Книга
Методическое руководство по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов и учащихся в полиэтнических регионах России
Предлагаемое учебно-методическое пособие создано в рамках реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации» национального проекта «образование» и предназначено для учителей поликультурных школ российской Федерации, которые обучают детей мигрантов, прибывших в россию с родителями, не владея русским языком с раннего детства.
1. Государственные и титульные языки россии: Энциклопедический словарь-справочник / Под общей ред. проф. в. П. Нерознака. М., 2002.
2. об утверждении федеральных государственных требований по русскому языку как иностранному языку: Приказ Министерства образования и науки рФ от 28 октября 2009 г. № 463. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95255.
3. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства российской Федерации // URL: consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_39607.
4. типовой тест по русскому языку для приёма в гражданство российской Федерации. М.0сПб., 2005.
5. Федеральный закон о гражданстве российской Федерации. URL: base.garant. ru/184539.
6. об образовании в российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: base.garant.ru/70291362
7. численность и миграция населения российской Федерации. статистический бюллетень за 2018, 2019, 2020 гг. // https://rosstat.gov.ru/compendium/document/ 13283?print=1
8. Беженарь О. А. Этноориентированная модель обучения русскому языку как иностранному вне языковой среды. 2017.
9. Борисова Н. Я. сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16-21.
10. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.
11. Кларин М. В. инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - рига, НПц «Эксперимент», 1995 - 176 с.
12. компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. в. А.козырева и Н. Ф. радионовой. - сПб.: изд-во рГПу им. А. и. Герцена, 2004.
13. компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций / М. А. Бовтенко, А. д. Гарцов, С. И. Ельникова и др. М., 2006.
14. Павлова О. С., Назранова Л. Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников Психологическая наука и образование psyedu. ru 2015. том 7. № 2. с. 35-47.
15. Pavlova O. S., Nazranova L. Zh. Ethno-cultural competence of teachers in environments with multi-ethnic students Psychological Science and Education psyedu.ru 2015, vol. 7, no. 2, pp. 35-47. © 2015 ГБоу вПо «Московский городской психолого-педагогический университет» © 2015 Moscow State University of Psychology & Education
16. Румянцева Н. М., Рубцова Д. Н. Этноориентированное обучение - важная составляющая методики преподавания русского языка как иностранного. рудН, 2019, с. 196-207.
17. Саранцина З. М. «инновации в педагогическом процессе». http:// school34murmansk.ru/joom/fle/Innovazii.pdf
18. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2001.
19. указ президента Национальная инициатива «Наша новая школа».
20. Ушаков А. А. развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореферат дис.. к.п.н.: 13.00.01 / А. А. ушаков. - Майкоп, 2008. - 26 с.
21. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / в. д. Шадриков // высшее образование сегодня. - 2004. - № 8.
22. https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsiya
23. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.
24. Алексинская А. Ю., Андреюшина Е. А., Новикова П. В., Обласова А. В. социокультурная адаптация детей-мигрантов Ленинградской области: проблемы, практический опыт // теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху. - М.: изд-во ооо «сам Полиграфист», 2020. - с. 423-431.
25. Альсова А. А., Ряузова О. Ю. Язык и культура на страницах современных пособий по рки // в сб.: русский язык в иностранной аудитории: теория и практика преподавания. Материалы межд. научно-практ. конференции, посвященной 95-летию со дня рождения проф. Галины Георгиевны Городиловой (1922-2013). 2017. с. 12-17.
26. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М., 2008.
27. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г. русский язык в диалоге культур: учебное пособие. М., 2006.
28. Гармаш Н. Г. влияние хезитации на организацию устного дискурса: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 1999.
29. Железнякова Е. А., Новикова П. В. Пути языковой адаптации инофонов в современной российской школе // в сб.: Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. сб. науч. статей участников XVIII Международной научно-практ. конференции. российский государственный педагогический университет им. А. и. Герцена. 2019. с. 198-201.
30. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
31. Кудаков О. Р. использование производных от термина «интеграция» в современной педагогической литературе // вестник казанского государственного энергетического университета. 2010. № 3. с. 121-126.
32. Никишенков А. Золото умеют ценить там, где его добывают // татарский мир. 2004. № 17-18.
33. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Многоязычие в детском возрасте. сПб., 2005.
34. русский букварь для мигрантов: учебно-методический комплекс / Под ред. проф. и. П. Лысаковой. М., 2010. Этнографический атлас Ленинградской области / Глинка Н. в., Гузенкова т. с., конькова о. и. и др. сПб., 2015.
35. русский язык как проводник толерантности в полиэтническаой школе санкт-Петербурга. сПб. 2008.
36. Хамраева Е. А. Предметная интеграция в детском модуле «русский язык как иностранный» как основа обучения и развития // в сб.: Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Материалы II всероссийской научно-практ. конференции. 2019. с. 225-231.
37. Чиршева Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. СПб., 2012.
38. Шорина Т. А. русский язык в аспекте предметно-языкового интегрированного обучения: проблемы полиэтнических регионов рФ (на примере республики татарстан) // в сб.: Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. Материалы II всероссийской научно-практич. конференции. 2019. с. 232-238.
39. Шорина, Т. А. учимся жить в россии [текст] / О. Н. каленкова, Е. А. Омельченко, Т. Л. Феоктистова, Т. А. Шорина // Пособие по социально-культурной адаптации. М.: ГАОУ ВПО МИОО. Этносфера. 2013. 207 с.
40. Figueroa L. Knowing the code // Hispanic. Jan / Feb 1995. Vol. 8. P. 14.
41. Wei L. Syntagmatic code-switching as the frst sign of language attrition: Examples of two Mandarin-speaking children in Britain // 8th International Congress for the Study of Child Language: Abstracts. San Sebastian, 1999. P. 228-229.
42. Приказ Минтруда россии от 18.10.2013 N 544н «об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/
43. Ряузова О. Ю. составляющие профессиональной культуры преподавателя // вестник университета российской академии образования. 2010. № 3. с. 114- 117.
44. Ряузова О. Ю. Эмоциональная составляющая в преподавании русского языка как иностранного // динамика языковых и культурных процессов в современной россии. 2018. № 6. с. 1686-1689.
45. Ряузова О. Ю. Языковая политика в россии на современном этапе // вопросы гуманитарных наук. 2007. № 1 (28). с. 223-227.
46. Саматова Л. М., Павлова Е. В. Лингводидактическое диагностирование детей как инструмент оценки качества лингводидактической системы обучения языку // руководство для учителей и руководителей русских школ. издательстве «Златоуст», 2019.
47. Хамраева Е. А. русский язык в поликультурном социуме: дошкольный этап организации социокультурной образовательной среды // динамика языковых и культурных процессов в современной россии санкт-Петербург, 2014. с. 99- 102.
48. Хамраева Е. А., Дроздова О. Б. владение русским языком - условие обучения в поликультурной школе россии // русский язык в школе. 2015. № 11. с. 17-20.
49. Хамраева Е. А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // Билингвальное образование. Материалы научно-практического семинара «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия». российский государственный педагогический университет им. А. и. Герцена, Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования. 2019. с. 5-15.
50. Хамраева Е. А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // известия российского государственного педагогического университета им. А. и. Герцена. 2019. № 192. с. 98-105.
51. 0. Хамраева Е. А. Мы должны беречь мигрантов из стран СНГ - на путях к новой школе. 2010 № 2. с. 17-20.
52. Хамраева Е. А. Профессиональный стандарт учителя: обучение в поликультурной среде // инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия. сборник статей: в 2 т. / отв. ред. румянцева Н. М. Москва, 2014. с. 224-227.
53. Шорина Т. А., Саматова Л. М. Поликультурное образование в рФ: опыт, цели, задачи // сборник материалов второго всероссийского научно-практического семинара для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся / Под общ. ред. т. М. Балыхиной. 2019. с. 64-71.
54. Никишенков А. Золото умеют ценить там, где его добывают // татарский мир. - 2004. - № 17-18.
55. русский язык. Азбука. 1 класс: учеб. для образоват. организаций с обучением на родном (нерусском) и русским (неродным) языке / е. А. Хамраева, Л. М. саматова. - М.: Просвещение, 2019. - 112 с. учебник имеет гриф: рекомендовано Министерством просвещения.
56. Хамраева Е. А. создание учебников по русскому языку как неродному: теория и деятельностный подход - русский язык в национальной школе. 2013. № 3. с. 16-20.
57. Хамраева, Е. А. Преподавание русского языка в полиэтнической и билингвальной школе [текст] / е. А. Хамраева // русский консультант [текст] : материалы лекций и вебинаров для учителей русских школ зарубежья. - санкт-Петербург, 2018. - с. 154-178.