PT - JOURNAL ARTICLE AU - Гончарова, Ольга Михайловна TI - Реальная критика" и русская культура второй половины XIX века DP - 2023-11-22 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10684 AB - Цели и задачи исследования, связанные с созданием основ концепции историко-литературного и культурного генезиса в России 2-й половины XIX в., выполнены. Исследование показало, что одним из самих репрезентативных явлений общественной жизни середины XIX в. стали "реальная критика" и критический дискурс, сыгравшие ведущую роль в культурной динамике. В русской культуре они стали источником генерации философских, антропологических и эстетических идей, культурных и литературных моделей. Характер деятельности "реалистов" определяется их интересом к философии, к утилитарно-материалистическим ее системам, на основании которых и была создана русская "реальная" мировоззренческая парадигма. По своей сути она является социокультурным проектированием социума и отдельного человека. "Реалисты" сформировали и такой значимый для истории феномен, как "наследие 1860-х", отношение к которому будет нескольк десятилетий определять позиции русской интеллигенции, развитие русской литературы, искусства и философии. 1860-е годы стали особым временем в культурном генезисе - эпохой "перелома", социокультурного кризиса, который во многом определялся првокативной природой нового "реалистического" мировоззрения. Провозглашенный еще предшественниками "реалистов" лозунг "новых начал в философии" обернулся теперь обилием мнений, суждений, понятийных систем, дискурсивных и социальных практик, которое формировало многополярность культуры, подрывающую изнутри ее целостность и стабильность. Основанием кризиса становитсся катастрофа самой культуры, утратившей динамизм и исчерпавшей внутренние потенциалы, а потому главные идеи складывающегося мировоззрения "реалистов" были связаны с острой критикой современности и проектированием "человека будущего". Идеи "мыслящих реалистов", трансформированные в жизненные практики молодым поколением, вступившим в открытый конфликт с обществом, положили начало формированию контр-элиты и контр-культуры. Наиболее ярко эти явления проявились в типе личности шестидесятника, его поведенческих текстах, в формах мышления и деятельности - радикальных по своему существу. Так выразился один из главных элементов социокультурного кризиса - поколенческий конфликт "отцов" и "детей". В русской истории противостояли позиции и культурные стратегии, определенные обостренным отношением к таким релевантным для культурогенеза категориям, как "старое" и "новое", "традиция" и "новаторство". В середине XIX в. оппозиция "старое-новое" из сферы интеллектуальных раздумий переместилась в центр истории: свое их понимание искал каждый - в пределах государства, сословия, семьи или личной судьбы. Стремление к "новизне", к "новой России" оформило и идею "нового человека", который стал главным "проектом" мыслителей-реалистов и был восторженно встречен молодежью 1860-1870-х гг., посчитавшей себя творцом русской истории. Затем уже наследники 1860-х будут прямо вмешиваться в исторический ход событий и создадут новую реальность - "подпольную Россию" (радикально-революционное движение). Построенная на идее "катастрофы" она доживет и до 1905 г., и до 1917-го, и станет неотъемлемой частью русской культурной истории. Поколенческий конфликт 1860-х был, несомненно, культурно-мировоззренческим, он разделил русской общество на два "лагеря" - молодых культуртрегеров-шестидесятников и всех остальных. Так через принцип поколения разделилась русская интеллигенция - одни жили в истории, другие "торопили" ее и продуцировали все новых "молодых" творцов будущего. Те же идеи мотивировали обращение "реалистов" и к литературе, всегда занимавшей ведущее место в культурной динамике России. Утилитарно-материалистическое отношение к творчеству обосновывалось "реалистами" через отрицание духовности и нравственной природы человека. Литература в этом случае рассматривалась как главный "конкурент" нового мировоззрения, поскольку она обращена к сфере духовного. "Реалисты" активно стремились выстроить литературное творчество по "своему образцу", а потому 1860-е гг. стали временем борьбы двух ведущих дискурсов в культуре: литературы и философии. С одной стороны, "реальная" философия сумела занять властные позиции в мышлении читателей, сумела подчинить себе творческий акт, что проявилось в целом ряде популярных произведений времени. С другой - именно кризисная ситуация инициирует поиск русскими писателями путей "противостояни" утилитаризму, что приводит к расцвету русского романа с его особым типом философско-религиозной художественности. Таким образом, "реальная критика" в своем дискурсе обозначила ситуацию кризиса в русском культурогенезе, который охватил все сферы национального бытия. Этот кризис может быть определен как во многом искусственный, поскольку социокультура эпохи, ее события прочитывались сквозь призму приниципов, основанных на идее "катастрофы". Преодоление общественно-культурного "упадка", в свою очередь, стало новым этапом культурной динамики, приведшим к становлению новых форм литературы, искусства и философии 2-й половины XIX в. Результаты работы по проекту нашли отражение в 9 публикациях, в 10 научных докладах, в подготовленных по итогам проекта рукописях: "Реальная критика и русская культура второй половины XIX века", "Межпоколенческие конфликты: опыт русской истории. Рекомендации для структур гуманитарного образования."