%0 %A Товпич, И. О. %T КОМПЕТЕНЦИИ WORLD SKILLS И ПЕДАГОГИКА СОПРИЧАСТНОСТИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ %D 2023 %X Термины сотворчество, сотрудничество, сопричастность близки и понятны каждому музыканту - сотворчество с композитором, сотрудничество в оркестре, ансамбле, сопричастность к общему делу - это те понятия, те компоненты творчества, без осмысленного отношения к которым невозможно создание и исполнение музыки, музыкального произведения. Именно поэтому этот термин - «педагогика сопричастности», который, по сути, характеризует основное, ключевое направление педагогической науки в наши дни, обсуждается в рамках системы современного музыкального образования, поднимая общую для всех направлений педагогической науки методическую и методологическую проблему. В статье обсуждается вопрос создания особой образовательной среды, наполненной образовательным контентом, позволяющим через творчество, музыкальную деятельность, общение, построенное на принципах создания высокохудожественных учебных проектов творческого содержания, а также через взаимодействия в различных направлениях и видах деятельности человека, развивать учащегося, который сопричастен к различным учебным, общественным, политическим, научным и другим видам деятельности - развивать человека и гражданина. Большую роль в организации этого взаимодействия может сыграть (и уже играет!) общение со студентами педагогических вузов. Устанавливается своего рода наставничество студентов над школьниками в подготовке индивидуальных проектов по различным видам практической и учебно-творческой деятельности. Студентам это общение полезно в качестве активной формы прохождения педагогической практики, у школьников появляется индивидуальный куратор, который сопричастен ко многим тем аспектам учебной и внеучебной деятельности школьника, которые не видны педагогам внутри общешкольной жизнедеятельности. Полезной оказалась идея создания единой темы для группы 353 индивидуальных проектов, которые в дальнейшем объединяются в нашу идею сопричастности с важными ценностями человека-гражданина. Тема, которую мы выбираем в данном случае, носит прежде всего воспитательной характер. Сейчас разработаны нормативные документы, связанные с организацией наставнической деятельности. Основными группами в процессе сотрудничества и взаимодействия являются различные учебные (внутри школы и вне школьных учреждений) сообщества: учителей и обучающихся, школьников со школьниками и родителями, учителей и другими наставниками, связанными с различными видами деятельности обучаемых. Сюда мы добавим ещё и наставничество, связанное с разного рода взаимодействиями студентов и школьников, что очень важно также и в контексте профориентационной работы. У студентов в учебном плане предусмотрены различные виды учебно-исследовательские, организационно-исследовательские виды деятельности, например, такие дисциплины, как «Управление учебными проектами», «Организация учебно-исследовательской работы», «Организация дополнительного образования», «Производственная практика (учебная)», «Производственная практика (научная)» и многое другое. Этот процесс наставничества и сотворчества может будет организовать в дистанционном формате. В школе и в вузе должен быть руководитель этой практики-наставничества. Удивительно ценный потенциал несут в себе музыкально-компьютерные технологии (далее - МКТ [1; 8]) как инструмент для создания различных вариантов сетевого взаимодействия, построенного на широком многокомпонентном сотрудничестве в современной высокотехнологичной цифровой образовательной среде, как средство трансляции многовековой музыкальной культуры народов мира, как способ реализации взаимодействий обучаемых и их наставников, который опирается на педагогику сотрудничества и сопричастности в современной информационной образовательной среде. Так, например, разработка компетенции World Skills «Социокультурная инициатива» в линейке юниор и молодых профессионалов, опирающаяся на широкие возможности цифровых образовательных технологий и МКТ, предполагает проведение исследовательских проектов силами обучающихся школы № 8 «Музыка» с углублённым изучением музыкальных дисциплин Фрунзенского района Санкт-Петербурга и студентов Российского 354 государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. На базе этих учреждений уже имеется опыт создания подобных проектов. Он описан в таких работах, как [2; 4]. В исследовании освещаются основные моменты, ключевые позиции такого взаимодействия, включающего - предпрофессиональный класс (9-11 классы) в сетевом взаимодействии ВУЗа и школы (по звукорежиссуре), это: - работа с видеоинформацией, - работа с мультимедийным контентом, - подготовка audiо-videо makerа или av-makerа, - компьютерное музыкальное творчество [3], - содержание образовательного процесса, направленного на освоение культурного наследия, многовековых культурных традиций народов России и мира с опорой на широкое использование возможностей высокотехнологичной творческой образовательной среды, информационных технологий, многогранное и многокомпонентное включение в процесс образования с использованием МКТ и междисциплинарных исследований (см., например, в работах [5; 6]), - развитие когнитивных способностей обучающихся и студентов посредством реализации проектов социокультурной направленности, - формирование метапредметных компетенций обучающихся и студентов посредством/через когнитивную деятельность по реализации проектов социокультурной направленности, - социокультурные инициативы, объединяющие школьников, студентов, деятелей культуры, науки, общественные организации, концертные организации, музеи и др., - использование новых, уникальных возможностей МКТ для реализации системы инклюзивного музыкального образования [7; 9]. Все вышеперечисленные особенности реализации высокотехнологичного информационного образовательного пространства, опирающегося на уникальные возможности МКТ, способствуют организации образовательной системы, опирающейся на сопричастность к общему делу - на те понятия, те компоненты творчества, без осмысленного отношения к которым невозможно создание и исполнение музыки, музыкального произведения, формирования творческой созидательной образовательной среды. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/1096