TY - JOUR T1 - Аксиосфера современности: философско-эстетический анализ и нравственное обоснование социокультурных практик AU - Валицкая, Алиса Петровна Y1 - 2023-11-22 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10658 N2 - Основные результаты выполнения проекта – обоснование инструментального статуса понятия и разработка концепции аксиосферы культуры (1); определение спектра социокультурных практик современности, ориентированных системой духовно-нравственных ценностей (2); обоснование парадигмальных изменений современных образовательных процессов и систем, целевая установка которых определяется задачей гуманизации аксиосферных процессов (3); построение моделей формирования мировоззренческой сферы личности и ее ценностных констант в аксиосфере мегаполиса (4); реализация теоретических выводов проекта в образовательно-просветительской практике (5). В ходе проекта опубликована коллективная монография «Аксиосфера современности: философско-эстетический анализ и нравственное обоснование социокультурных практик», которая рекомендована как учебное пособие для студентов и магистрантов университета. Разработан и опубликован глоссарий «Эстетика и этика» – инновационный учебно-методический жанр, позволяющий вариативно строить преподавание аксиологических сюжетов на различных уровнях образовательных программ. Он содержит не только краткие определения, но и конспективные изложения содержания основных понятий, схватывающих аксиологическое содержание социокультурных практик современности, акцентируя проблематику глобальной и отечественной ситуации гуманитарно-аксиологического кризиса. Публикация этих книг, а также серии статей по теме проекта (более 18), надо полагать, будет способствовать активизации внимания управленческих властных структур к механизмам кодирования сознания граждан, работающим в сфере массовых коммуникации, и, что особенно важно сегодня, – к решению задач мировоззренческой ориентации образовательных программ высшей и средней школы. Программа учебного курса «Аксиология личности» (на сайте: aesthttics-herzen.narod.ru\Html\) адресована студентам не только гуманитарных, но и естественно-научных направлений подготовки. Цель этого курса - формирование ценностного мироотношения, способности к пониманию и нравственно-эстетической интерпретации социокультурных практик современности, способности к осознанному выбору собственной позиции. Эта цель достигается в последовательности освоения основных принципов и понятий современной аксиологической философско-антропологической проблематики, путем возведения практического индивидуального опыта саморефлексии на уровень научного понимания проблем ценностного мироотношения, формирования научно обоснованных критериев, ориентиров, принципов и подходов в профессиональной деятельности. В рамках проекта разработана и реализована программа магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое петербурговедение». Реализована образовательная программа «Педагогическое петербурговедение» (72 ч.) в системе повышения квалификации учителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Подводя итоги работы по проекту, следует констатировать, что его теоретико-методологические, организационно-просветительские и образовательные задачи, поставленные в Заявке, решены полностью. Тем не менее, следует особо отметить открытость аксиологической проблематики, связанной с нарастанием динамики аксиосферных процессов в современном мире. Важно, чтобы намеченные в проекте аспекты исследовательского внимания продолжали быть в фокусе интересов гуманитарного научно-образовательного сообщества России.