в которой автор в сжатом виде, излагает авторскую концепцию коллективного творческого воспитания. В разных изданиях можно увидеть отдельные части из этой работы, которые использовались как дополнения раскрываемой темы. В данном разделе помещён полный текст этой работы, которая была опубликована в журнале Вожатый» № 1и №2 за 1980 год. Публицистический стиль изложения определён читательской аудиторией журнала. Анализ сущности воспитания и того, как она влияет на процесс воспитания, позволил выделить три ведущие закономерности. Обоснование роли именно этих закономерностей связано с тем, что И.П. Иванов рассматривает воспитательные отношения как органическую часть общественных отношений, в которых проявляются все стороны жизни человечества. Для его времени важно было рассмотреть общественные отношения на определённом этапе строительства новой общественной формации. Глубоко владея знанием марксисткой философии, он отдаёт должное роли идей В.И. Ленина в этом строительстве, и показывает их влияние на смысловое наполнение закономерностей коммунистического воспитания. Приучая студентов к пониманию теоретических основ методики воспитания, он ввёл в преподавание ряд заданий, среди которых был поиск примеров проявления закономерностей в работах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского. Статья «О трёх закономерностях коммунистического воспитания» публикуется в авторском варианте, где сохранена терминология, соответствующая времени. В фондах Макаренковского Мемориально-методического центра эта статья хранится с 1972 года.