TY - JOUR T1 - ВИЗУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАБОТЕ С ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ AU - Виноградов, П. Н. Y1 - 2023-04-11 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1067 N2 - Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях. Она является не только важной характеристикой, но и критерием функционирования, стабильности и развития любой системы. Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особенно нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, так как только при соблюдении условий безопасности возможно более полное формирование личности. Безопасное поведение - это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не приносящее вред окружению. По мнению С. Л. Рубинштейна [11], поведение - это особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность (социальная обусловленность поведения). У человека безопасное поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих относительно безопасный контакт индивида с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей. Формирование безопасного поведения у детей с одной стороны подчинено общим закономерностям развития навыков, а с другой стороны, должно опираться на особенности детской психики, физиологических возможностей и жизненного опыта ребенка. Более успешно поведение развивается и проявляется в ведущем виде деятельности. Психологическое обеспечение безопасности детей и подростков в ситуациях 213 бытового повседневного поведения давно стало предметов большого количества исследований. Исследователи обращают внимание на выявление как типовых ситуаций повседневной деятельности, так и экстремальных ситуаций в которые часто попадают дети. Специалисты в области организации безопасности жизнедеятельности сосредоточены на характеристике и конструировании безопасной среды. Психологи поставили своей задачей - выявления психологического ресурса в избегании и преодолении ребенком опасных ситуаций. Опираясь на концепцию Единства сознания и деятельности и повышении роли субъекта в регуляции безопасного поведения С. Л. Рубиштейна, И. А. Баева [1] и ее ученики раскрыли важность развития деятельности ребенка по преодолению опасных ситуаций в позиции субъекта. А. Н. Леонтьев одним из первых в мировой педагогике и психологии изучал вопрос о том, что наглядных средств недостаточно для полного восприятия и понимания информации. Он говорил, что должны быть активные действия учеников. Так как лишь в таком случае, наглядные материалы формируются в психические образы. То есть человек с помощью своих органов чувств переносит эти образы на себя и воспринимает их. В современном педагогическом словаре наглядность определяется как - свойство или принцип и метод обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений [7]. Наглядность используется для приобретения знаний о внешних свойствах математических объектов, о взаимосвязи объектов, об их сходстве и различии. Роль наглядности заключается в том, что она дает возможность показать учащимся более углубленные связи между свойствами и параметрами визуальных объектов, создавая корректный образ. Психологи считают, что для того чтобы корректно подобрать и использовать наглядность на уроке необходимо определить действия учащихся по отношению к средствам объекта наглядности, а также действия, которые должны будут выполнить учащиеся, чтобы усвоить материал на сознательном уровне. Визуальные модели (или как еще употребляется «визуальное моделирование») - это способ оценки с помощью органов зрения, которые воспроизводят картины реального мира. Моделирование служит полезным инструментом анализа ситуаций, обмена информацией между всем миром. Моделирование помогает получить более полную информацию о мире. 214 П. Н. Виноградов [3] продемонстрировал эффективность использования визуальных моделей в работе с аффективными переживfниями детей. Важной стороной приобретения ребенком социального опыта являются механизмы подражания, идентификации и ролевого поведения. Все эти механизмы реализуются в коммуникации, в которой всегда присутствуют, по крайней мере, две стороны - воспринимающая и воспринимаемая. При этом, воспринимаемый выступает своеобразной моделью с которой считываются важные состояния и поведенческие реакции. Важное открытие, которое сделал выдающийся психолог А. Бандура, исследуя процессы социального научения, это - восприятие другого человека как целостной поведенческой модели, с которой ребенок может себя сознательно или бессознательно идентифицировать. Он вычленяет следующие возможные направления влияния модели на наблюдателя: а) посредством наблюдения поведения модели могут приобретаться новые реакции; б) через наблюдение последствий поведения модели (его вознаграждения или наказания) может усиливаться или ослабляться сдерживание поведения, которому наблюдатель ранее научен, т. е. существующее у наблюдателя поведение модифицируется благодаря наблюдению модели; в) наблюдение поведения другого (модели) может облегчить реализацию реакций, ранее приобретенных наблюдателем. Вопрос о научении через наблюдение A. Бандура считает весьма важным, в частности в связи с тем, что «теория должна объяснить не только, как приобретаются образцы реакций, но и как регулируется и поддерживается их выражение» [2, 8]. В. И. Жуковский [5], характеризуя способности ребенка к выражению отношения к миру в графической деятельности, характеризует ряд этапов развития, среди которых наиболее развитыми являются Этап создания графической суммативной модели предметной ситуации (события, явления) и этап создания графической целостной модели предметной ситуации (события, явления), которые характеризуют возможности ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Панов В. И. [8], анализируя процесс восприятия динамических ситуаци, считает, что: «…объект (объекты) восприниматься в качестве системы отсчета, казаться движущимся или же неподвижным, зависит от перцептивной организации феноменального поля, в частности от его пространственно-временной структуры, восприятие которой предопределяет, 215 какие именно компоненты этой структуры будут выступать в роли феноменальной системы отсчета» [8, с. 97]. Е. В. Рягузова расматривая поведение субъекта в условиях ситуативного окружения указывает, что: «Под психологической ситуацией мы понимаем когнитивный конструкт; представляющий собой результат активного взаимодействия личности и среды, в ходе которого происходящее организуется, воспринимается, типизируется, оценивается и наделяется определенным социальным значением и личностным смыслом» [12, с. 74]. В данном определении представлены как внешний, так и внутренний компоненты ситуации, которые при взаимодействии и могут давать наиболее адекватное представление о возможности реагирования человека на такие вызовы современности как нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность. Существует достаточно широкий репертуар прочтения объективной актуальной ситуации и соответственно многообразие, многозначность и полисемичность психологических ситуаций. Автор затрагивает в своей статье и явление визуальной репрезентации как способа конструирования - реконструирования смысла событий, выводят изображения объектов из пространства и времени, в которых эти объекты пребывают, и конструируют психологическую ситуацию, оформленную и осмысленную в соответствии с культурными нормами. Л. А. Регуш [9] и ее ученики в своих работах обращают внимание на важность развития наблюдательной деятельности человека, которая может носить как стихийный, так и целенаправленный характер. Развитие у человека навыков наблюдения позволяет ему наиболее точно отразить окружающую действительность, а единство познавательного, аффективного и волевого компонентов в оценке жизненной ситуации могут дать ребенку ресурсы для оптимального преодоления возникших трудностей. Еще большее значение в работах Л. А. Регуш [10] придается способности к прогностической деятельности ребенка: для того, чтобы не попасть в опасную ситуацию - важно предвидеть возможное протекание события. Становление и развитию этих процессов способствует развитый процесс коммуникации и обогащенная визуальными образами экстремальная жизненная среда. В процессе общения ребенок наблюдает большое число примеров 216 поведения, которые приводят к различным результатам, что позволяет говорить о том, что это привычная для него деятельность. Для раскрытия сущности опасной для ребенка ситуации важно сконструировать такую визуальную модель деятельности предьявляемого ребенку персонажа, которая позволит реализовать единство трех взаимосвязанных процессов субъекта: визуального восприятия, визуального мышления и визуального прогнозирования. Визуальное восприятие позволит отразить видимые компоненты опасной ситуации. Визуальное мышление даст возможность выявить скрытые свойства ситуации и выстроить связи, проявить отношения между объектами и обстоятельствами окружающей среды. Значение визуального мышления в решении задач конкретной ситуации продемонстрировано в нашем исследовании [4]. Визуальное прогнозирование позволит оценить вероятность опасного стечения обстоятельств и предотвратить попадание в опасную ситуацию. Работа по созданию конкретных технологий подготовки ребенка к преодолению опасных ситуаций уже ведется [6] и включает следующий перечень заданий и упражнений. Планшет «Сначала - потом» - визуальная система, которая мотивирует ребенка с ментальными нарушениями к совершению непривычной деятельности (обучение новым навыкам) либо той деятельности, которая ребенку не нравится. Визуальное расписание/план - демонстрирует порядок активностей в течение дня или порядок действий на уроке/занятии. Показывает ребенку объем заданий и позволяет самостоятельно ориентироваться в учебном процессе.Визуальные инструкции - необходимы в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи и для дальнейшей самостоятельной работы.Визуализация правил поведения - визуальное отображение правил и норм поведения в школе позволяет учащимся самостоятельно осваивать нормы поведения в обществе.Социальные истории - отображают ситуации, которые вызывают трудности у учащегося с РАС, а также описывают пути их решения.Визуальные цепочки последовательности действий - отображают последовательность действий и позволяют учащимся эффективно осваивать навыки и самостоятельно их принимать.Визуализация продолжения деятельности - позволяет представить время наглядно. Учащиеся понимают продолжительность деятельности, и это предотвращает нежелательное поведение.