%0 %A Чжан, Хаои %T О ПРИМЕНЕНИИ ЦИФРОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В АНСАМБЛЕВЫХ ФОРМАХ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА %D 2023 %X Ансамбль, как самостоятельный вид коллективного исполнительства, предполагает освоение произведений как для однородного, так и для смешанных составов. Ансамбль призван совершенствовать исполнительское мастерство, музыкальный кругозор и художественный вкус, углубить понимание содержания, формы, стиля исполняемых произведений. Одной из важнейших задач ансамблевого музицирования, как известно, является овладение мастерством исполнения партии своего инструмента в различных камерно-инструментальных составах. Обогащение тембрового слухового опыта, знания акустических возможностей инструментов для достижения указанной задачи возможно через практику ансамблевого исполнительства с как можно большими вариантами соединения различных музыкальных инструментов. Для приобретения такого опыта одним из вариантов является включение в ансамблевый репертуар исполнения с применением богатой тембровой палитры цифровых музыкальных инструментов [3; 8]. На наш взгляд, особенно актуальным это может стать в отношении исполнения старинной музыки, т. к. цифровой инструментарий позволяет воссоздавать утраченные тембры старинных инструментов, открывая возможности исполнения старинной музыки с использованием тембров инструментов барочного и оркестров, создания органных тембров и пр. Развитие исполнительского искусства в эпоху средневековья в рамках религиозного музицирования, и, позднее, в эпоху раннего Возрождения, характеризуется преобладанием коллективного исполнительства. Здесь особенно важной задачей становится ритмически устойчивое и согласованное исполнение. Ввиду специфики исполнения старинной музыки представляется возможным исполнение смешанным составом: акустические инструменты могут играть в ансамбле с партией (или несколькими партиями) старинных, воссозданных и записанных при помощи секвенсора [3]. В целом, такой ансамбль может (и должен) прозвучать художественно убедительно, с учётом стилевых принципов и техники аутентичного исполнительства. Возможно (и пока более 357 привычно) исполнительство в ансамбле, синтезирующем исполнение акустических инструментов с партиями реального исполнителя на цифровом инструменте без записанных заранее партий, а исполняющем, например, партию на цифровом инструменте (или нескольких инструментах, что позволяет богатство функций любого цифрового инструмента, вплоть до воссоздания оркестровой партитуры любого состава). Здесь можно привести в пример фактурный потенциал клавишного электронного инструмента, цифрового баяна/аккордеона. Встает особый вопрос о подготовки специалистов, способных участвовать в таком типе ансамблей, владеющих методами исполнительства на цифровых инструментах, компьютерной аранжировки, инструментовки в нотных редакторах для различных ансамблевых составов. Так, в настоящее время, классы цифровых музыкальных инструментов функционируют, в основном, на экспериментальной основе и как класс дополнительного инструмента (электронный клавишный синтезатор, позднее - цифровой баян/аккордеон). Новый специалист должен знать основные группы голосов и паттернов цифрового инструментария, возможности редактирования и обработки звучания, уметь художественно убедительно пользоваться ими в своей музыкальной деятельности (в том числе ансамблевой). Исследователи справедливо «настаивают на назревшей в цифровую эпоху необходимости модернизации современного музыкально-образовательного процесса и связанной с ним концертной деятельности на всех этапах «образовательной лестницы» (школа-училище-вуз) с применением музыкально-компьютерных технологий и цифрового музыкального инструментария» [4, с. 367]. Отдельный вопрос касается репертуара для современного ансамблевого исполнительства с применением цифрового инструментария. Здесь можно констатировать возможность стирания множества барьеров, т. к. репертуар не будет «привязан» к конкретному составу исполнителей. Возможно безграничное количество вариантов инструментальных составов, вплоть до тембров, которых не существовало ранее или расширения диапазонов, тембровых, динамических и др. характеристик уже известных инструментов в цифровом формате. А, например, Н. Ю. Хомутская отмечает, что «современные синтезаторы лаконично переходят из сольной среды в среду коллективного музицирования, а также в сферу театральных представлений и киноиндустрии. Это инструменты 358 нового поколения, которые не имеют ограничений по природе работы со звуком, через них раскрывается индивидуальность исполнителя» [7, с. 254]. Современный потенциал музыкально-компьютерных технологий [1; 6] (термин И. Б. Горбуновой) имеет огромный потенциал для сохранения и развития на современном этапе ансамблевых видов музицирования за счет возможности обогащения тембрового разнообразия потенциалом цифровых музыкальных инструментов.Акустические репетиции и выступления в классе и концертном зале должны обогащаться практикой исполнения в компьютерной студии звукозаписи [5], записями на радио и телевидении для расширения исполнительского мастерства ансамблистов и понимания различной специфики музыкального исполнительства. История и теория музыкального исполнительства может и должна учитывать социокультурный запрос в цифровую эпоху, развитие цифрового инструментария [4; 9], т. к. органическая связь истории и теории исполнительского искусства всегда находится в тесной связи с развитием общества и форм музыкальной жизни, которые стремительно меняются в наши дни. Таким образом, принципы работы в творческом коллективе, функции элементов ансамбля могут трансформироваться в соответствии с развитием и обогащением тембровой палитры музыкального цифрового инструментария [8]. Фактурный потенциал электронного инструмента, компьютерная аранжировка для ансамблевых инструментов, новые методические подходы к исполнению и анализу нотного репертуара современного ансамбля становятся одними из злободневных вопросов исполнительского мастерства. При этом музыкально-исполнительские задачи ансамбля, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля произведения, должны оставаться незыблемыми. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/1097