%0 %A Матросова, Юлия Сергеевна %A Писарева, Светлана Анатольевна %A Тряпицына, Алла Прокофьевна %A Тряпицын, Александр Вячеславович %T Психолого-педагогическая поддержка ученика в условиях цифровизации образовательной среды: анализ современного состояния %D 2022 %R 10.54884/S181570410020596-0 %J Человек и образование %X Цифровизация образования обусловила потребность в разработке новых средств психолого-педагогической поддержки современных школьников, ориентированной на формирование ключевых компетенций, востребованных в быстро меняющемся мире. Для выявления представлений учителей о проблемах школьников и используемых средствах поддержки учащихся основной школы (5-8 класс) на первом этапе исследования было проведено анкетирование педагогов. Общая выборка составила 788 респондентов и представлена педагогами с разным стажем работы в системе общего образования; с разным уровнем образования; преподающими предметы, которые охватывают все предметные области. Собранный эмпирический материал систематизирован с использованием методов факторного анализа и дискурс-анализа. В результате исследования охарактеризовано состояние реальной практики психолого-педагогической поддержки учащихся в современных школах мегаполиса и сельской местности с различным уровнем цифровизации образовательной среды. Систематизированы группы проблем у подростков, оказывающие, по мнению респондентов, существенное влияние на их развитие в условиях цифровизации общего образования. Обнаружено, что учителя отождествляют средства решения проблем и средства поддержки школьников в процессе их решения. Полученные результаты подтверждают значимость реализации психолого-педагогической поддержки как важнейшего педагогического средства профессиональной деятельности учителя в условиях цифровизации образования; имеют практическое значение для актуализации гуманистического взаимодействия педагога и школьника в процессе совместного поиска путей решения значимых для подростка проблем в условиях цифровой образовательной среды. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/1109