%0 %A Михуткина, Н. В. %T МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ %D 2023 %X С возникновением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) и электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) открылась новая страница в истории развития музыкального искусства. Они дали безграничные возможности для музыкантов, для их творческих поисков и экспериментов. Новые музыкальные технологии невероятно обогатили звуковые средства. С помощью цифрового музыкального оборудования музыканты могут записывать и трансформировать звуковой материал. Аппаратные и виртуальные звуковые модули, синтезаторы и сэмплеры располагают огромным количеством звуков (тембров) с функциями их редактирования. У музыкантов появилась возможность творческих поисков в звукотембральном программировании, в новой организации звукового материала и звуковых форм, в организации звукового пространства, в поисках новых путей в музыкальном формообразовании и т. д. Эти изменения предъявляют иные требования к компетенциям музыкантов. Уже недостаточно быть просто хорошим исполнителем и иметь традиционные знания по музыкальной теории, классической гармонии, полифонии и инструментовке. Современному музыканту необходимы знания в сфере МКТ: акустики и электроакустики, звукозаписи, методов звукового синтеза и др. [1-2; 4] МКТ и информационные технологии предоставили в распоряжении музыкантов новые технические средства и изменили сам творческий процесс [2; 3]. Это обусловило необходимость изменения в содержании музыкального образования. Перед музыкальной педагогикой встали задачи воспитания креативных музыкантов, способных к новаторской деятельности и нестандартному музыкальному мышлению. Феномен творчества стал рассматриваться в единстве четырёх аспектов: креативной среды, креативного процесса, креативного продукта и креативной личности. 318 В музыкальных учебных заведениях активно внедряются инновационные формы и методы обучения. Обучение на основе МКТ предполагает овладение учащимися в равной степени теоретическими и творческо-практическими знаниями, умениями и навыками [9]. Содержание обучения с помощью МКТ нацелено на повышение эффективности образовательного процесса, который обеспечивает ученику прохождение оптимального пути овладения знаниями, умениями и навыками и позволяет сделать учебный процесс более интересным, познавательным и разнообразным. Музыкальное образование, основанное на индивидуальном обучении и личностно-ориентированном подходе способно создать творческую среду, которая будет ориентирована на развитие продуктивно-созидательной направленности личности. МКТ и электронное музыкальное творчество в ДШИ стали той самой креативной средой, где учащиеся погружаются в творческий процесс и создают креативные продукты творчества. Они включают в себя различные виды деятельностей: компьютерную аранжировку, сочинение, мультимедийное творчество и мультимедийные проекты [5]. Основой предмета «музыкально-компьютерное творчество» является «комплексный метод обучения», т. е. синтез теории и практики. Качество создаваемой электронной музыкальной аранжировки будет зависеть от правильного использования теоретических знаний, слухового и практического опыта ученика. Ученик овладевает знаниями по инструментоведению, инструментовке, истории оркестра, истории стилей и жанров. При создании аранжировки ученикам нужно продумать форму, фактуру, тембровую драматургию. Для этого необходимо развивать умения в области грамотного целостного анализа музыкального произведения, глубокого понимания стилистических особенностей, жанровых принадлежностей, а также основного содержания и художественных образов пьесы. В процессе обучения музыкально-компьютерному творчеству ученик осваивает различные МКТ-программы, знакомится с разнообразными электронными средствами выразительности и богатой тембровой палитрой синтезаторов и сэмплеров, Современные ЭМИ (виртуальные и аппаратные) снимают все тембровые ограничения, можно смело экспериментировать со звуком, находить новые звуковые краски, необычные сонорные звучания (см., 319 например, в работе [6]). Познание тайн звукообразования обогащает творческое воображение учеников и дает стимул к художественному новаторству. Создание аранжировки - это умственная аналитическая работа, подчиненная слуховому контролю. Ученик должен научиться слышать разнообразие звуковых красок, характер звучания различных тембров, тонкую градацию силы звука, плавный переход от одного звука к другому, звуковую перспективу фактурных пластов и пр. Умение достигать необходимой художественной выразительности с помощью электронного инструментария - важная составляющая электронной аранжировки. Особенное значение в практике обучения музыкальному искусству приобретают МКТ и ЭМИ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья [7-8; 10]. Занятия композицией в классе музыкально-компьютерного творчества способствует получению практических навыков по использованию своих знаний. Закрепляются и систематизируются полученные знания о средствах музыкальной выразительности, их роли и значении в создании различных музыкальных образов. Занимаясь композицией, ученикам легче осмыслить закономерности музыкального языка, правила и приемы инструментовки. Ребята учатся излагать свои музыкальные мысли и оперировать музыкальным материалом, учатся искать взаимосвязи между замыслом (образами) и соответствующими ему музыкальными средствами, правильно применять компоненты выразительных средств в своем творчестве. Еще одним перспективным видом творческой деятельности с помощью МКТ является мультимедийный проект. Ученик получает знания и практические навыки сразу по нескольким составляющим обучения: техническому, общеобразовательному и эстетическому компонентам. Он осваивает современные технические средства (включая электронный инструментарий, МКТ-программы, интернет-технологии), приобретает знания сразу по нескольким дисциплинам, учится ориентироваться в различных направлениях мультимедийной культуры. Создание видеоряда - это сложная кропотливая работа, требующая множественных компетенций. Это работа с разными компьютерными программами и различными типами файлов: текстовых, графических, аудио-и видео. 320 При создании мультимедийных работ у учеников развивается умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, выделяя важное для проекта. Работа с разными видами информаций позволяет детям все виды художественной деятельности (музыка, слово, жест, пластика, статика, динамика и пр.) воспринимать целостно, как один интегративный художественный образ. Видеоряд позволяет усилить чувства и эмоции, заложенные в музыкальном произведении, передать атмосферу и настроение, воссоздать в зрительных образах пространство музыкального сочинения, его ритм и внутреннюю динамику. Зрительные образы помогают в развитии музыкального мышления. Благодаря использованию с помощью МКТ разнообразных видов деятельности создаются оптимальные условия для интеллектуального и творческого развития учащихся, повышается познавательная активность, которая способствует развитию мотивации к получению навыков и накоплению фактических знаний. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/1088