Отчет о НИР

Психолого-педагогические факторы становления волонтерской деятельности как ресурса развития современного общества

В. Семикин
2014

Цель проекта: выявление психолого-педагогических факторов волонтерской деятельности, механизмов и особенностей ее становления в современном обществе, а так же разработка программно-методического обеспечения подготовки специалиста-организатора волонтерской деятельности. Для выполнения целей и решения задач исследования был проведен теоретический анализ философских, социо-культурных и психолого-педагогических исследований по проблематике волонтерской деятельности, обобщен исторический и современный опыт отечественного и зарубежного волонтерского движения, осуществлена психолого-педагогическая трактовка основных категорий добровольческой деятельности. Использование полисистемного подхода дало возможность рассматривать волонтерскую деятельность как целостное, системное образование, как социально-психологический феномен, а становление волонтерской деятельности как психолого-педагогический процесс, который служит основой для формирования ценностно-смысловой, рефлексивной, когнитивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности. Сопоставление моделей волонтерской деятельности, анализ структуры, специфики позволили теоретически обосновать модель становления волонтерской деятельности, которая включает ценностно-смысловой, коммуникативный, деятельностный (поведенческий) компоненты. Дальнейшим этапом в исследовании стала разработка программы эмпирического исследования, подбор психодиагностического инструментария для эмпирического наполнения теоретической модели. Полученные результаты эмпирического комплексного исследования на разновозрастных группах испытуемых были статистически обработаны, проанализированы и описаны, что позволило выявить содержание компонентов модели волонтерской деятельности, а так же определить внешние и внутренние факторы ее становления. Благодаря обобщению эмпирических данных модель волонтёрской деятельности может быть представлена ценностно-смысловым, когнитивным, рефлексивным, эмоционально-волевым, коммуникативным и деятельностным компонентами в их взаимосвязи. А процесс становления волонтерства и его успешность зависит от соответствия внешних и внутренних факторов. Полученные эмпирические результаты исследования позволили теоретически обосновать модель подготовки специалиста-организатора волонтерской деятельности. Заключительным этапом выполнения проекта стало обоснование теоретических, методических, организационных положений, а так же практических рекомендаций по организации волонтерской (добровольческой) деятельности. Подготовлены рукописи монографии, которая дополняет конкретными научными данными содержание программы подготовки организаторов волонтерской деятельности, учебно-методического пособия, в котором рассматриваются теоретические аспекты волонтерской деятельности, а также нормативно-правовые и организационные основы волонтерства и добровольчества. Так же подготовлены к изданию учебно-методический комплекс, в котором разработана учебная программа, методические рекомендации для преподавателей и задания для самостоятельной работы студентам и учебно-методические материалы, в которых рассмотрены подходы к организации волонтерской деятельности, описаны законодательные основы волонтерской деятельности и педагогические условия по развитию добровольческих инициатив. Таким образом, в ходе реализации проекта в полной мере были выполнены поставленные цели и задачи.

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник