PT - JOURNAL ARTICLE AU - Соломин, Валерий Павлович TI - Интеллектуальный потенциал инновационного развития России: стратегии модернизации образования DP - 2023-11-22 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10659 AB - Проведенное исследование позволило выявить основные подходы в понимании модернизации, а именно представление ее как комплексного, системного, глобального процесса, отличающегося относительной длительностью (жизнь нескольких поколений людей), ступенчатостью, необратимостью. Поскольку модернизация тесно связана с социальными и образовательными аспектами, то важнейшая роль в ее осуществлении принадлежит среднему классу, а также политической и интеллектуальной элите, представители которых должны вести продуктивный диалог с обществом. Значительную роль в осуществлении модернизационных процессов играет человеческий капитал, являясь интенсивным производительным фактором и главным ресурсом развития общества. В исследовании содержательно уточнены близкие по смыслу понятия «модернизация», «реформа», «инновация», обнаруживающие при более внимательном рассмотрении полисемантизм, различие смыслов, а также определенную зависимость от контекстов, являясь формами культурогенеза в том числе и в сфере образования; представлена аналитика двух альтернативных паттернов образования: позитивистского и экзистенциально-персоналистического; определен феномен креативного капитала в ряду таких понятий как креативная экономика, антропологический капитал, социальный капитал (постматериальные ценности), приводятся характеристики и анализируются возможности данных понятий при исследовании модернизационных практик российского образования. В ходе исследования был осмыслен интеллектуальный потенциал общества как специфический человеческий ресурс, направленный на осуществление амбициозных целей современной России: инновационное развитие экономики, разработку и внедрение высоких технологий, достижение социально-политической стабильности и культивирование в обществе идеалов высокой нравственности и духовности. Роль интеллектуалов, способных к нравственной саморефлексии, проектированию, прогнозированию и управлению общественным развитием в этих условиях трудно переоценить. Однако современное состояние политико-экономической, научной и образовательной элиты, ее социальный состав, мера мировоззренческой зрелости и ценностных ориентиров, ее роль в формировании гражданского правового общества остается непроясненной и нуждается в тщательном исследовании и открытом обсуждении. В ходе состоявшихся дискуссий, семинаров и круглых столов участниками конференции последовательно проводилась и аргументировалась мысль о том, что сама возможность сохранения и воспроизводства интеллектуального и нравственного потенциала России непосредственно реализуется сферой образования при условии ее структурно-содержательной модернизации. При этом особое внимание было уделено разработке концепции креативности, методов и технологий ее развития, также управленческих и лидерских способностей кадров современной России, природе научного, технического и управленческого творчества. В этом контексте утверждается содержательное различение понятий «творчество», «креативность», «лидерство» в алгоритмах общего, особенного и единичного. В то же время в процессе исследования политико-хозяйственных элит современной России, были выявлены и некоторые иные существенные методологические предпосылки социально-философского осмысления элитарных сообществ. В процессе исследования была выявлена симметрия концептов «власть» и «трагическое»: феномен власти раскрывает суть трагического, и обратно, - трагическое раскрывает суть власти. Субъект власти вынужден нести ответственность за те процессы, полностью контролировать которые он не в состоянии. Рекрутируемый во властители берет на себя ответственность и перед последователями вынужден надевать маску бестрепетной уверенности, заведомо обрекая себя на необходимую ложь и создание иллюзий. Особо следует отметить предпринятую попытку изучения процессов становления нравственной культуры личности, способной адекватно отвечать вызовам времени, адекватно ориентироваться в предлагаемых историей обстоятельствах, отчетливо формулировать цели на основании устойчивой системы ценностных ориентиров, прогнозировать развитие событий и ответственно действовать в той или иной сфере общественной практики. В этом смысле, модернизация «сверху» означает изменение идеологии (коммерциализацию) и жесткие процедуры технологического характера, такие как разрушение институциональной структуры. Так называемая «знаниевая парадигма» смещает целевые доминанты к ценностному (аксиологическому) содержанию образовательных процессов и систем, обеспечивающих не столько накопление информации, сколько способность к ее получению и действенной интерпретации. В исследовании систематически раскрыт социально-философский и антропологический смысл понятий элитизации, массовизации и псевдоэлитизации образования. Аргументирован вывод о необходимости создания в обществе культурной образовательной среды высокого качества для формирования подлинной элиты, аутентичной национальной культуре и образованности, культивирующей идеалы подлинной культуры и научности, соответствующей достижениям и требованиям научно-технического прогресса, предполагающей цивилизованную конкурентность и соревновательность. Конкретизированы пути формирования развитой социокультурной идентичности специалистов, составляющих элиту общества. Выявлены особенности элиты с точки зрения ее открытости инновационным, модернизационным и реформационным процессам, происходящим в обществе. Обоснованы критерии отнесения субъекта к категории элиты. Предложена и обоснована модель специалиста инновационного типа в области образования, адекватная тенденциям информатизации и глобализации мирового сообщества. Осуществленный проект развернутого исследования интеллектуального потенциала России показал существенную роль культивирования интеллектуального труда в стране и необходимости разработки перспективного плана деятельности в этом направлении. Было показано, что в развитии потенциала инновационного развития России в качестве базовой структуры решающую роль играет национальная культура труда. Основу культуры труда составляет не только творческий энтузиазм отдельных представителей интеллектуальной элиты, но и массовое трудолюбие, в том числе особенно в области интеллектуального труда. Было показано, что массовое трудолюбие тесно связано с высоким системным качеством социальных отношений. В выполненном проекте выявлено, что массовое положительное отношение к труду вообще и в особенности - положительное отношение к интеллектуальному труду до сих пор представляет собой серьезную национальную проблему в России. Поэтому именно в культивировании труда и состоит, по существу, базис и решающее условие возможности формирования нового интеллектуального потенциала России, - также как и основное направление модернизации российского образования. Духовное освоение мира, на которое нацелен в своих аксиологических измерениях интеллектуальный потенциал любой страны, может произойти только «по ту сторону сущего», в его высшем пласте, в пласте бытия. Поэтому столь существенно призвание гуманитаристики в аксиологической аналитике высших смыслов национального бытия. Интеллектуальный труд по своему происхождению глубинным образом обнаруживает как раз свою природу абсолютного духа, а интеллектуальный потенциал страны во всех своих самых конкретных обнаружениях таит в себе эстетическое, религиозное и философское измерения. Именно в них коренится фундаментальное условие возможности любви к труду вообще, и особенно страсть к исследованию и конструированию. Исследования в процессе поставленных в проекте задач привели к существенному различению модусов прогнозирования развития общества. Интеллектуальный потенциал страны, творческие возможности элиты зависят от существенных темпоральных характеристик, которые до настоящего анализа оставались в тени исследовательского интереса. На основе специального анализа развития интеллектуальных возможностей России в ХХ и XXI вв. был получен целый ряд существенных результатов, которые необходимо артикулировать в осмыслении нашего современного национального бытия. Все задачи, поставленные в проекте, выполнены в полном объеме.