RT - SR - Electronic T1 - ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ SP - 2023-04-11 A1 - Максименко, К. Н. A1 - Велюго, И. Э. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1068 AB - Создание условий для максимально успешной адаптации является интегрирующей целью обучения и воспитания детей и подростков с умственной отсталостью. Дети и подростки данной категории испытывают значительные трудности в самореализации, в интеграции в общество и трудовые отношения, так как имеют низкий уровень отдельных адаптационных ресурсов и неспособны эффективно воспользоваться имеющимися ресурсами. Через понятие адаптации описывается сущность такого процесса взаимодействия биологической системы со средой, который обеспечивает поддержание оптимальных внутренних условий организма в меняющихся условиях окружающей среды [1, с. 211]. Таким образом, адаптационным потенциалом является способность и готовность биологической системы к реализации (разворачиванию) данного процесса. Адаптационный потенциал личности, как правило, рассматривается в научной литературе через способность личности к эффективным и оптимальным структурным и уровневым изменениям качеств и свойств под влиянием адаптогенных факторов [2, с. 67-73; 3, с. 35-39]. Существуют различные представления о тех адаптационных ресурсах, которые включены в адаптационный потенциал личности [2, с. 67-73]. Низкий уровень интеллекта значительно осложняет способность к успешной адаптации, однако данная категория обучающихся имеет различный адаптационный потенциал, и, кроме того, существуют пути повышения адаптационного потенциала в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Окончание обучения в школе и необходимость поиска дальнейшей трудовой или учебной занятости является ситуацией, требующей от такого выпускника достаточного уровня адаптационного потенциала. 219 По сути, сущностью обучения умственно отсталых обучающихся в старших классах является подготовка к приобретению статуса взрослого человека, имеющего адекватную занятость через создание и реализацию его индивидуальной образовательной траектории. Под адекватной занятостью мы понимаем такой вид деятельности человека, который с учетом его индивидуальных особенностей предоставляет ему максимальную самостоятельность, самореализацию, возможность получения дохода, является социально приемлемым и не связанным с нарушением законодательства. В целях подготовки обучающегося к такой роли нами в рамках деятельности региональной инновационной площадки на базе ГБОУ № 231 Адмиралтейского района был разработан алгоритм проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с умственной отсталостью при предпрофессиональной подготовке. Индивидуальная образовательная траектория выстраивается для обучающегося (выпускника) и его родителя (члена семьи) в рамках профориентационной образовательной экосистемы и представляет собой вектор движения обучающегося в направлении обретения статуса взрослого человека, имеющего адекватную занятость. Данный вектор, в целом, идет от общего к индивидуальному. Важную роль в реализации индивидуальной образовательной траектории при предпрофессиональной подготовке обучающихся с умственной отсталостью играет Служба наставничества, которая позволяет каждому старшекласснику иметь индивидуальное сопровождение по вопросам подготовки к дальнейшей занятости и ее обретению. Индивидуальная образовательная траектория в данном случае разделяется на три основных периода: 1. Обучающийся как часть класса (1-7 классы). Мероприятия ориентированы на общий уровень класса. 2. Обучающийся как наставляемый (8-11 классы). Мероприятия ориентированы на особенности конкретного обучающегося, индивидуальная образовательная траектория курируется наставником. 3. Выпускник как наставляемый. После окончания школы обучающийся остается в профориентационной экосистеме, имеет возможность получать помощь наставника и других специалистов. 220 Индивидуальная образовательная траектория как вектор может быть разделена на 3 компонента, исходя из содержания предпрофессиональной подготовки и ее психолого-педагогического сопровождения: - Информационный; - Деятельностный; - Адаптационно-компетентностный. Данные компоненты удобно описать через ожидаемые результаты на различных этапах. Информационный компонент. Начальная школа. Обучающийся имеет представление о мире профессий, видах деятельности человека с акцентом на доступных профессиях. 5-7 классы. Обучающийся обладает информацией о доступных профессиях и видах занятости; имеет общие представления об образовании и трудоустройстве. 8-11 класс. Обучающийся обладает углубленной и конкретной информацией о дальнейшей занятости; знает, где можно получить дополнительную информацию. Выпускник. Выпускник знает, где можно получить образование, у кого можно получить дополнительную информацию, может обратиться за помощью к педагогам школы, получить от них информацию о консультациях специалистов (юристов, врачей, социальных работников и т. д.). Деятельностный компонент. Начальная школа. Обучающийся имеет положительное отношение к труду; способен к продуктивной деятельности; владеет мелкой моторикой, способен выполнять отдельные операции; следовать простым инструкциям. 5-7 классы. Обучающийся имеет возможность попробовать различные виды профессиональной деятельности; способен освоить операции одной из профессий. 8-11 классы. Интеграция и индивидуализация наставником всего образовательного процесса, включая неформальное образование; выездные мероприятия. Обучающийся критично относится в освоенным навыкам, понимает свои сильные и слабые стороны. Выпускник. Выпускник имеет адекватную занятость (обучение или трудоустройство (в том числе, сопровождаемое). 221 Адаптационно-компетентностный компонент направлен на приобретение обучающимися следующих адаптационных компетенций. Обучающийся с интеллектуальными нарушениями: - умеет выстраивать формальную и неформальную коммуникацию; - имеет широкий и гибкий арсенал адаптивных копинг-стратегий; - способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; - способен выполнять указания, действовать по инструкции; - способен самостоятельно организовать свою деятельность; - обладает адекватной самооценкой, критичностью, способен к саморефлексии; - имеет обоснованные адекватные планы на будущее; - умеет формулировать запрос, искать и получать помощь; - не имеет эмоциональных, психологических, поведенческих особенностей, затрудняющих адаптацию; - имеет поддержку семьи. Исходя из этого, адаптационно-компетентностный компонент индивидуальной образовательной траектории обучающихся с умственной отсталостью при предпрофессиональной подготовке является интегрирующим в отношении повышения адаптационного потенциала.