PT - JOURNAL ARTICLE AU - Власьева, А. Н. AU - Андреева, Н. П. TI - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧИТЕЛЯ ИЗО DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1079 AB - Рассмотрение идей гуманизации образовательного процесса в контексте изменяющихся требований к учителю влечет за собой не только и не столько повышение квалификации, но и качественное изменение процессов подготовки и переподготовки преподавательских кадров. Данная проблема позиционируется как одна из ключевых в системе образования. Изменение требований ФГОС и ФГТ влечет за собой конструктивный пересмотр рабочих образовательных программ, всего пакета методических материалов современного учителя. В настоящее время серьезный подход осуществляется и к процессу повышения квалификации современного учителя, и, в особенности, учителей эстетического направления. Потенциал развития учителей-гуманитариев направлен от переобучения к самообучению, и от самообучения к саморазвитию. Такой вектор подкреплен требованиями времени и повышенным уровнем гуманизации воспитательного процесса в школе с опорой на трансляцию гуманистических ценностей подрастающему поколению России. Одним из важнейших инструментов решения проблемы подготовки и переподготовки кадров становится индивидуальный образовательный маршрут. Основываясь на высоких требованиях к специалисту ХХI века, к учителю современной нам эпохи, а тем более к преподавателю дисциплин эстетического цикла необходимо учитывать собственную ориентацию педагога на высокую общую и профессиональную культуру. Создание индивидуального образовательного маршрута современного учителя есть основная целеполагающая платформа вопроса переобучения и переподготовки современных педагогических кадров. Цель исследования проблемы заключается в основательном изучении вопросов переподготовки кадров учителей эстетического направления, и, в частности, учителей изобразительного искусства. Решение следующих задач поможет сформировать индивидуальный образовательный маршрут учителя ИЗО в качестве активатора его профессиональных компетенций: 274 - рассмотреть проблемное поле вопросов, касающихся переподготовки учителей ИЗО в настоящее время; - определить эффективность использования современных платформ, сетей, материалов, ресурсов процесса переподготовки кадров, продуцирующих многофакторное и многоуровневое образование педагога в системе повышения его квалификации; - определить поэтапность формирования индивидуального образовательного маршрута современного учителя ИЗО. Актуализация процессов самообразования и саморазвития для преподавателей изобразительного искусства обусловлена запросами времени и общества, изменяющимися условиями преподавания, расширением парка педагогического инструментария, но и ограничивается реальным уровнем возможностей предполагаемого развития. Появление новых высокотехнологических возможностей проведения уроков и занятий диктует изменение их формата по содержанию и по форме: использование современных платформ, сетей, материалов, ресурсов продуцирует многофакторное и многоуровневое образование педагога в системе повышения его квалификации. Учитель ИЗО, находясь в новой информационной системе, моделирует свое образование и развитие с учетом пролонгации новых знаний в учебное пространство, к своим ученикам. Понимание требований к современному учителю ведет к рассмотрению личностных установок, мотивации к обучению и переобучению, прогрессу, саморазвитию, и, если таковые присутствуют, то максимальные стандарты в личностном развитии обеспечены. Маршрут индивидуального развития это поэтапный процесс, зависящий от каждого конкретного человека, как-то: - индивидуальные качества человека, - особенности психической деятельности, - темперамент, - черты характера, - жизненный опыт, - сфера личных интересов. 275 Запросы времени и общества продлевают «гармоничную личность», все чаще позиционируя «учителя как «индивидуальность», познающая, реализующая, актуализирующая себя и мир» [1, 85]. Поэтому методология педагогической науки распространяется и на самого учителя, на его личность, определяя, прежде всего, ценностно-смысловую проблематику самообразования и саморазвития. Все чаще ученые исследователи говорят о превращении познания в самопознание, оценивание в самооценивание, а подсознание в самопроектирование, - помощником в этом может стать самообщение. На этапе ревизии (первый этап исследования проблемы) своих собственных представлений о мире и профессии складываются обновленные понятия о себе и своих качествах, о росте и уровне социальных и профессиональных запросов, иначе говоря, происходит переформирование собственной системы ценностей. Учитель ИЗО, живо интересуясь современными процессами в окружающем мире и действительности, пересматривает аксиологическую элементику нравственных и этических представлений, направляет свое развитие к ближнему кругу развития самого себя и своих учеников, отталкиваясь от понимания контекста, выходит к широкому кругу проблем. Подобная деятельность может стать вторым этапом в формировании индивидуального образовательного маршрута учителя ИЗО. Изобразительное искусство как прикладной курс понимается в широкой практике дисциплиной не до конца оцененной, и потому у учителей ИЗО наблюдается разнородность и разноуровневость подготовки, а также определяются трудности в методологическом плане. Исследование этой части показало, что формулирование задач по подготовке и переподготовке учителя ИЗО может состоять из следующего комплекса вопросов: 1. Исследование состояния преподавания предмета. 2. Определение круга проблем философского, научно-теоретического, технологического характера. 3. Выявление профессионального маршрута. 4. Определение степени эффективности системы повышения квалификации. 276 Результатами подобных исследований (третий этап исследования) становятся выводы, заключающие в себе и разную подготовку учителей ИЗО, и существование трудностей в различных видах изодеятельности, и преобладание авторитарного стиля в работе с учениками, а также дидактические и методические трудности, формальность образования и др. Индивидуальный профессиональный маршрут учителя ИЗО призван спрогнозировать динамику ценностно-смысловых ориентиров в профессии, а значит, и личностный и профессиональный рост учителя ИЗО.