PT - JOURNAL ARTICLE AU - Гончаров, Сергей Александрович TI - Языки и культуры народов Севера: этнолингвокультурологический аспект DP - 2023-11-22 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10685 AB - На первом этапе исследования обоснована теоретико-методологическая база исследования, проведен анализ широкого круга литературы по языкам и культурам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В ходе исследования были разработаны основные индикаторы оценки состояния, тенденций и динамики развития языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языковая ситуация; состояние и формы просвещения, обучения и воспитания в области родного языка и культуры; состояние материально-технической базы и учебно-методической обеспеченности обучения и воспитания в области родного языка и культуры; состояние системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Одной из главных особенностей языковой ситуации в регионах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является ослабление позиций родных языков, связанное с изменением системы жизнеобеспечения и неэффективностью преподавания родных языков. Во всех регионах Севера наблюдается связь уровня владения родным языком с сохранностью традиционных хозяйственных видов деятельности. Ситуация с родными языками в целом может быть оценена как кризисная, требующая серьёзных и комплексных мер по возрождению языков как важнейшего фактора этнической идентификации населения. Мониторинг выявил большие различия в состоянии и функционировании образования в различных регионах Севера, Сибири Дальнего Востока. Проанализированы фактические данные по Ямало-Ненецкому, Чукотскому АО, Красноярскому и Хабаровскому краям, Республике Саха (Якутия). В Якутии наблюдается увеличение количества школ с преподаванием родных языков КМНС, в ряде регионов родной язык не изучается, обучение некоторым языкам ведется только в начальной школе. Специфика лингво-образовательной ситуации в различных регионах, наличие разных форм обучения связаны с необеспеченностью школ учебно-методическими пособиями, отсутствием программ обучения и кадрового обеспечения образовательного процесса, слабой мотивацией к изучению языка Мониторинг преподавания отдельных языков КМНС позволил выявить общие для всех регионов проблемные сферы развития обучения и воспитания в области родного языка и культуры (отказ от обязательности обучения родным языкам и культурам, сокращение количества часов на обучение родному языку, закрытие малокомплектных школ). Одна из причин этого - недостаточный уровень культурологического и этнологического просвещения. Типы образовательных учреждений зависят от региональных условий. В последние годы в местах компактного проживания КМНС существенно расширилось число кочевых школ. Данная форма обучения требует решения целого комплекса проблем, связанных с материально-техническим, кадровым и учебно-методическим обеспечением. В ходе исследования был проведен мониторинг состояния материально-технической базы и учебно-методической обеспеченности обучения и воспитания в области родного языка и культуры в регионах Севера. Остро стоит проблема изношенности материально-технической базы, наиболее благополучна ситуация в Республике Саха (Якутия) и в Ямало-Ненецком АО. Основная проблема преподавания языков коренных народов связана с отсутствием адекватной технологии обучения родному языку для не владеющих им. В ряде регионов акцент делается на использование современных компьютерных технологий, ведется разработка электронных и мультимедийных пособий по культуре коренных малочисленных народов Севера, создаются электронные библиотеки, аудиокниги, программное обеспечение по раскладке клавиатуры и шрифты для языков, электронные фонетические справочные пособия. Эффективность методики образования в области родных языков и культуры КМНС зависит от этнокультурной наполненности культурно-образовательной среды. При этом отсутствует система подготовки педагогических кадров, способных системно и комплексно решать проблемы трансляции этнической культуры. Исследование подтвердило, что одной из важнейших причин кризисного состояния сохранения языков и культур КМНС является неподготовленность к решению данной проблемы управленческих кадров. Мониторинг состояния системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для коренных малочисленных народов показал, что почти во всех регионах не хватает преподавателей родных языков. Подготовку педагогических кадров в области родных языков и культуры КМНС ведут лишь отдельные образовательные учреждения, среди которых на уровне высшего профессионального образования – РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск). Итогом проведённого мониторинга можно считать научно обоснованное представление об основных проблемах сохранения и развития языков и культур коренных малочисленных народов Севера в современном культурно-образовательном пространстве северных регионов. В ходе реализации второго этапа проекта «Языки и культуры народов Севера: этнолингвокультурологический аспект» разработаны теоретико-методологические основы междисциплинарного интегративного исследования языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Определён междисциплинарный статус и дано методологическое обоснование этнолингвокультурологического подхода (ЭЛК-подхода) к исследованию языков и культур коренных малочисленных народов. Выявлен реализующий ЭЛК-подход основной технологический инструментарий. Показано на конкретном материале, что именно ЭЛК-подход оказывается наиболее способен выявить сложные взаимосвязи между языком, ментальностью и культурой жизнеобеспечения коренных народов Севера и, таким образом, определить условия устойчивого развития этих народов. В качестве одного из важнейших условий указанной адаптации рассмотрена этническая безопасность северных этносов, принадлежащих к палеоазиатской, уральской и алтайской языковым общностям. ЭЛК-подход позволил уточнить взаимосвязь этнической идентичности с характером и уровнем межэтнической коммуникации (на материале вепсов Ленинградской области). Применение ЭЛК-подхода к исследованию функционирования нивхского языка позволило выявить условия преодоления отрицательной динамики в его развитии, определить основные индикаторы оценки состояния, уровня этого развития. Интегративный, междисциплинарный ЭЛК-подход позволяет вносить коррективы в исследование фольклора как феномена традиционной культуры северных народов (на материале эвенкийского этноса), выявить неучтённые ранее жанры фольклора, играющие важную роль в формировании этнической картины мира. ЭЛК-подход к функционированию языков коренных малочисленных народов позволяет уточнить существенные особенности этнолингвокультурной коммуникации, отразившиеся в таком явлении как языковая интерференция – явления, оказывающего серьёзное воздействие не только на речевую практику, но и на развитие самой языковой системы. Этнолингвокультурологический подход к языкам и культурам коренных малочисленных народов Севера создаёт необходимую методологическую базу для развития нового междисциплинарного научно-образовательного направления - «этнолингвокультурологического североведения», основанного на принципах инклюзивного образования. Проведенные исследования легли в основу учебно-методического пособия "Этнолингвокультурологическое североведение". Пособие создано с учетом задач модернизации образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и посвящено практической реализации нового научно-образовательного междисциплинарного направления – этнолингвокультурологического североведения – комплексного, интегративного знания о языках и культурах северных народов. Пособие предлагает новые подходы к изучению лингвоментальной и этнокультурной специфики северных народов, особенностей их этноязыковой картины мира, системы жизнедеятельности, межкультурного коммунитета. Развитие и модернизация культурно-образовательного пространства северных регионов рассматриваются как необходимое условие сохранения языков и культур северных народов. Учебно-методическое пособие предназначено для учащихся учреждений среднего и высшего педагогического образования, а также для системы повышения квалификации и переподготовки кадров для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.