RT - отчет о НИР/НИОКР SR - Electronic T1 - Международная научно-практическая конференция "Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации" (на примере Герценовского университета) SP - 2023-11-22 A1 - Семикин, Виктор Васильевич YR - 2012 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10688 AB - В Герценовском университете 22-23 ноября состоялось важное событие в жизни психологического сообщества России - Международная научно-практическая конференция «Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации», посвященная 215-летию одного из старейших и ведущих вузов России. Ученое собрание приветствовали: Первый проектор РГПУ им.А.И. Герцена, профессор Гончаров С.А., заместитель директора Института психологии РАН, профессор Кольцова В.А.; заместитель директора по научной работе ПИ РАО, профессор Малых С. Б.; декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Санкт-Петербургской Государственной педиатрической медицинской академии, профессор Аверин В.А.; декан факультета психологии СПбГУ, доцент Шаболтас А.В. В конференции приняли участие представители психологического сообщества академических центров России: Института психологии РАН, Психологического института РАО, МГУ им. М.В. Ломоносова, а также из вузов разных регионов: Санкт-Петербургского государственного университета, РГПУ им. А.И. Герцена, МГППУ, Башкирского государственного университета, Иркутского государственного университета, Омского государственного университета, Пятигорского лингвистического университета, Нижегородского государственного педагогического института, Первого медицинского университета СПб, Педиатрической академии СПб, Петербургского университета железнодорожного транспорта, Гидрометеорологического университета СПБ, Военно-морского образовательного центра. Среди зарубежных участников аспиранты, магистранты и студент из Китая, Конго, Израиля и др. Общее количество участников конференции 375 человек, из них в Пленарном заседании участвовали 345 человек, в секционных - 232 человека, в круглых столах - 98 человек. На вечере воспоминаний: «О наших учителях» присутствовали 76 человек. На Пленарном заседании с докладами выступили: Кольцова В.А., заместитель директора Института психологии РАН «Уроки истории: чему нас учат наши выдающиеся предшественники; Ждан А.Н., профессор кафедры общей психологии факультета психологии, МГУ им. М. В. Ломоносова «Преемственность в развитии психологической науки: закономерность и реальность»; Дубровина И.В., главный научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии профессор Психологического института РАО, академик РАО «Развитие практической психологии образования в контексте идей Л.С. Выготского»; Панферов В.Н., профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена «Методологический потенциал понятия «Человек» в советской и современной психологии»; Ильин Е.П., профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена «Болевые точки отечественной современной психологии»; Кузьмина Н.В., доктор психологических наук, член-корреспондент РАО «Проблемы учителя в истории психолого-акмеологических исследований»; Регуш Л.А., профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена «От педагогической психологии к психологии образования»; Гусев А.Н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова «Роль Б. М. Компанейского в разработке деятельностного подхода в восприятии (взгляд из прошлого)»; Игнатенко М.С., доцент кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета, РГПУ им. А.И. Герцена «О классических традициях психологической науки и психологического образования в Герценовском университете». Обсуждению методологических проблем психологической науки, научных традиций, преемственности научных школ, научных идей, научных поколений, персоналий в науке были посвящены круглые столы и секционные заседания. Круглый стол 1. Проблемы преемственности и взаимосвязи научных психологических школ Ведущие: С.Б.Малых, доктор психологических наук, профессор В.А.Кольцова, доктор психологических наук, профессор А.Н. Ждан, доктор психологических наук, профессор Участники: М.В. Аринина, О.А. Артемьева, Н.В. Беломестнова, Б.А. Еремеев. Круглый стол 2. Феномен «психотехники» в истории психологии Ведущие: О.Г. Носкова, доктор психологических наук, профессор А.Н. Занковский, доктор психологических наук, профессор А.А.Грачев, доктор психологических наук, профессор Участники: Е.В. Колодяжная, Н.Ю. Стоюхина, Д.И. Кочетков, Ю.В. Макаров, А.И. Худяков, Н.М. Швалева, Е.Н. Ундуск. Круглый стол 3. Безопасность образовательной среды и критерии ее оценки Ведущие: И.А. Баева, доктор психологических наук, профессор О.В Вихристюк, кандидат психологических наук Е.Б. Лактионова, кандидат психологических наук, доцент Л.А. Гаязова, кандидат психологических наук Участники: А. Минаков, В.С. Литвинов, Л.М. Костина, В.Ф. Луговая. Круглый стол 4. Психологические проблемы образования: история и современность Ведущие: В.А. Иванников, доктор психологических наук, профессор Л.А. Регуш, доктор психологических наук, профессор Л.А. Головей, доктор психологических наук, профессор Участники: К.В. Дериглазова, Е.П. Кораблина, В.С. Литвинов, К.А. Сечина, Г.В. Семенова, М.А. Степанова, В.И. Панов, Ш.Р. Хисамбеев. Круглый стол 5. Феномен «Психологическая культура» в контексте культурно-исторической теории Ведущие: И.В. Дубровина, доктор психологических наук, профессор В. В. Семикин, доктор психологических наук, профессор Участники: Ван Хао Юй, Т.Е. Егорова, К.А. Куликова, В.Х. Манеров. Круглый стол 6. Визуальная среда как фактор развития человека: традиции и современность Ведущие: В.И. Панов, доктор психологических наук, профессор П.Н. Виноградов, кандидат психологических наук, доцент Участники: Т.А. Барышева, В.А. Гуружапов, А.В. Никольская, Е.А. Соловьева, Б.А. Столяров. Круглый стол 7. История становления акмеологии в психологической науке Ведущие: Н.В. Кузьмина, доктор психологических наук, профессор Участники: С.А. Котова, А.С. Воскресенская, Е.Д. Порцевская Круглый стол 8. Эвристический потенциал научного наследия Б.Г. Ананьева Ведущие: В.Н. Панферов, доктор психологических наук, профессор Участники: В.Г. Каменская, Е.Е. Алексеева, И.М. Богдановская, Н.Н. Королева Секция 1. Преемственность развития методологических идей в психологической науке Ведущие: В.А. Кольцова, доктор психологических наук, профессор А.Н. Ждан, доктор психологических наук, профессор Е.П. Ильин, доктор психологических наук, профессор Участники: Артемьева О.А., Беломестнова Н.В., Галяутдинова С.И., Емалетдинов Б.М., Еремеев Б.А., Жолобов Е.В., Зайцева С.А., Кошелева А.Н., Проект Ю.Л., Лактионова Е.Б., Микляева А.В., Шукова Г.В. Секция 2. Роль М.Я. Басова и Л.С. Выготского в создании методологических основ психологической науки и образования в России Ведущие: В.В. Семикин, доктор психологических наук, профессор М.С. Игнатенко, кандидат психологических наук, доцент Участники: Валугина Л.Г., Голик Ю.А., Николаева Е.И., Ждан А.А., Кольцова В.А., Ильин Е.П., Логинова Н.А. Секция 3. Научное наследие С.Л. Рубинштейна и его роль в современной психологии Ведущие: К.А. Абульханова, доктор психологических наук, профессор Б.С. Братусь, доктор психологических наук, профессор Участники: Аксельрод А.Л., Есикова Т.В., Коржова Е.Ю., Лемиш В.В. Секция 4. В.М. Бехтерев и В.Н. Мясищев как основатели медицинской психологии Ведущие: В.А. Аверин, доктор психологических наук, профессор А.Н. Алехин, доктор медицинских наук, профессор Участники: Малкова Е.Е., Чернорай А.В., Белогубец Т.А., Дмитриева А.А., Трифонова Е.А. Кадис Л.Р., Калин Н.И., Кулаков С.А., Будников М.Ю., Мохова В.О., Мухитова Ю.В., Нерсесян А.М., Чеснокова Е.Г., Чумакова И.О. Секция 5 . Развитие педологических идей в отечественных и зарубежных исследованиях Ведущие: А.Н. Ждан, доктор психологических наук, профессор М.С. Игнатенко, кандидат психологических наук, доцент Участники: Жарова Д.В., Кокин А.Б., Васильева Е.Л., Минькова Е.С., Панов В.И. Секция 6. Антропологическая теория Ананьева Б.Г. и перспективы ее развития Ведущие: Н.А. Логинова, доктор психологических наук, профессор О.И. Даниленко доктор культурологических наук, профессор Безгодова С.А., Микляева А.В., Еремеев Б.А., Иконникова Г.Ю., Шишова Н.А., Ильина С.П., Швалева Н.М. Секция 7. Психосемантические исследования внутреннего мира человека: прошлое - настоящее – будущее Ведущие: В.Ф. Петренко, доктор психологических наук, профессор Н.Н. Королева, доктор психологических наук, профессор Д.А. Медведев, доктор психологических наук, профессор Участники: Абдулаева М.М., Александрова Л. А., Алехин А.Н., Атюшев А.А., Губин В.А., Богдановская И. М., Векилова С.А., Гребенникова Е.А., Губин В.А., Смагин О.В., Климанова А.В., Куприянова Н. В., Рохина Е.В., Трегубенко И.А., Петренко В.Ф., Проект Ю.Л., Зибзибадзе М.Г., Хороших В.В., Судакова О.Н., Королева Н.Н. Вечер воспоминаний: «О наших Учителях» Ведущие: А.Н Ждан., Е.П. Ильин, М.С. Игнатенко, В.А. Кольцова, В.Н. Панферов, Л.А. Регуш, В.В. Семикин, Братусь Б.С. Воспоминания об отечественных психологах-классиках: Ломове Б.Ф., Басове М.Я., Гальперине П.Я., Ананьеве Б.Г., Зейгарник Б.Ф., Платонове К.К, Рубинштейне С.Л., Теплове Б.М., Люблинской А.А., Болтунове А.П., Выготском Л.С., Раеве А.И,., Степанове А.А., Степановой Е.И., Левандовском Н.Г. и др. Назван значительным вклад ученых-петербужцев в отечественную психологическую науку. Раскрыты преемственность отношений Петербургской и Московской психологических школ их плодотворноое сотрудничество на определенных этапах развития науки. Фундаментально изучаются научные школы Басова М.Я., Ананьева Б.Г, Мясищева В.Н., Рубинштейна С.Л. Герценовский университет воспринимается психологическим сообществом как один из ведущих научно-образовательных центров психологической науки и психологического образования в России. При этом отмечается необходимость усиления методологической составляющей в исследованиях современных ученых, углубление исследований в области методологии, методов исследования, современных научных направлений. Перспективами исследований в области истории и методологии психологии названы: восстановление исторической справедливости по отношению к научному наследию отечественных ученых – психологов, изучение и осмысления их вклада в обогащение мировой психологической науки, их теоретического наследия для решения практических задач современного этапа развития общества. Отмечена необходимость обращения к научным идеям и фундаментальным традициям, заложенным нашими классиками. Высказаны пожелания через публикации привлекать внимание научной общественности к исследованиям в области истории психологии, петербургской научной школы и развития методологических идей в их преемственности.