PT - JOURNAL ARTICLE AU - Лаптев, Владимир Валентинович TI - Высокотехнологичная информационная образовательная среда DP - 2023-11-22 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10651 AB - Информационно-аналитический отчет о работе конференции «Высокотехнологичная информационная образовательная среда» - 2015 Общая информация Ежегодная международная научно-практическая конференция «Высокотехнологичная информационная образовательная среда» была проведена 12 мая 2015 г. в г. Санкт-Петербург Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена. Основная программа конференции состояла из пленарного и 3 секционных заседаний: «Инновации в аспекте информатизации образовательной деятельности», «Информационные технологии в научных исследованиях», «Социально-культурные эффекты информатизации» — всего более 35 докладов. Организаторы Организатор конференции — Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Организацию мероприятий научной программы осуществлял организационный комитет конференции. Состав организационного комитета: Председатель оргкомитета: Лаптев В.В – академик РАО, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, профессор, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена Члены оргкомитета: Носкова Т.Н. – д-р пед. наук, канд. техн. наук, профессор, директор института компьютерных наук и технологий (зам. председателя), Флегонтов А.В. – д-р физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой компьютерной инженерии и программотехники (зам. председателя), Гавронская Ю.Ю. – д-р пед. наук, канд. хим. наук, доцент, профессор кафедры химического и экологического образования (отв. секретарь), Артемьева Е.В. - д-р филос.наук, профессор, профессор кафедры теории и истории культуры, Беляева Л.Н. – заслуженный деятель науки РФ, д-р филол. наук, профессор, профессор кафедры образовательных технологий в филологии, Королева Н.Н. – д-р психол. наук, профессор, заведующая кафедрой психологии профессиональной деятельности, Пиотровская К.Р.– д-р пед. наук, канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры методики обучения математике и информатике. Конференция была поддержана очным участием исследователей из ведущих европейских университетов: University of Silesia in Katowice (Poland); University of Extremadura (Spain); Constantine the Philosopher University in Nitra (Slovak Republic); Lisbon Lusíada University (Portugal); University of Ostrava (Czech Republic); Alecu Russo Balti State University (Republic of Moldova), а также Triple H Hamalasaran of HHH TECHNOLOGY Inc ‘HHH University (Australia). Большая группа зарубежных участников конференции в течение месяца работала в РГПУ им. А.И. Герцена в рамках международного исследовательского проекта IRNet (International Research Network for study and development of new tools and methods for advanced pedagogical science in the field of ICT instruments, e-learning and intercultural competences) (http://www.irnet.us.edu.pl/partners) совместно с учеными института компьютерных наук и технологий РГПУ. Научная программа Перечень основных вопросов, рассмотренных в рамках научной программы международной научно-практической конференции «Высокотехнологичная информационная образовательная среда»: - тенденции развития глобальной информационной образовательной среды; - научные подходы к построению передовой ресурсной базы электронной образовательной среды; - информационная образовательная среда вуза как механизм реализации инновационных методик обучения и организации самостоятельной работы студентов, - проблемы воспитания молодежи в современной информационной среде; - инженерная образовательная среда с элементами смарт-образования; - компьютерная дидактика в области естественных и искусственных языков; - информационные извлечения и интеллектуальный анализ данных различной природы в науке и образовании - открытые образовательные ресурсы как инструмент формирования компетенций; - поведенческие и психологические особенности профессиональной деятельности в виртуальных средах обучения и научной коммуникации. По материалам конференции опубликован сборник, включивший 32 научные статьи: Высокотехнологичная информационная образовательная среда: сборник статей международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 12−13 мая 2015 года. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 231с. ISBN 978-5-94777-392-7, 6 лучших докладов были опубликованы в виде научных статей в журнале «Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (Журнал входит в новый список ВАК РФ): 1. Носкова Т. Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2015. N 177. - С. 61-69. ISSN 1992-6464 http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/177/noskova_177_61_69.pdf 2. Баранова Е. В. Современная информационно-образовательная среда вуза как механизм реализации требований стандартов нового поколения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена]. - СПб., 2015. - N 177. - С. 70-73. ISSN 1992-6464 http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/177/baranova_177_70_73.pdf 3. Беляева Л. Н. Автоматизированные рабочие места в образовательной среде вуза: структура и функции // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена - СПб., 2015. - N 177. - С. 74-79. ISSN 1992-6464 http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/177/beliaeva_177_74_79.pdf 4. Мкртчян В. С., Бершадский А.М., Бождай А.С. Разработка теоретических основ и моделей для организации сервис-ориентированных взаимодействий интеллектуальных самоорганизующихся компонентов в межгосударственных электронных образовательных системах, сетях и средах // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2015. - N 177. - С. 94-99. ISSN 1992-6464 http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/177/mkrttchian_177_94_99.pdf 5. Моглан Д. В. Развитие компетентности в области объектно-ориентированного программирования у бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях сетевого сообщества // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2015. - N 177. - С. 100-105. ISSN 1992-6464 http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/177/moglan_177_100_105.pdf 6. Яковлева О. В. Электронная среда университета: возможности поддержки внеучебной деятельности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2015. - N 177. - С. 132-137. ISSN 1992-6464 http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/177/yakovleva_177_132_137.pdf Участники конференции На пленарном и секционных заседаниях зарегистрировано 104 участника, из которых 80 человек являлись авторами докладов, а 24 – принимали активное участие в развернувшихся дискуссиях. Гостями конференции были студенты и аспиранты вузов Санкт-Петербурга, а также заинтересованные IT специалисты и работники образования. При анализе состава участников гости конференции не учитывались. Анализ структуры участников Доля иностранных участников из 6 стран (Чехия, Словакия, Польша, Республика Молдова, Португалия, Испания, Австралия) составила 17%. Большая группа зарубежных участников конференции в течение месяца работала в РГПУ им. А.И. Герцена в рамках международного исследовательского проекта IRNet совместно с учеными института компьютерных наук и технологий. Иностранные участники в качестве рабочего языка преимущественно использовали английский. Российская Федерация была представлена участниками из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Пензы, Томска, Анадыри, Йошкар-Олы. Со стороны Российской Федерации в работе конференции кроме ученых РГПУ им. А.И. Герцена активное участие принимали исследователи различных университетов и научно исследовательских институтов России: Санкт Петербургский государственный педиатрический университет, Санкт Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский институт информатизации РАН, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный технологический институт «СТАНКИН», Московский государственный гуманитарный университет имени М. Шолохова, Пензенский государственный университет, Марийский государственный университет, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Чукотский филиал Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, а также Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр и Российский морской регистр судоходства. Диаграмма «Статус участников» приведена в файле с дополнительными материалами. Более половины участников — молодежь (52%), они очень активно принимали участие в работе секций и в дискуссиях, при этом интересы молодых специалистов распределились в соответствии с тематикой секций пропорционально. Диаграмма «Возраст участников» приведена в файле с дополнительными материалами. В целом научные интересы участников конференции распределись следующим образом: информатизация образования и инновационные образовательные технологии – 41 человек (39 %), IT — 37 человек (36 %), социально-культурные эффекты информатизации — 26 человек (25 %). Диаграмма «Научные интересы участников» приведена в файле с дополнительными материалами. Высокий научный уровень конференции подтверждается уровнем образования и признанным научным авторитетом участников. В работе конференции приняли участие академик РАО В.В. Лаптев, три Заслуженных деятеля науки и техники РФ, 21 российских доктор наук и 15 кандидатов наук, два специалиста из стран Евросоюза уровня Full Doctors и 16 уровня PhD, 15 аспирантов и докторантов, 19 студентов магистратуры, 12 студентов старших курсов бакалавриата, а также учителя, инженеры и другие специалисты с высшим образованием. 70 % докладчиков – обладатели ученых степеней, из них 27% доктора педагогических, физико-математических, технических, филологических, культурологических и психологических наук, 19 % кандидаты наук, 3% - специалисты из Евросоюза со статусом Full Doctors, и 21 %- специалисты из Евросоюза со статусом PhD. Диаграмма «Участие специалистов разного уровня в докладах» приведена в файле с дополнительными материалами. По сравнению с аналогичной конференцией прошлого 2014 года повысился общий научный и теоретический уровень обсуждения. Увеличилось число и доля иностранных участников, что позволило обсудить не только российские, но и мировые тенденции развития информационной образовательной среды. Устный опрос подтвердил высокую степень удовлетворённости участников конференции качеством проведения и уровнем научных мероприятий. В рамках дополнительных мероприятий на факультете информационных технологий была проведена выставка публикаций сотрудников РГПУ им А.И. Герцена по проблемам информатизации образования, прошли встречи гостей конференции с молодыми учеными и студентами. В рамках конференции состоялся обмен перспективными научными идеями для комплексного решения проблем синтеза высоких образовательных технологий с программным, техническим и другими видами обеспечения вычислительных систем с целью обучения, воспитания и развития личности в информационном обществе нового типа. Отличительной особенностью конференции стал ее трансдисциплинарный характер. Проблемы информатизации образования обсуждались как с позиции инженеров, разработчиков технической инфраструктуры современной образовательной среды, так и со стороны педагогов, ученых-гуманитариев и естественников, осваивающих эту инфраструктуру через новые образовательные практики и реализующих инновации в практической деятельности. Психологами анализировалось влияние электронной среды на сознание и поведение развивающегося человека, в фокусе внимания культурологов оказались новые грани цифровой культуры. Различные методологические подходы и исследовательские практики в своей совокупности позволили всесторонне рассмотреть феномен высокотехнологичной образовательной среды, реализуемой на базе новых технических средств и достижений общественных и гуманитарных наук. Информационная поддержка и сопровождение мероприятий в сети интернет В рамках подготовки международной конференции была проведена предварительная on-line регистрация участников (http://reading.herzen.spb.ru/hitech/), также можно было задать вопросы и прислать тезисы доклада по электронной почте vtiosrgpu@gmail.com. Это позволило уже до мероприятия оценить количество участников, их профессиональный уровень, провести анализ интересующей тематики, оптимизировать распределение заседаний по секциям в соответствии с заявленными интересами. Активное использование Организаторами указанного ресурса позволило не только оптимизировать и ускорить все организационные процессы, но и фактически использовать его в качестве эффективного информационного ресурса по заявленной тематике. Кроме официального сайта РГПУ им. А.И. Герцена http://www.herzen.spb.ru/news/12-05-2015_3/, информационную поддержку конференции осуществляли следующие СМИ: газета Ученого Совета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Педагогические вести» (электронный спецвыпуск http://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/5/2015/pedvesti_el_2015_42.pdf), научный журнал «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», Издательское агентство ООО «Книжный дом». Обзор работы пленарного заседания и секций Пленарное заседание проходило в Дискуссионном зале РГПУ им. А.И. Герцена, с 10.00 до 13.00. Открыл заседание председатель организационного комитета конференции вице президент российской академии образования, академик РАО доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Лаптев. В своем приветственном выступлении академик отметил, что активная нарастающая информатизация деятельности человека и требования, выдвигаемые инновационной экономикой к современному специалисту, предопределяют не только неизбежный переход к новым приемам работы со знаковыми системами, к принципиально иным интеллектуальным способам решения профессиональных задач, формам представления и извлечения знаний, но также и к многовариантным коммуникациям в расширенных пространственных и временных координатах с использованием человеко-машинного взаимодействия и автоматизации рутинных операций. Поиск подходов к решению этой проблемы связан с осознанием того факта, что информатизация общества выводит на лидирующие позиции ранее не востребованные аспекты профессиональной деятельности, что, в свою очередь, влечет пересмотр образовательных стратегий. В докладах пленарного заседания активно обсуждались фундаментальные проблемы развития человека в инновационных виртуальных средах функционирования информации. Заместитель председателя доктор педагогических наук, кандидат технических наук, директор института компьютерных наук и технологий РГПУ им. А.И. Герцена, профессор Т.Н. Носкова в докладе «Электронная информационная среда: проблемы воспитания» проанализировала риски влияний окружающей электронной среды на развитие нового поколения. Опираясь на ценностные координаты, которыми следует руководствоваться в образовательных взаимодействиях при информатизации среды, она раскрыла задачи воспитательных взаимодействий в общеобразовательной и высшей школе. Ученые из Санкт-Петербургского института информатизации РАН профессора В.В. Александров и С.В. Кулешов в совместном докладе «Программируемый МИР: Информационные технологии XXI века» (докладчик В.В. Александров) рассмотрели историю становления понятия «программируемого» мира через этапы становления кибернетики, информатики, алгоритмической теории А.Н. Колмогорова и программируемой технологии. Заслуженный деятель науки РФ, профессор Л.Н. Беляева (РГПУ им. А.И. Герцена) в своем докладе «Система автоматизированных рабочих мест в структуре образовательной среды» подняла проблему организации информационных и обучающих ресурсов для объединенного образовательного пространства современного университета. Эта идея была раскрыта на примере лингвистической поддержки образовательных ресурсов в рамках образовательной среды всего университета. Докладчик определила специфику, структуру и функции образовательного пространства, построенного на базе использования электронных ресурсов, было предложено организовать систему взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест в различных областях знания. Ключевая идея формирования высокотехнологичной информационной образовательной среды, позволяющей обеспечить связь традиционных и виртуальных электронных форматов знаний с помощью информационных и коммуникационных процессов, как средства достижения качественных позитивных сдвигов в решении научных, образовательных, социальных и культурных задач современного университета, была поддержана не только российскими, но и зарубежными участниками. Особый резонанс имели доклады профессоров из университетов Польши и Австралии, в которых были проанализированы актуальные вопросы эффективного использования новых педагогических инструментов, реализуемых на базе ИКТ. Профессор Е. Смирнова-Трибульска (Университет Силезии, Польша) в докладе «Информационная образовательная среда университета: практический пример» представила практические примеры создания информационно-образовательной среды и комплексного, систематического и эффективного использования интернет-услуг, предлагаемых на факультете этнологии и науки об образования в г. Цешин (Университет Силезии): официальный веб-сайт университета на базе системы CMS Drupal, дистанционное обучение на платформе CLMS MOODLE, сайты проектов, сайты проведения конференций. Докладчик представила некоторые результаты исследования по проекту IRNet (www.irnet.us.edu.pl), проведенного университете Силезии. Завершил пленарное заседание совместный доклад международной российско-австралийской группы исследователей «Технология Triple H-AVATAR для направлений будущих исследований» (авторы: В.С. Мкртчян, Университет управления, информационных наук и технологий, Сидней, Австралия; А.М. Бершадский, Пензенский государственный университет, Пенза; М.Ю. Катаев, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск; В.Г. Власенко, Московский государственный гуманитарный университет имени М. Шолохова, Москва, Россия; докладчик: В.С. Мкртчян). В докладе была сформулирована проблема организации единого информационного пространства для передачи гетерогенных форм знаний и оказания интеллектуальных услуг в электронных образовательных системах и сетях. Авторы считают, что возникновение данной проблемы и острая необходимость ее решения, обусловлены двумя основными факторами развития современных мировых образовательных систем: активизация электронных взаимодействий в сфере образования и интеллектуализация форм и средств обучения (совершенствование технологий ELearning Systems). Для решения данной проблемы предлагается поставить и решить задачи, связанные с разработкой теоретических основ организации сервис-ориентированных взаимодействий интеллектуальных самоорганизующихся компонентов в электронных образовательных системах, сетях и средах. Дискуссии по проблемам, поднятым на пленарном заседании конференции, были продолжены на ее секциях, которые состоялись после часового перерыва, во время которого участники были приглашены на кофе-брейк и смогли посетить выставку публикаций сотрудников РГПУ им А.И. Герцена по проблемам информатизации образования. Работа секций была возобновлена с 14.00. На секции 1 «Инновации в аспекте информатизации образовательной деятельности» (руководители секции: директор института компьютерных наук и технологического образования, заведующая кафедрой методики информационного и технологического образования РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Т.Н. Носкова, профессор кафедры методики обучения математике и информатике РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, доцент К.Р. Пиотровская) широкая дискуссия развернулась между зарубежными участниками конференции и преподавателями Герценовского университета. Было заслушано 11 докладов. Учеными было высказано консолидированное мнение, что с учетом профессиональных навыков, которые будут зафиксированы как наиболее востребованные для построения успешной карьеры к 2020 году, существенно меняются требования к результатам и качеству образования. Ведущие тенденции изменений в мировой образовательной среде в качестве новых требований, предъявляемых к информационной образовательной среде университета и деятельности в ней преподавателя, были рассмотрены в докладе Т.Б. Павловой (РГПУ им. А.И. Герцена) «Тенденции развития глобальной информационной образовательной среды и деятельность современного преподавателя». В докладе приведены результаты исследования отношения преподавателей вузов к необходимости следовать тенденциям развития образовательной среды, включая нормативные и правовые аспекты дистанционного и электронного обучения, мотивации к использованию, критерии оценивания компетентности преподавателей в этой области. В докладе показано, что реальное преобразование характера педагогической деятельности происходит при условии системного формирования информационной и коммуникационной среды образовательного взаимодействия с использованием доступных возможностей институционального и глобального информационного пространства, способствующих обеспечению современного качества подготовки выпускников. Эти идеи были подхвачены в ряде докладов интернациональных групп авторов из университетов Западной Европы. С точки зрения соответствия требованиям качества европейского высшего образования был проанализирован опыт работы университетов Евросоюза в использовании передовых информационных и компьютерных технологий. В докладе «Роль ИКТ при коммуникации в академической среде» (авторы: П. Пинто, Университет Луисиада в Лиссабоне, Португалия, и М. Луцеро-Фустес, Университет Эстремадура в Бадахосе, Испания, докладчик: П. Пинто) особое внимание было уделено проблемам взаимодействия участников образовательного процесса посредством информационно-компьютерных технологий. Авторы остановились на специфике межличностного информационного обмена в академической среде, возможностям преодоления коммуникативных барьеров при ИКТ-опосредованном общении. Доклад «Формирование ИКТ компетенции и применение ИКТ студенчеством некоторых университетов при польско-чешском корпоративном обучении» (авторы: М. Хмура и Й. Малах, Университет Остравы, Чехия; М. Гайдица и И. Огрудска-Мазур, Университет Силезии, Польша; докладчик: М. Гайдица) заострил внимание на особенностях корпоративного обучения при образовательном сотрудничестве двух стран — Польши и Чехии. Отмечена и востребованность ИКТ-компетенций студентов при дистанционных и электронных формах корпоративного обучения, и эффективность их формирования и становления при таком обучении. В докладе «Педагогические инновации университета Эстремадуры в сфере ИКТ: значимая область для инвестиций» (Пр. Гуттерьез-Эштебан, Л. Алонсо-Диаз и др., Университет Эстремадура, Бадахос, Испания; докладчик: Пр. Гуттерьез-Эштебан) ученые охарактеризовали процесс создания и функционирования отдела подготовки и поддержки преподавателей с целью стимулирования преподавателей к использованию передовых педагогических и информационных технологий. Дальнейшее обсуждение затрагивало тенденции развития глобальной информационной образовательной среды и особенности деятельности участников образовательного процесса в высокотехнологичной информационной образовательной среде отдельного вуза. В частности, в докладе «Современная информационно-образовательная среда вуза как механизм реализации требований стандартов нового поколения» (автор: Е.В. Баранова, РГПУ им. А.И. Герцена) обсуждались разработанные в РГПУ им. А.И. Герцена электронные ресурсы как составляющие интегрированной информационной системы вуза для организации и управления образовательным процессом: «Электронные учебные планы ФГОС ВО (3+)», «Личный кабинет студента», «Электронный индивидуальный план преподавателя». Эти ресурсы позволяют обеспечивать предусмотренную ФГОС открытость информации о реализуемых образовательных программах. В выступлении С.А. Котовой (РГПУ им. А.И. Герцена) «Формирование электронного имиджа педагога» были рассмотрены структура и функции электронного имиджа педагога, раскрыта технология работы со студентами по подготовке электронной визитки педагога как пример формы предъявления электронного педагогического имиджа. В ходе активной дискуссии было выявлено, что появился особый вид деятельности, виртуальная внеучебная деятельность студентов, где решаются задачи воспитания, социализации и профессионализации. Этой теме был посвящен доклад «Электронная среда поддержки внеучебной деятельности студентов» (автор: О.В. Яковлева, РГПУ им. А.И. Герцена). Проведенный анализ соответствия внеучебной деятельности современному информационному и коммуникационному поведению, образовательному запросу молодежи, позволил выделить направления и виды внеучебной деятельности с разных позиций: дополнительное образование, социальная (общественные организации, социальная активность), творческая, научная, спортивная деятельность. Установлено, что электронная среда должна содержать в себе ценностные ориентиры, а также являться открытой для социальных партнеров с целью предоставления возможности для личностного и профессионального развития студентов. Разработка педагогических сценариев обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза была рассмотрена в совместном докладе «О разработке системы педагогических сценариев на основе стилей обучения и познания» (авторы: В.И. Токтарова и А.А. Пантурова, докладчик В.И. Токтарова, Марийский государственный университет). Были обсуждены основные модели стилей обучения и способов построения педагогических сценариев на их основе. Интерес педагогов-практиков вызвали практические рекомендации, предложенные в докладе «Методика обучения объектно-ориентированному программированию бакалавров направления «Педагогическое образование» в условиях сетевого сообщества» (автор Д.В. Моглан, Бельцкий государственный университет им. А. Руссо, Республика Молдова). Доклад «Виртуальные среды и облачные технологии в школьном курсе информатики» (докладчик А.Л. Стороженко, РГПУ им. А.И. Герцена) был посвящен определению составных элементов виртуального образования. Были подвергнуты анализу преимущества и недостатки виртуального обучения, а также возможности применения облачных технологий при обучении школьников старших классов общеобразовательной школы. По решению секции перспективным трендом развития электронной образовательной среды вуза признана идея создания интегрированной корпоративной базы знаний, которая должна создаваться и использоваться совместно, коллективными усилиями преподавателей вуза. На заседании секции 2 «IT в научных исследованиях» (руководители секции: заведующий кафедрой компьютерной инженерии и программотехники РГПУ им. А.И. Герцена, доктор физико-математических наук, профессор Флегонтов А.В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор филологических наук, профессор Беляева Л.Н.) было заслушано и обсуждено 11 докладов, в которых были представлены различные аспекты использования информационных технологий в научных исследованиях, а также: вопросы применения IT в решении различных практических и методических задач в различных областях знаний: от химии и биологии до лингвистического обеспечения систем, лингвистического распознавания и автоматической корректировки естественно языкового текста, вопросы методики обучения программированию и компьютерной лингводидактики. В совместном докладе «Инженерная образовательная среда, элементы смарт-образования и инфраструктуры» (авторы С. М. Попов (Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова), Ю.Б. Просенкова, А.В. Флегонтов, Д.С. Фомина, докладчик Д.С. Фомина (РГПУ им. А.И. Герцена)) рассматривались особенности высокоинтеллектуальных информационных образовательных сред инженерного образования, элементы современного смарт образования. Были продемонстрированы примеры реализации этой идеологии на примерах автоматизации построения тестовых заданий и игровых технологий. В докладе была представлена методология использования игровых технологий и пространств, уже привычных современному студенту – активному пользователю Интернета в целом, и игр в частности, используемая для повышения мотивации и эффективности овладениями методами объектно-ориентированного программирования. Методические аспекты использования информационных технологий и языков программирования были рассмотрены в сообщениях представителей естественнонаучного знания. Доклады А.Г. Ракитина (Российский морской регистр судоходства, Санкт-Петербургский филиал) «Компьютерные средства обучения молекулярным вычислениям» и Ю. Ю. Гавронской, Оксечук В.В., Бабинцевой Е.И., Сластеновой И.Ю., докладчик Ю.Ю. Гавронская (РГПУ им. А.И. Герцена) «Виртуальные химические лаборатории» были посвящены исследованию различных аспектов создания и использования виртуальных лабораторий как систем, позволяющих проводить образовательные интерактивные работы в двумерном и/или трехмерном пространстве. Так, в докладе А.Г.Ракитина был предложен интерпретатор ДНК-вычислений, позволяющий наглядно продемонстрировать решение ряда NP-полных задач. В докладе на основе потенциала использования созданного автором интерпретатора была предложена модель обучения практическим аспектам генетического анализа. В докладе Ю.Ю. Гавронской рассмотрен образовательный потенциал и преимущества использования виртуальных лабораторий для проведения лабораторных работ по химии, предложены принципы выбора виртуальных лабораторий для решения различных образовательных задач. Тема была продолжена учеными из МГТУ им. Н.Э. Баумана А. Волковым, С.А. Гастевым «Элементы инновационно-аксиологической роботизированной системы обучения» (докладчик: С.А. Гастев), молодыми учеными из Санкт-петербургского института информатизации РАН А.Ю. Аксеновым, В.В. Александровой, А.А. Зайцевой (доклад: «Новые информационные технологии в инженерной графике», докладчик: А.А. Зайцева) и группой молодых ученых из Словакии — П. Швец, М. Дрлик, М. Цапай, Ю. Томанова «Виртуальная учебная среда и развитие курсов электронного обучения» (Университет Константина Философа в г. Нитра). Совместный доклад «Холистичная компановка компьютерных аудиторий для повышения потенциала информационно-образовательной среды вуза» (авторы: В.Н Аниськин, В.И. Богословский, РГПУ им А.И. Герцена, Санкт Петербург, Россия; Т.В. Добудько, В.И. Пугач; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия; докладчик: В.И. Пугач) предложил для оптимизации решения образовательных и социокультурных задач в компетентностно-ориентированной подготовке бакалавров педагогического образования применить холистичную компоновку компьютерных аудиторий. Её суть заключается в интеграции современных электронных и традиционных учебных, научных, культурно-просветительских информационных ресурсов, объектов изучения и средств обучения в компьютерной аудитории. Тем самым удается повысить синергетический потенциал информационно-образовательной среды вуза (факультета), и создаются дополнительные возможности для реализации принципа эмерджентности и применения концентрированного обучения в профессиональной подготовке студентов. Лингвистические аспекты применения информационных технологий для решения практических, методических и исследовательских задач были представлены в следующих четырех докладах. В совместном докладе «CALL технологии в структуре образовательной среды вуза: создание, функционирование и развитие» (авторы В.Р. Нымм, К.Р. Пиотровская, В. А. Быстрая, докладчик В.Р. Нымм (РГПУ им. А.И. Герцена)), в котором были представлены общая концепция создания, функционирования и развития компьютерной обучающей системы, аспекты моделирования процессов обучения студентов иностранному языку на основе скоординированной разработки репрезентативных баз обучающей информации и адаптивной модели обучаемого. Предлагаемая концепция позволяет оперативно настраивать индивидуальность процесса обучения, формировать и анализировать профили обучаемых, реализовать процесс интеграции учебной деятельности студентов с созидательной деятельностью по созданию компонентов обеспечения системы. В докладе С.В. Смирнова (Санкт-Петербургский информационно аналитический центр) «Технология и система автоматической корректировки результатов при распознавании архивных документов» рассмотрены процедуры распознавания словоформ отсканированного печатного текста на основе последовательного применения системы лингвистических фильтров и вероятностных оценок, позволяющие откорректировать результаты первичного распознавания. В докладе указано, что получение окончательного результата требует проведения экспертных оценок, для работы эксперта предложена специальная система с собственным интерфейсом. В докладе Е.В. Карнуп (РГПУ им. А.И. Герцена) «Опыт создания исследовательского корпуса текстов сообщений микроблогов Твиттер» рассмотрена процедура создания исследовательского корпуса текстов сообщений, предназначенного для изучения языка электронной коммуникации, представлены и оценены программные средства, предназначенные для сбора и обработки корпуса текстов сообщений. Доклад О.В. Демчук (РГПУ им. А.И. Герцена) «Открытый образовательный ресурс как инструмент формирования профессиональных компетенций филолога» был посвящен рассмотрению общей структуры лингвистического обеспечения образовательных технологий, а также структуры и состава образовательного ресурса, формируемого на основе изучения программ учебных дисциплин, их тематической и информационной направленности, позволяющей обеспечить извлечение информации и формирование знаний. На секции 3 «Социально-культурные эффекты информатизации» (руководители секции: профессор кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена, д-р философских наук, профессор Т.В. Артемьева, заведующая кафедрой методов психологии профессиональной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена, и доктор психологических наук, профессор заведующая кафедрой психологии профессиональной деятельности РГПУ им. А.И. Герцена Н.Н. Королева) было заслушано и обсуждено 11 докладов. Здесь были рассмотрены фундаментальные изменения культурной ситуации в результате использования современных информационных технологий, прежде всего компьютеризации и интернета, который преобразовал не только систему коммуникации, но сделал мир доступным, «сжав» его, по образному выражению Маршалла Маклюэна, до размеров «глобальной деревни» в результате электронных средств связи. Дигитализация информационных ресурсов и легкость их распространения привела к новой ситуации переизбытка информации, с которыми человечество не сталкивалось прежде. Так, в докладе Т.В. Артемьевой (РГПУ им А.И. Герцена, Россия) «Виртуальная информационная среда для гуманитарного образования: проблема достоверности интернет-источников» рассматривалась проблема информационного поиска и автоматизации экспертной оценки полученных результатов. Было отмечено, что, в связи с низкой эффективностью работы поисковых запросов и систем, единственным способом выхода на достоверную информацию остается использование источников, проверенных и рекомендованных экспертом-человеком. Докладчик продемонстрировала собственный сайт «Академический кабинет» (http://www.netcabinet.ru/), предназначенный для создания интеллектуальной среды для гуманитариев. Кроме полезных и заранее проверенных экспертом ссылок для преподавателей и студентов на интеллектуальные ресурсы и удобных опций по их поиску, сайт содержит также информацию о новостях академической жизни. Одним из наиболее динамично развивающихся и востребованных направлений сегодняшней науки являются Digital Humanities (DH) – цифровая гуманитаристика. Сегодня эта область гуманитарно-компьютерных наук изучается практически во всех ведущих университетах США, Великобритании, Австралии, Голландии и др, т.е. преимущественно в тех странах, где создавались сами информационные технологии. Этой теме был посвящен доклад Л.В. Никифоровой (РГПУ им А.И. Герцена, Россия) «Цифровая гуманитаристика в отечественных и зарубежных дискуссиях». Докладчик отметила, что цифровая гуманитаристика это способ существования гуманитарных наук в эпоху цифровых технологий хранения и трансляции информации, проиллюстрировав свой доклад примером использования дигитальных технологий в музейной практике. Демонстрация виртуальной экспозиции музея Петергоф «Государевы потехи» показала, что сочетание исторического экспоната с мультимедийными технологиями дает неожиданный эффект, расширяя возможности подачи уникального материала. Эта тема была продолжена в докладе «Российское Просвещение в сети Интернет» Е.Ю. Сазоновой (РГПУ им. А.И. Герцена, Россия), которая подробно проанализировала интернет источники, посвященные эпохе Просвещения в России. В ряде выступлений было отмечено, что современные способы обеспечения интернет-коммуникации, а также популярные социальные сети представляют собой новый тип общения, который формирует иные сообщества с обновленными правилами поведения. Онлайн общение позволяет выти на более широкую аудиторию, достичь этого эффекта иными способами не представляется возможным. Именно это, дает возможность успешного проведения как политических компаний, так и поиска экономических партнеров. Об этом говорилось в сообщениях петербургских ученых из РГПУ им А.И. Герцена И.М. Богдановской «Восприятие лозунгов в политическом on-line-дискурсе студенческой молодежью», Е.С. Тужиковой «Психологические особенности профессиональной деятельности фрилансеров» и Т.О. Новиковой «Профессиональная самоидентификация и самоопределение в пространстве цифровой культуры». Ряд докладов, посвященных проблемам медиаобразования, отмечали особую значимость этих форм для современного этапа образовательной деятельности (К.В. Хомутова (Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Россия) «Медиаобразование учащихся как условие реализации инновационных идей развития современного общего и дополнительного образования)», был проведен анализ представленности российских вузов в интернете, проанализирована структура сайтов российских университетов (В.В. Обухович (РГПУ им А.И. Герцена, Санкт Петербург, Россия) «Российские вузы в интернет-пространстве)», а также академической и образовательной системы Латвии (А.Л. Буховец (РГПУ им А.И. Герцена, Санкт Петербург, Россия) «Образовательные возможности Латвии в сети Интернет». Психологические особенности поведения в пространстве онлайн-общения были раскрыты в докладах А.Б. Богдановской (РГПУ им А.И. Герцена, Санкт Петербург, Россия) «Опыт зависимого поведения подростков в on-line дискурсе», а также И.М. Богдановской, Н.Н. Королевой, А.Н Кошелевой (РГПУ им А.И. Герцена, Санкт Петербург, Россия) «Патерны интернет-зависимого поведения у современных подростков». Все представленные доклады сопровождались полноценной дискуссией и серьезным обсуждением. Итоги конференции При подведении итогов конференции было отмечено, что проблемы инноваций в информатизации образовательной деятельности, IT-исследований в гуманитарных и естественнонаучных областях, а также социально-культурные эффекты информатизации были рассмотрены как суперпозиция трансдисциплинарных и психодидактических подходов к построению образовательной среды. В ходе обсуждений участники научных дискуссий пришли к уточненному пониманию высокотехнологичной информационной образовательной среды как человеко-машинной образовательной системы, обеспечивающей кардинальное изменение форм и форматов представления и функционирования знаний, в соответствии с трендами глобальной среды взаимодействий. Работа конференции позволила выявить новую форму интеграции человека с информационным миром, которая требует усиленного изучения гуманитарной компоненты инженерного знания и обращения к методам постнеклассической эргономики с учетом возникновения симбионтных отношений в образовательных средах нового типа.