Глава книги

Раздел 1. Исторические корни воспитательных отношений

И. П. Иванов
2023

В данном разделе представлены главы из работы «Путешествие в глубины воспитания», завершённой в 1979 году, о чём свидетельствует титульный лист машинописного экземпляра, хранящегося в фондах Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра. При жизни автора эта в этом варианте работа не была опубликована. В последние годы жизни автор начал подготовку к изданию книги «Педагогика коллективной творческой жизни», в которой использовал некоторые главы из первого варианта. Книга, благодаря усилиям учеников, увидела свет только в 1998 году уже после смерти автора. Для Игоря Петровича всегда был важен диалог с теми, кто приобщался к идеям его концепции воспитания, поэтому и книга написана как своеобразный разговор с читателем. Автор ставит сложные вопросы о причинах воспитательных неудач, о секретах воспитательного воздействия, о сущности воспитания, о его особенностях в разные исторические периоды. Размышления автора вовлекают читателя в поиск ответов на поставленные вопросы, в погружение вместе с ним в исторический экскурс, где раскрывается специфика воспитательных отношений в работах классиков педагогической науки в разных странах, на разных исторических этапах. Выделяя роль общественных отношений, вне которых, по убеждению автора, не может строиться воспитание, он сосредоточивает внимание на борьбе идей, воплощающих в себе смысловое наполнение реального жизненно-практического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Раскрывая признаки разных типов воспитательных отношений, он даёт обоснование диалектике объективных и субъективных воспитательных отношений, разрабатывает классификацию этих отношений. Историко-педагогический обзор позволяет увидеть взаимосвязь существования разных типов воспитательных отношений с социальными процессами и общей культурой общества, что позволяет автору утверждать, что рассматривать воспитание вне жизни не только бессмысленно, но и вредно. Приобщение педагогов к осознанию влияния воспитательных отношений на характер результативности воспитательного воздействия являлось для И.П. Иванова ключевой задачей. Эта задача не потеряла актуальности и в настоящее время, именно поэтому мы предлагаем педагогам, независимо от научного статуса и стажа практической деятельности, осуществить вместе с автором путешествие в глубины воспитания. Статья «Строитель педагогики будущего» помещена в данный раздел не случайно, в ней автор раскрывает сущностные стороны наследия А.С. Макаренко, доказывает непреходящее значение его принципов и методики организации воспитательного процесса, так необходимых для понимания глубинных процессов решения воспитательных задач. Основные тезисы статьи впервые были раскрыты в 1973 году в выступлении на открытии первой очереди Макаренковского мемориально-методического Центра. А в 1978 году к 90-летию А.С. Макаренко тезисы были переработаны в статью для читателей журнала «Вожатый», чем обусловлен стиль изложения.

Цитирование