PT - JOURNAL ARTICLE AU - Алиева, И. Г. AU - Горбунова, И. Б. TI - EDTECH И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ КВАДРИВИУМА DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1080 AB - Какое значение имеет понятие “EdTech”? EdTech - это очень широкий термин, в самом общем смысле обозначающий практику использования передовых цифровых инструментов, которые помогают повысить качество и эффективность осуществления образовательного процесса, часто обусловленного необходимостью принятия нестандартных решений, привлекающего использование передовых технологий, таких как онлайн-образование, иммерсивное обучение, различные форматы микрообучения и многие другие новые формы и форматы, которые подразумевают создание проектов по цифровизации образования, методическую и методологическую переработку образовательного контента, педагогическую ресурсной базы, применение новых образовательных технологий. В этой связи уже сегодня становится понятным, что такой подход существенным образом расширяет круг участников образовательного процесса, начиная с начальных этапов его реализации (дошкольное образование, общее среднее образование, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное, а также инклюзивное). Большая роль в процессе воспитания человека гуманного отводится музыке, способной внести в техническую образовательную среду атмосферу особой духовности, воздействующей на душу и сознание учащихся. Повышение уровня интеллектуального и духовного потенциала общества, приоритетное развитие общекультурных компонентов, развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к мировой культуре - такие принципы лежат в основе концепции современного музыкального образования. В соответствии 278 с этими принципами пересматриваются программы, формируются новые методики, проводятся исследования. Между тем не меньшего внимания требует противоположная задача, состоящая в необходимости внедрения математических знаний в гуманитарные сферы и, в частности, в музыкальную [6]. Сегодня общая гуманитарная направленность музыкального образования формирует соответствующее музыкальное мышление как синтез чувственности и рациональности, интуиции и знаний, причем, знаний, как правило, специфически музыкантских - эмпирических и теоретических. Развитие информационных технологий в музыке [5] и собственно музыкально-компьютерных технологий (далее - МКТ [3; 4]) позволяет со всей определенностью утверждать, что современный музыкальный компьютер, с использованием которого оказывается осуществимым моделирование процесса музыкального творчества [7], вошел в семью музыкальных инструментов. Уникальность и универсальность музыкального компьютера состоит, прежде всего, в том, что это не только инструмент для исполнения и прослушивания музыки, но и профессионально ориентированный программно-аппаратный комплекс для создания музыкальных произведений и, что особенно важно, - их подробного анализа [6], анализа, который опирается и на привычную, традиционную информацию (нотный текст, звучащая музыка), и на ту информацию, которая стала доступной благодаря новым МКТ: визуальное и аудиальное представление отдельных параметров целостной музыкальной ткани (характеристики громкости, частотного спектра, панорамирования и др.) и её отдельных фактурных компонентов (голосов мелодии, аккомпанемента, басовой линии и др.), возможных акустических эффектов и т. д. Есть ещё одна очень важная задача - поиск новых методов, позволяющих систематизировать бесконечное множество индивидуальных структур, ускользающих от традиционного музыкального анализа, и обобщить их, сохраняя индивидуальность. Категория нечеткости и связанные с ней модели и методы позволяют подвергать количественному анализу те явления, которые раньше либо могли быть учтены только на качественном уровне, либо требовали использования весьма грубых моделей. Необходимо заново осмыслить 279 процессы, происходящие в области этномузыкологии, и разработать собственную методологическую базу [1; 2]. Всё это отражается на особенностях формирования музыкального мышления учёного, исполнителя, композитора, педагога, студента музыкального вуза. При этом можно отметить, что подобная ситуация уже наблюдалась в прошлом. Так основу античной (греко-римской) и средневековой системы образования составляли цикл дисциплин, которые были объединены в тривиум, низшую ступень, и квадривиум - высшую ступень познания, куда входили арифметика, геометрия, музыка/гармония и астрономия/физика. Квадривиум (лат. quadrivium - «четырёхпутье») - общее название системы точных наук, курс продвинутого обучения в системе образования в Византии, возможность получения которого была уделом единиц. Объединяющим общим для вошедших в квадривиум дисциплин была арифметика (считалась базовой дисциплиной геометрии, астрономии, музыки (под которой подразумевалась наука «гармоника»). Освоение квадривиума позволяло перейти к пониманию/изучению метафизики с целью исследования природы сущего и познания высшего бытия, высшего единства. Сегодня мы видим частичное, а в чём-то даже и полное возвращение к обозначенной системе, однако, если раньше возможность получения такого образования была уделом единиц, то сегодня, благодаря становлению и развитию EdTech и МКТ, такой образовательный подход (см., например, в работе [8]) становится доступным для самого широкого круга обучаемых и их учителей. Все эти и другие подобные задачи может в должной форме осознать музыкант, обладающий широким спектром необходимых знаний, включающих - в том числе - и знания в области МКТ и ряда смежных дисциплин, а также естественнонаучных исследований и фундаментальных наук, составляющих действенную основу знаний, включающих их активную составляющую, соответствующую уровню интеллектуальных потребностей в этих знаниях для современного человека.