@article{Панкова2023-04-11, author = {А. А. Панкова}, title = {МЕТОДИКА РАБОТЫ НА УРОКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Дистанционное обучение может быть прекрасным и, в ряде случаев, незаменимым дополнением к очному музыкальному образованию, при реализации которого целесообразно использовать синхронно две формы обучения: офлайн и онлайн. Офлайн обучение. Учащиеся записывают исполнение своих произведений. Учитель подробно знакомится с видео (аудиозаписями) и записывает видеосюжет со своими оценками и комментариями. Помимо очевидных минусов такого взаимодействия существуют и плюсы: 1. У ученика есть возможность неоднократно ознакомиться с видеосюжетом педагога. Еще и еще раз возвращаясь к записи не только услышать, но глубже понять и осознать, что же от него требуется (на очном занятии далеко не с первого раза можно донести до ученика свои пожелания). 2. В работе над музыкальными произведениями появляются широкие возможности по использованию дополнительных материалов (запись произведений в исполнении известных музыкантов, дополнительная информация о музыкальном произведении в наглядной, интересной форме, запись произведения по фрагментам (по частям, партиям, голосам и т. д.). Таким образом формируются условия для более детального анализа произведения, на что, зачастую не хватает время на уроках. Также, оперируя этим контентом удобно работать, например, над голосоведением, когда ученик играет верхний голос под аудиозапись педагога, который исполняет нижний голос в партии. 3. Ученики становятся более самостоятельными и наконец-то начинают слушать себя, свое исполнение, считать в слух. А происходит это так: перед отправкой записанного видео, они, конечно же его просматривают, и, к своему удивлению, понимают, что со стороны звучит это не так, как им казалось ранее. Возникает естественное желание переиграть и не один раз. Во время последующих исполнений активируется слух, появляется потребность сыграть 335 лучше, повышается мотивация обучающегося. Исполнение на камеру дисциплинирует и психологически отличается от исполнения в классе. 4. При просмотре таких видеозаписей для учителя становится понятна домашняя среда, в которой ученик обучается большую часть времени. Начиная от элементарных моментов (настроен ли инструмент, правильно ли настроена высота стула, подставки) и заканчивая эмоциональной атмосферой, которая показывает, насколько психологически-комфортно может проходить домашняя работа. Онлайн обучение. Работа в онлайн режиме более напряженна для учителя, учеников, а также для родителей. Тем не менее ее можно сделать оптимальной. Рабочее место учителя и ученика следует организовать определенным образом, чтобы занятия проходили максимально эффективно. Например, в процессе реализации онлайн урока можно использовать или одну подвижную или две камеры. Так, чтобы ученик видел и руки учителя на инструменте и самого учителя. Также, можно использовать захват экрана, где, например, может быть отображен нотный текст, с которым в данный момент идет работа. Если есть техническая возможность, то данный вид работы может сопровождать пометками в нотах с помощью светового пера или сенсорного монитора. Конечно, обязательным условием является наличие высокоскоростного Интернета. Чем выше качество связи, тем лучше звук, меньше рассинхронизация и других проблем, которые критичны для музыкальных занятий. Желательным условием является наличие качественных микрофона и наушников (гарнитуры). Звук с инструмента лучше снимать отдельным микрофоном или (если инструмент электронный) подключать по аудоканалу. В качестве аудиосистемы предпочтительнее использовать наушники, тогда звук из колонок не будет захватываться в микрофон, что искажает сигнал. Ученик же даже во время исполнения услышит своего учителя, который не будет вынужден повышать голос, чтобы быть услышанным за завесой шума, искажений и иных посторонних звуков. Таким образом, оптимальная организация дистанционного рабочего процесса минимизировала некоторые негативные аспекты удаленного обучения и показала свою эффективность. Опыт с проведением офлайн занятий (как дополнительных) будет мной в дальнейшем использован в очном образовательном процессе. 336 Современный мир стремительно меняется, а вместе с ним, в головокружительном вихре меняются, технологии, образование и даже общество в целом. Описываемые в данной статье вопросы исследуются нами и подробно рассмотрены в ряде наших работ (см., например, работы [1-3]). Особо отметим, что за круговоротом событий нельзя потерять вечные ценности, но в тоже время, надо уметь принимать ситуацию такой, какая она есть и твердой поступью двигаться к настоящим целям, умело используя при этом новые информационные технологии и адаптируя их под свои задачи. Я верю, что это время перемен сыграет положительную роль в развитии образования, музыкального искусства и, в конечном счете самого Человека.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/1092}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/1160}, }