Отчет о НИР
Средние учебные заведения Петербурга в годы Первой русской революции"
В данном проекте впервые в исторической литературе было проведено комплексное исследование такого общественно-политического феномена как «школьная революция» 1905 – 1907 гг. в учебных заведениях столицы Российской Империи. Необходимо отметить, что как заявленная тема в целом, так и ее отдельные аспекты до настоящего времени не подвергались специальному изучению.События 1905 – 1907 гг. сыграли серьезную роль не только в истории страны в целом, но и в судьбе российской средней школы. Протестные настроения и поведение школьников, создание родительских организаций и профессиональных учительских союзов в 1905 – 1907 гг. являлись важной и весьма существенной составляющей общей ситуации в революционном Петербурге начала XX века. В ходе проделанной за отчетный период работы было установлено, что школьное движение в Петербурге имело свои особенности и свою логику развития. Внутренние его причины заключались в кризисном состоянии средней школы, порожденном консервативной политикой Министерства народного просвещения в толстовско-деляновскую эпоху. К началу XX столетия неудовлетворительное состояние «школьного дела» было признано на самом верху, началось активное обсуждение судеб российской средней школы в профессиональной педагогической среде и на страницах газет и журналов. Мощным внешним толчком для перерастания вялотекущего, отчасти латентного кризиса в открытый, демонстративного проявления оппозиционных настроений стали события «Кровавого воскресенья» и забастовочное движение в высших учебных заведениях Петербурга. Уже в первые месяцы революции довольно четко обозначились контуры основных форм протестных действий школьной молодежи: химические и стекольные обструкции, распространение прокламаций и листовок, устройство общих сходок, составление петиций учебному начальству. Сдерживающими факторами на данном этапе являлись страх наказаний и жесткая позиция гимназической администрации, поэтому выступления старшеклассников имели место только в отдельных учебных заведениях, носили локальный характер и не привели к перерыву в занятиях. Основными участниками событий были учащиеся казенных учебных заведений; частные школы пережили этот период небезболезненно, но с меньшими издержками. Требования учеников в основном носили академический, а не политический характер и заключались в изменении учебных программ, отмене системы внешкольного надзора, допуске реалистов в университеты и т.д. В первый, «романтический», период «школьной революции» молодежь искала опору в родителях, в которых видела своих союзников и защитников от произвола и репрессий учебного начальства. Поворот средней школы лицом к родителям был вынужденной мерой, вызванной к жизни бурными событиями Первой русской революции. Как весьма консервативный и закрытый социальный институт, она в целом была не готова к вмешательству в свои дела извне и какому бы то ни было общественному контролю. Педагогическая корпорация за редкими исключениями отнеслась к деятельности возникших родительских организаций настороженно, а в некоторых случаях – откровенно враждебно. На протяжении 1905 года наблюдается стремление к объединению и радикализация настроений в родительской среде, проявившиеся в стихийном создании родительских кружков при отдельных учебных заведениях, а затем – единого Родительского союза, выступавшего за немедленную коренную реформу средней школы. Наиболее острая фаза "школьной революции" наступила в октябре-декабре 1905 г. Фактически 1905/1906 учебный год в средней школе Петербурга был сорван. Под влиянием происходивших в стране событий акценты в требованиях молодых людей несколько сместились, но по-прежнему редко выходили за рамки "академических" проблем. Осенью 1905 - весной 1906 г. учащиеся старались вырвать у взрослых право на учреждение инсттитута старост и свободное посещение занятий, стремились самостоятельно определять свой круг чтения и формы проведения досуга, требовали невмешательства в свою личную жизнь и неприкосновенностти корреспонденции и т.д. В целом можно констатировать, что гимназисты и реалисты старшего возраста прежде всего хотели, чтобы в них перестали видеть бесправных и безгласных детей и уже примеривали на себя студенческие "одежды". В этот период начались выборы родительских комитетов при разных учебных заведениях, министерством были разработаны механизмы их формирования, состав, сфера деятельности и т.д. На данном этапе родительские собрания стали нередко носить характер политических митингов, более отчетливо проявилась их конфронтация с администарцией и педагогическим персоналом отдельных учебных заведений. Работа, проделанная за отчетный период, позволяет сделать вывод о том, что в Петербурге не было ни одного среднего учебного заведения, которое бы не оказалось затронуто событиями "школьной революции". Однако степень вовлеченнности в эти события и формы протестной активности юношей и девушек были различными. Что касается мужских учебных заведений, то наиболее активно проявили себя учащиеся Ларинской (Четвертой), Введенской (Девятой) гимназий и Первого реального училища. Их протестные действия заключались в срыве занятий, устройстве в зданиях своих учебных заведений баррикад, сходок и митингов, в том числе с участием посторонних лиц, стекольных и химических обструкций, подаче петиций с разнообразными требованиями учебному начальству, бойкоте некоторых учителей, участии в уличных демонстрациях и т.д. Эта активность никак не была связана с социальным происхождением учеников и их семей, а порождалась совсем другими факторами: наличием неформальных лидеров в молодежной среде, связей со студентами, позицией родителей и педагогического коллектива. Так, в Ларинской и Ввведенской гимназиях педагоги старались в ряде случаев идти на компромисс, не прибегать к репрессивным мерам в отношении бунтующих учеников, что способствовало появлению в учебном заведении старостата и быстрому укоренению новых практик (устройство сходок, вынесение резолюций, посредническая деятельность старост, их участие в заседаниях педсовета и т.д.). В Первом реальном училище педсовет, отчасти поддержав учеников, пошел на открытый конфликт с учебным начальством, объявив недоверие директору и инспектору заведения, что обернулось увольнением ряда педагогов со службы и отдачей их под суд. В женских учебных заведениях Ведомства учреждений императрицы Марии протестное движение учениц обретало более "мягкие" формы: отправка писем в редакции газет по случаю увольнения преподавателей, обращения к руководству гимназий с просьбой об устройстве бесед с преподавателями по поводу "текущих событий", Только в самые "горячие" дни революции (например, в декабре 1905 г.) , гимназистки принмали участие в общегородских ученических забастовках, но при этом все равно выступали в качестве ведомой силы (то есть их как правило "снимали" с занятий делегаты от мужских гимназий и реальных училищ). Опыт Первого реального училища показал, что попытки пробить брешь в бюрократическом устройстве учебных заведений, подведомственных Министерству народного просвещения даже на волне революционных событий 1905 – 1906 гг. были обречены на неудачу. Ведомство жестко стояло на страже устоев и сурово карало ослушников. Кроме того, в большинстве гимназий и реальных училищ Петербурга педагоги добровольно (будучи частью чиновничье-бюрократической системы) или вынужденно (боясь неизбежных взысканий по службе) поддерживали существовавший на тот момент школьный режим и не выступили с поддержкой своих бунтовавших коллег. На данном этапе протестные выступления преподавателей средней школы на рабочем месте были скорее уделом одиночек. Реальные шаги к «автономии» и коллегиальному управлению возможно было в этих условиях сделать лишь в частных школах, которые в меньшей степени испытывали давление округа и министерства Выявленные материалы позволяют сделать вывод о том, что в ходе событий "школьной революции" в Петербурге были предприняты шаги по созданию так называемых "новых школ". Это были частные учебные заведения, открыто противопоставившие свою деятельность политике Министерства народного просвещения и провозгласившие лозунг "свободной и автономной школы". Наиболее успешной из них, сумевшей преодолеть многочисленные бюрократические, финансовые и организационные трудности, стала гимназия И. А. Смирнова и Л. Д. Лентовской, приютившая в своих стенах многих столичных гимназистов, добровольно или принудительно покинувших в 1905/06 учебном году казенные школы. История этого учебного заведения свидетельствует о том, что на практике существовали альтернативные министерским, в основном репрессивным, способы выхода из того кризисного положения, в котором оказалась русская школа в начале XX века. Одним из важнейших аспектов Первой русской революции стало пробуждение общественной инициативы, проявлявшееся, в частности, в создании разнообразных профессиональных союзов. Проведенное исследование показало, что петербургские педагоги средней и низшей школы в 1905 – 1907 гг. с большим энтузиазмом приняли участие в деятельности как минимум четырех таких объединений: Союза учителей средней школы, Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, Социал-демократического союза деятелей по школьному и внешкольному образованию и Всероссийского союза учителей и деятелей средней школы. Из перечисленных организаций пожалуй только петербургский Союз учителей средней школы, не увлекаясь «большой политикой», поставил своей целью борьбу за коренную реформу средней школы. Первоочередными задачами такой реформы столичные педагоги видели введение «автономности педагогической корпорации» и всеобщего бесплатного обучения без каких бы то ни было ограничений, а также широкой гласности в работе школы. Целью создания профессиональных объединений они считали «возрождение» школы, защиту учеников от произвола и насилия, организацию нравственной и материальной помощи своим товарищам. Что касается школьной молодежи, то ее действия в целом продолжали оставаться разрозненными и стихийными. В отличие от педагогов,у школьников не было никакой возможности создавать свои легальные объединения даже после манифеста 17 октября. Единственной более-менее массовой подпольной организацией был Северный союз учащихся средних школ, однако он был раскрыт полицией еще в январе 1904 г. и поэтому не принял активного участия в событиях "школьной революции".