PT - JOURNAL ARTICLE AU - Давлетова, К. Б. TI - ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1084 AB - Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (от 05 мая 2018 г. № 298н) предъявляет новые требования к содержанию образовательного процесса, к знанию методов применения технических средств обучения, информационных технологий, к использованию электронных ресурсов для осуществления разных видов деятельности, что предполагает существенное изменение процесса подготовки педагогов системы дополнительного образования детей (далее - ДОД). При организации подготовки педагогов-музыкантов высоким потенциалом обладает информационная образовательная среда (далее - ИОС), которая создает новые условия индивидуализации и повышения открытости, информатизации возможность расширения содержания программ повышения квалификации [1; 6]. Модернизация системы ДОД ориентирует педагога дополнительного образования на применение инновационных форм организации занятий, обновление содержания программ, повышение качества образовательного процесса и получение новых результатов. Педагог должен быть готов к формированию таких качеств учащихся, как умение работать в проектной деятельности, проявлять инициативу, самостоятельно находить нужную информацию и способы решения задач. При этом необходимо учитывать особенности ДОД, которые связаны с психолого-педагогическим взаимодействием между педагогом и воспитанниками, представляют процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающейся среды, где ведущим принципом образовательной деятельности является добровольность и интерес детей. Специфика системы ДОД, в которую входят Дома и Дворцы детского творчества, Центры творческого развития и гуманитарного образования детей и др., позволяет рассматривать профессиональную деятельность педагога-музыканта, работающего в этой системе, как многогранный вид деятельности, 298 части которой соответствуют образовательной, творческой, воспитательной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения. Однако, в сфере ДОД есть свои особенности, поскольку ДОД выступает как более «свободное» образование, куда чаще всего приходят работать люди, не имеющие педагогического образования. Это люди, увлеченные своей профессией и готовые поделиться своими знаниями с детьми. В сущности, педагог-музыкант системы ДОД является универсальным специалистом, к профессиональным качествам которого предъявляются новые требования: профессионал в музыкальном искусстве и педагогике, формирующий у учащихся знания и навыки, способствующий их развитию как личности, помогающий в решении социальных проблем. Высоким профессионалом становится успешный педагог-музыкант, которого дети добровольно выбирают, который становится значимым для учащегося и уважаемым. С развитием ИОС, изменением требований к профессиональной деятельности педагога-музыканта системы ДОД, одной из важных задач становится развитие информационной компетентности педагога-музыканта, связанной с формированием готовности педагога-музыканта к использованию потенциала информационных ресурсов, к применению современных педагогических технологий, форм, методов, средств ИКТ, МКТ в образовательно-воспитательном процессе. Перечисленные составляющие являются основой профессиональной деятельности педагога-музыканта в ИОС. Особое место среди исследований, раскрывающих вопросы организации профессиональной деятельности в ИОС, занимают работы ученых Е. О. Ивановой, И. М. Осмоловской [8], С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной [9], Е. В. Чернобай [10]. В исследованиях представлены разные подходы к сущности, структуре, компонентам ИОС. ИОС рассматривается нами как совокупность информационной, учебно-методической и технической подсистем, обеспечивающая и оптимизирующих учебный процесс, ориентирующий его участников на получение новых результатов [7]. Данная трактовка понятия обусловлена и тем, что ИОС обладает рядом характеристик, к которым относятся гибкость, целостность, открытость, полифункциональность, интерактивность, доступ к различным источникам 299 информации, визуализация, информационные и коммуникационные возможности, которые позволяют широко использовать современные технологии, методики, расширять учебные средства, внедрять новые формы обучения и инновационные виды образовательного взаимодействия в ИОС. Образовательные возможности ИОСсвязаны: - с возможностью индивидуализации содержания и способов работы с ним на протяжении всего процесса обучения, в этом случае индивидуализация рассматривается исследователями как структурная единица цикла обучения; - с возможностью выстраивать личностную среду со своим контентом и структурой, соответствующую образовательным целям; - коммуникативными и интерактивными возможностями, позволяющими взаимодействовать субъектам образовательного процесса друг с другом и программными средствами. Перечисленные характеристики и образовательные возможности позволяют использовать ресурсы ИОС дляразработки способов и технологий использования возможностей среды в целях подготовки педагога-музыканта к осуществлению плодотворной профессиональной деятельности в ИОС, обеспечивая, тем самым, более интенсивный процесс подготовки, ориентированность педагога-музыканта на самообразование и контрольно-оценочную самостоятельность. ИОС педагога-музыканта системы ДОД мы рассматриваем как многоуровневую многофункциональную систему компонентов, которая соответствует следующим видам деятельности: образовательно-методической, научно-исследовательской, контрольно-диагностической, технологической, повышению квалификации, коммуникативной. Образовательно-методическая подсистема обеспечивает информатизацию образовательно-воспитательного процесса в ДОД; улучшает качество процесса за счет применения средств информационных технологий, новых форм и видов образовательной деятельности. Включает: федеральные и региональные законы; профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых; образовательные программы, рабочие программы, учебно-методические пособий, электронные методические материалы, ЭОР, медиаресурсы. 300 Научно-исследовательская подсистема обеспечивает исследовательскую деятельность, обмен профессиональным опытом, диссеминацию опыта (конференции, семинары, публикации, статьи); Контрольно-диагностическая подсистема обеспечивает систему оценивания результатов и мониторинг образовательной деятельности и достижений учащихся; Технологическая подсистема обеспечивает роль в ресурсном обеспечении для разработки различных методических материалов; включает компьютерные и музыкально-компьютерные программы, учебные сайты; Подсистема повышения квалификации обеспечивает обучение на курсах повышения квалификации, профессиональную переподготовку; самосовершенствование, самообразование педагога-музыканта в ИОС; Коммуникативная подсистема включает информацию о сетевых педагогических сообществах, гиперссылки на образовательные. музыкальные, педагогические порталы. Таким образом, основным при подготовке педагога-музыканта к деятельности в ИОС является формирование информационной компетентности. Информационная компетентность в исследованиях ученых рассматривается в контексте информационного подхода: способность использовать потенциал информационных ресурсов; формирование ИОС педагога, в которой можно строить образовательный процесс с использованием инновационных форм, методов, технологий, расширение профессионального взаимодействия в ИОС с высокой степенью интерактивности. Использование цифровых музыкальных инструментов [3] и элементов моделирования процесса музыкального творчества [2], умение вести образовательную деятельность в интерактивной образовательной среде с опорой на музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [4; 5; 7] является определяющим в подготовке к ведению образовательной деятельности педагога-музыканта в ИОС. Опираясь на приобретенные знания, компетенции в области сетевых, дистанционных образовательных технологий, медиатехнологии, МКТ, педагог-музыкант готов создавать инновационный и социально-востребованный творческий продукт - авторские программы и методики музыкального воспитания детей; использование средств МКТ; мультимедийные дидактические 301 средства и обучающие программы, видеоматериалы, творческие проекты; готов строить образовательный процесс в условиях ИОС. Открытость среды предполагает возможность ее постоянного развития и пополнения. Содержательной основой подготовки является использование современных педагогических технологий и средств ИКТ и МКТ, которые совершенствуют процесс обучения, расширяя формы, возможности, технологии, направлены на максимальное развитие профессиональных компетенций педагога-музыканта. Именно в этот момент закладывается смысловое отношение педагога-музыканта к профессии, которое продолжает развиваться на протяжении всего профессионального пути.