PT - JOURNAL ARTICLE AU - Андреева, Н. П. AU - Кобзарева, И. А. TI - К ВОПРОСУ О КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЦЕНТРЕ РЕАБИЛИТАЦИИ DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1069 AB - Коррекционная деятельность реабилитационного центра направлена на преодоление проявлений агрессии, выравнивание отклоняющегося индивидуального и группового поведения, а также на закрепление навыков по преодолению проявлений агрессии у воспитанников с умственной отсталостью. Актуальность данного вида коррекционной деятельности определяется характером отклоняющегося поведения у воспитанников реабилитационного центра: - одиночество, отсутствие стремления к коммуникации; - ограниченная потребность в контактах с окружающими; - проявление немотивированной агрессии; - стабильная отгороженность от внешнего мира; - острое сопротивление просьбам сотрудников и воспитанников; - неприятие некоторых перемен в обстановке и обстоятельствах; - склонность к повторам, рутине; - демонстрация непослушания, невникания; - однообразие интересов и пристрастий; - слабая выраженность эмоциональных реакций к окружающим; - неспособность дифференцировать явления, отличать главное; - дефекты речи; - выраженная тревожность; - неадекватная реакция на зрительные и слуховые раздражители; - выборочная сверхпривязанность. Целью исследования позиционируется достижение результата по преодолению агрессии у воспитанников реабилитационного центра с умственной отсталостью. Задачи исследования: - обобщение опыта по преодолению аффективной патологии и установлению контакта с воспитанниками; 223 - формирование целенаправленной деятельности по преодолению агрессии; - рассмотрение факторов и активаторов усиления позитивной направленности процесса по преодолению агрессии у воспитанников с умственной отсталостью. К проявлениям отклоняющегося поведения у воспитанников с умственной отсталостью относятся: прыжки, взмахи руками, крик, удары себя, бичевание, причинение боли другому, неуправляемость. Картина происходящего может усиливаться при возбуждении или, наоборот, при утомлении. Активизация движений чередуется периодами заторможенности. Может наблюдаться характерный набор штампованных звуков или слогов, чрезвычайная сензитивность (может выражаться барьерными состояниями, непреодолимостью некоторых из них, как-то: в застенчивости, робости, высокой чувствительности, низкой самооценке, сильной самокритике, склонности к длительному беспокойству и выражениям комплексов неполноценности), а также может присутствовать: чувствительность к перестановке вещей, предметов, демонстрация невозможности и нежелания делиться с другими. Коммуникация воспитанников ограничена знаками, жестами или звуками, реже отдельными словами. Наблюдаются кратковременные конфликты, стычки, применение силы, обиды по непонятным причинам. Воспитанники не задают вопросов самостоятельно, но могут подать сигналы о происшествии или проявлении злобы со стороны другого, звуками и жестами оформить жалобу, также могут не отвечать на обращения. В силу разных причин воспитанники испытывают трудности в понимании друг друга, сложных (длинных) текстов, ориентации в пространстве: в копировании движений, путаница понятий «верх-низ», «право-лево», «вперед-назад». Также отмечается чувство психологического дискомфорта при взаимодействии с другими людьми в результате взаимного непонимания, и, как следствие, полученного раздражения от непонимания. Вопрос недопонимания, непостижения смысла является ключевым в рассмотрении причин возникновения агрессии. Например, при проведении сюжетно-ролевых игр ход действия почти не запоминается и не развивается; результат игры условен. Неясное звукоизвлечение вызывает непонимание сути происходящего, и в результате, возникающее раздражение. Звуки, слоги, своеобразные стихи и песни возникают спонтанно, когда воспитаннику 224 захочется, чаще не связано со смыслом происходящего, отвлеченно. Наблюдается избирательность в контактах, неприятие, отсутствие общения как такового. Необходимо заметить, что присутствуют проблемы с организацией самостоятельных игр, парных и групповых, самостоятельным проведением досуга, самоорганизацией. По мнению специалистов агрессивные тенденции в поведении, также как и страхи, нельзя позиционировать только как отрицательные. Данные проявления в своем спектре способны отражать некую разлаженность, заторможенность, проявляться в форме желаний, защиты от негативных или невозможных для индивида воздействий окружающих. Агрессивное поведение может свидетельствовать о росте активности, могут выглядеть как попытка преодоления страхов или желание коммуницировать. Необходимо дифференцировать подобные проявления агрессии, сопровождая каждый случай индивидуально соответствующим коррекционным подходом. Самоагрессия как еще одно проявление девиации у воспитанников реабилитационного центра, явление достаточно нередкое. При смене стереотипа, изменениях, например, усвоенного порядка, при изменении обстановки, появления нового педагога, запрещении обычно дозволенного действия, педагогического воздействия или требования применить усилия и т. д. появляется самоагрессия. Формы самоагрессии проявляются в интенсивности раздраженных состояний (в течение продолжительного времени, иногда или часто могут бить себя по лицу, губам, лбу). Отвлекание, переключение внимания в данной ситуации являются неэффективными способами решения проблемы, наоборот, эти действия могут усилить напряжение и ужесточить самоагрессию. Однако, необходимость купировать срыв несет срочный характер, так как вызывает реальную опасность. Рассматриваемые методы работы с агрессией у воспитанников в процессе исследования проблемы: наблюдение за процессами снижения агрессивного поведения, анализ ситуаций по понижению агрессии, воспитательная работа по контролю за гневом и немотивированной агрессией, изучение характерного поведения. Предполагаемые маршруты коррекционно-развивающей работы в данном направлении опираются на изучение индивидуальности каждого воспитанника и выстраиваются в поэтапный процесс с применением различных образовательных и воспитательных методов. 225 Маршрут индивидуального развития зависит от уровня психологического развития каждого воспитанника, как то: - индивидуальные качества человека; - особенности психической деятельности; - темперамент; - черты характера; - личный жизненный опыт; сфера личных интересов. Запросы времени и общества продлевают «гармоничную личность», все чаще позиционируя «учителя как «индивидуальность», познающая, реализующая, актуализирующая себя и мир» [1, 85]. Как показывает опыт коррекционной работы, наиболее действенным оказывается следующий способ - оказание cитуативной помощи. - 1. Воспитатель или специалист реабилитационного центра начинает сопереживать, «голося» вместе с ним, в унисон его отрицательным переживаниям, обозначая подходящими словами его состояние («ой-ой-ой, какая беда»). В такой ситуации перенасыщения отрицательным аффектом почти всегда на время успокаивается, и, что особенно ценно - может принять формулировку воспитателя и использовать ее в другой ситуации острого дискомфорта. 2. Обучение в экстремальной ситуации более сложным формам протеста: стукнуть по столу, крикнуть, оттолкнуть руку взрослого, бросить игрушку. Оказывание эмоциональной поддержки, активация аутичного поведения необходимы даже при отсутствии явных аутоагрессивных проявлений в поведении. Такую поддержку необходимо осуществлять и в целях профилактики возможного возникновения агрессии в неблагоприятных психологических условиях. 3. Проявление избирательной агрессии, обрушивающиеся на игрушки, вещи и другие предметы, привлекшие внимание с желанием уничтожить объект, который был особо интересен. Например, порвать книгу. Справиться с проявлением такой агрессии бывает очень трудно - лучше, опираясь на знания о том, что для данного человека является особенно аффективно значимым. Результативно вовсе избегать появления этих предметов во время занятия и иметь возможность переключать внимание на менее аффективно значимые, но обязательно приятные и тонизирующие раздражители (игрушки, 226 звуки, импровизационный зов, на возню с водой, сна игру с мыльными пузырями, яркими кубиками и т. п.). 4. Проявление агрессии по отношению к окружающим людям: причинение боли, например, больно щиплет взрослого за руку, вдавливается подбородком в плечо или другое. Подобные действия при попытке общения могут усиливаться, «перебить» их достаточно интенсивным или более адекватным взаимодействием возможно. Данная ситуация регулируется вмешательством воспитателя или другого специалиста, частота и интенсивность подобной формы агрессии заметно снижаются. Остается лишь потребность «отметиться» - подойти, прикоснуться подбородком к плечу взрослого. 5. В случаях, когда воспитанники могут крепко обхватить и повалить другого, - в подобных ситуациях учим вежливости, комментируем, что и как надо делать: «Мы подойдем к воспитаннику, пожмем ему руку, скажем: «Привет!», «Пока!». 6. В ситуациях генерализованной агрессии при направленном активном действии ребенка, которая легко провоцируется «сенсорными свойствами, используемыми в занятиях предметов: воспитанники могут разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, размазывать краску, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок, портить имущество и т. д. Если пытаться их в этот момент переключить, может нарастать напряжение, но эти действия нельзя и игнорировать, так как дети застревают на них и сильно возбуждаются, растормаживаются. Необходимо, по возможности, «подключаться» к ним, проигрывать их вместе с детьми, придавая им яркий аффективный смысл, который известен детям из их жизненного опыта. Например, рассыпание мозаики можно комментировать, как «салют», разливание воды - как «море», разрывание бумаги - как «снег». Вместе с тем следует помнить о том, что создаваемые эмоциональные образы должны быть динамичными, толкающими на не менее аффективно заряженную активность и, на построение зачатков сюжетной игры, которые в дальнейшем надо пытаться по возможности разворачивать (подробнее обыгрывать ситуации праздника с салютом, устраивать «купание в море» и т. д.), а затем пробовать соединять в единый сценарный сюжет» [2]. Некоторые сюжеты игр, занятий по преодолению агрессии уже на начальном этапе дают положительный результат. Вторым этапом является 227 закрепление навыков преодоления агрессии с опорой на позитивный конструктивный элемент коммуникации со специалистом или внутри группы. Опытно-поисковая деятельность специалистов в группе реабилитационного центра по преодолению агрессивных состояний достигает цели исследования в процессе получения положительных результатов при переходе воспитанников в зону комфорта (в быту, на занятиях, во время досуга). Анализ вариантов преодоления агрессии при различных нарушениях позволяет справиться с отрицательными тенденциями в поведении воспитанника, при условии определения причин аффектации в структуре всех нарушений развития в онтогенезе в целом. Определение уровня нарушений позволяет подбирать наиболее адекватный коррекционный прием, нацеленный на работу с определенным уровнем девиантного поведения.