RT - отчет о НИР/НИОКР SR - Electronic T1 - Проектирование образовательно-культурной среды на основе взаимодействия музея, школы и вуза SP - 2023-11-22 A1 - Суворова, Екатерина Павловна YR - 2013 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10676 AB - Переход педагогики от субъект-объектных отношений к отношениям субъект-субъектным вывел понятие «взаимодействие» на первый план. Взаимодействие рассматривается в исследовании как процесс, в котором синтезируются человеческие силы, организационные структуры, порождаются новые знания, смыслы, ценности. Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в преодолении отчуждения современного школьника от духовно-нравственных ценностей и культурно-исторического наследия; необходимостью определения методических путей преодоления противоречия между потенциалом культурного наследия музеев России и ограниченностью его включения в образовательный процесс современной школы; потребностью субъектов образовательно-культурной среды в конструктивном взаимовыгодном взаимодействии; потребностью школы в достижении образовательных результатов, заданных ФГОС. Новизна исследования состоит в том, что • впервые предложена универсальная модель многоэтапного процесса взаимодействия мегаобъекта культуры (на примере музея), школы и вуза в образовательно-культурной среде; • междисциплинарное взаимодействие в образовательном процессе выстроено на принципиально новых базовых структурах – межпредметных связях методологического характера; • целостная система сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников строится на взаимодействии с объектами образовательно-культурной среды – музеями-памятниками - от замысла до представления учащимися результатов проекта на конкурсной основе; • разработаны методические модели организации уроков, тематических мероприятий в режиме взаимодействия школы, музея, вуза на уровне образовательного учреждения, района, города. Вклад теоретического характера: выявлены принципы построения модели трехстороннего взаимодействия музея школы и вуза; определена структура образовательно-культурной среды, проектируемой на основе взаимодействия трех субъектов образовательного пространства; разработана универсальная модель, учитывающая уровни образовательно-культурной среды, выделены и описаны этапы процесса трехстороннего взаимодействия; охарактеризованы функции и определена роль каждого участника трехстороннего взаимодействия на каждом этапе; определены условия эффективного функционирования образовательно-культурной среды, реализующей взаимодействие музея, школы и вуза. Вклад методологического характера: определена роль взаимодействия музеев со школами в реализации подхода к образованию как институту культуры; выделены направления проектирования образовательно-культурной среды; теоретически обосновано построение системы ключевых методологических компетенций как базы для активной реализации междисциплинарного взаимодействия в контексте освоения тематических музейных материалов; обоснована необходимость и целесообразность реализации метаметодического подхода к организации процесса трехстороннего взаимодействия. Вклад методического и прикладного характера: разработано методическое обеспечение включения культурологического материала в образовательный процесс: разработан матричный многофакторный классификатор межпредметных задач, отражающий их конструктивные особенности; определены способы и методика включения культурно-исторического наследия музеев в школьное образование; созданы методические модели организации уроков и тематических мероприятий в режиме взаимодействия школы, музея, вуза; разработаны и адаптированы в процессе поискового эксперимента междисциплинарные задачи, охватывающие разные образовательные области, адресованные учащимся разного возраста, обучающимся в образовательных учреждениях различных уровней; выявлены структурные составляющие междисциплинарных задач. Перспективы реализации предложенной модели процесса трехстороннего взаимодействия музея, школа и вуза обусловлены ее универсальностью, что дает возможность ее перенесения на взаимодействие с любым мегаобъектом культуры и создает условия для расширения и активизации образовательно-культурной среды в решении задач приобщения подрастающего поколения к культурно-историческому наследию. Исследование носит самостоятельный характер. План исследования выполнен полностью. Содержание публикаций, указанных в отчете, соответствует проблематике проекта.