TY - JOUR T1 - XXII Международная конференция "Ребенок в современном мире. Территория детства" AU - Соломин, Валерий Павлович Y1 - 2023-11-22 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10650 N2 - XXII Международная конференция «Ребенок в современном мире. Территория детства» была фактически проведена из-за позднего финансирования проекта 21.10.2015-23.10.2015 по согласованию с РГНФ. Международная конференция, посвященная проблематике детства, проводится в Санкт-Петербурге ежегодно в течение 23 лет по инициативе Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена (факультет философии человека) в соответствии с Программой научных практико-ориентированных исследований. При этом Проект значительно расширяет задачи долгосрочных антропо-педагогических исследований, которые ведутся в РГПУ им. А.И. Герцена. Проект важен для определения государственной социальной политики, для систем образования и охраны детства. Детство рассматривается здесь как особый и целостный социокультурный и антропо-педагогический феномен, требующий комплексного междисциплинарного подхода. Встречи международных коллективов специалистов по программе этой конференции проводятся с 1993 года и стали уже традиционными для философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов и психопатологов, медиков, экологов, педагогов, представителей управленческих и правоохранительных структур, общественных организаций из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Конференция 2015 года была посвящена 70-летию окончанию Великой отечественной войны. Тематика конференции «Территория детства» особенно актуальна для современной ситуации, в которой размываются границы детства. Характерное для нашего времени стремительное ускорение темпов жизни, изменение типа поселения влечет изменение отношения к территории, приводит к изменениям в социально-политических отношениях, психологии, в типе воспроизводства населения. Важно выяснить, как в этих условиях может быть топологически, пространственно обустроен ребенок. С одной стороны, возникает целый ряд новых возможностей и стимулов для творческой самореализации, раскрытия физических, духовных и душевных сил. Но с другой стороны, возникают новые угрозы, опасности и проблемы. Урбанизирующаяся среда не всегда благоприятна для ребенка. Этим объясняется необходимость комплексного анализа природы и ее основных характеристик социокультурного бытия детства в сложной ситуации борьбы за детство как борьбы за будущее между традиционной национальной культурой, представленной российским социальным институтом образования, и массовой культурой, воплощающейся в глобализированном «свободном рынке» средств массовой информации. Весьма важно понять, какие звенья являются ключевыми в пространственном обустройстве ребенка, на что в первую очередь необходимо обратить внимание педагогам, архитекторам, инженерам, психологам, чтобы сконструировать и выстроить наиболее благоприятную среду для детей разных возрастов. Цели конференции: - построение принципов комплексной модели пространства детства, описание ее типологических характеристик, - проведение мониторинга опасных для социализации детства коммуникативных ситуаций и осуществление первичной экспертизы ценностных характеристик различных институтов, обеспечивающих социализацию (семья, школа, улица, государство, интернет-среда) в мире детства; - осознание детства как особой реальности, разворачивающейся на фоне глобальных трансформаций современного общества; - консолидация усилий профессионалов-гуманитариев в разработке проблематики детства и его роли в обществе и культуре, в разработке вопросов о природе, генезисе и стратегиях формирования смысложизненных ориентиров молодого поколения; - разработка комплексной междисциплинарной методологии исследования территории детства как сложного социокультурного и антропо-педагогического феномена; - осмысление и оценка перспектив сохранения ценностей полиэтничной российской культуры; - привлечение внимания мировой и российской общественности, правительств и органов самоуправления к положению ребенка в современной социокультурной ситуации, обоснование необходимости государственной социокультурной программы детства в условиях радикальных изменений политико-экономических целей и ценностных ориентиров. Данная конференция явилась результатом комплексных исследований, проводимых на базе герценовского университета. Мероприятие проводилось в рамках проектов № 15-06-10698а РГНФ «Антропология инновационной деятельности и технологии формирования человеческого капитала в современном российском образовании» (рук. В.П. Соломин) и № 15-06-10735а РГНФ «Социально-философский анализ манипулятивных технологий в образовании» (рук. К.В.Султанов). Задача конференции состояла в том, чтобы заново осмыслить с самых различных сторон функционирование и развитие сложнейшего комплекса чувств, эмоций и представлений, связанных с трансформацией топологических концептов бытия ребенка, в частности, территориальные аспекты формирования патриотизма у юного россиянина. Ключевым методологическим инструментом исследования было выявление связи концептов пространства и самосознания. Таким образом анализировалось пространство ребенка в самых различных сферах: дом, школа, двор, улица, общественные учреждения, интернет и т.п. При этом акцент делался на топологический аспект свободного индивидуального саморазвития личности ребенка в контексте как национальной так и глобальной идентификации и самоидентификации. На конференции в самых различных аспектах обсуждались пространственные образы и представления, которые воздействуют на сознание ребенка, необходимость связать в единое целое социальные, гендерные, возрастные особенности детей, у которых складываются представления о своей стране в современном глобализирующемся мире и о своих моральных обязанностях, связанных с Отечеством. В 2015 году ХXII Международная конференция на тему «Ребенок в современном мире. Территория детства» прошла 21-23 октября. По традиции учредителями конференции выступили ЮНЕСКО, Министерство образования и науки РФ, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой. В работе конференции приняло участие более 500 человек. Программа конференции, намеченная Оргкомитетом, в целом, была выполнена. Оргкомитет, в составе которого приняли участие известные ученые и общественные деятели Санкт-Петербурга и Москвы: - подготовил и разослал ведущим ученым России и зарубежных стран более 800 программных сообщений о ХXII Международной конференции на тему «Ребенок в современном мире. Территория детства»; - были получены и обработаны заявки потенциальных участников конференции (около 700 заявок); - подготовлены и разосланы официальные приглашения; - подготовлены и изданы программы конференции, пленарных и секционных заседаний, тематика докладов и сообщений, другие материалы конференции. - получены и отредактированы статьи; - подготовлены к печати и изданы сборник материалов конференции и два сборника научных трудов в диапазоне проектов № 15-06-10698а РГНФ «Антропология инновационной деятельности и технологии формирования человеческого капитала в современном российском образовании» и № 15-06-10735а РГНФ «Социально-философский анализ манипулятивных технологий в образовании». Материалы конференции представляют собой фундаментальный научный вклад в долгосрочные педагогико-антропологические исследования, которые ведутся в Российском государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена. В ходе конференции: - организована встреча иногородних участников, поселение в гостиницах города, питание, транспорт; - прошли два пленарных заседания, заседания 14 секций, 6 круглых столов; - была представлена разнообразная культурная программа: экскурсии по городу, выставочные залы, театры Санкт-Петербурга; - конференция освещалась в периодической печати и на телевидении. В процессе работы конференции был организован активный обмен научной информацией, обсуждение актуальных проблем, апробированы методики и проекты практических социальных действий по формированию теоретических оснований государственной политики в области образования. Ключевые вопросы, вокруг которых концентрировалось внимание большинства ученых: - аксиосфера современной культуры, традиционные ценности и их роль в модернизации образования; - комплексное прояснение стратегии во взаимоотношениях между институтом средств массовой коммуникации и социальным институтом образования, опирающимся на великую традицию русской культуры; - выстраивание оптимальных моделей взаимодействия школы, клуба, спортивных учреждений, виртуального пространства Интернета, «улицы» и семьи; - разработка, обоснование и применение новых методологических подходов к проблеме детства (парадигматического, эпистемологического, культурно-цивилизационного и др.); - обоснование необходимости перехода от позитивистско-экономической парадигмы понимания сущности образования (как сферы образовательных услуг) к экзистенциально-персонологической парадигме (понимание образования как сферы социокультурной практики, обращенной к формированию духовно-интеллектуальной структуры личности); - роль государства, семьи, школы, системы образования, средств массовой коммуникации в разрешении проблем духовной защиты детства, пути и способы формирования готовности ребенка строить свое будущее. Основные темы, предложенные для обсуждения, были сформулированы следующим образом: Ребенок в социально-политических измерениях • Поликонфессиональная Россия и проблемы этнокультурной идентификации ребенка • Генезис «потерянных поколений» • Пространства духовности и образованности современного ребенка: границы и критерии • Новые измерения территорий детства: виртуальное пространство Интернета • Мир детства в условиях культурно-цивилизационных антагонизмов и региональных противоречий • Манипулятивное давление и общественное сознание: психология масс-медиа • Социально-философская аналитика изменений в человеческом поведении. Образовательное пространство в условиях конкурентного взаимодействия культур • Манипулятивные воздействия и образовательные технологии • Манипулирование и области социального воздействия: реклама, PR, маркетинг • Образовательные и гуманитарные технологии как сфера манипулирования • Модели личностного развития молодого человека в условиях манипулятивных влияний • Научно-методическое и социально-психологическое сопровождение формирования социокультурной идентичности будущего специалиста • Манипулятивная активность молодежи в современном мире и модели будущего • Человеческий капитал как интенсивный фактор развития общества • Человеческий капитал: национальное богатство и цивилизационный прогресс • Инновационно-креативная аксиосфера: концептуальное основание и инварианты развития • Инновационное и креативное в системе образования: альтернативы самобытного (традиционного) и глобального • Инновационное и креативное как образовательные инвестиции: формирование креативной индустрии • Инновационно-креативная среда ВУЗа: сценарии развития • Россия в ансамбле будущих культур: прогнозы и социальные риски Дети и война • Победа в Великой Отечественной войне в сознании ребенка: 40-е годы ХХ в. и 10-е годы ХХ1 в. • Переживание ребенком национальной победы и национального поражения • Особенности детского патриотизма в мирное и в военное время • Дети в блокаду Ленинграда: переживание ребенком экстремальных ситуаций. • Война в детском литературном творчестве Нормальные дети и особые дети: топологические аспекты • Доступная среда – территория детства особого ребенка • Социокультурное пространство школы как территория детства особого ребенка • Роль инновационного обучения в создании образовательного пространства для особого ребенка Топосы детства: воображение и творчество • Воображение, подражание, творчество • Мир детского воображения • Образы мира в детской фантазии • Теория и практика балетной педагогики • Психолого-педагогические проблемы художественного образования • Танцевальное образование в современной культуре: философские, социологические и культурологические аспекты Тинэйджеры • Топологические и темпоральные горизонты взросления • Тинэйджеры и невербальные формы общения. • Тинэйджер: музыкально-эстетическое и художественное образование • Фигуры юношеского воображения в создании своего образа • Спортивные занятия как освоение и развитие пространства тела • Подростки «поколения Y» – в поисках фундаментальной теории. • Российские тинэйджеры-миллениалы – система ценностей и горизонты будущего • Поколение игрек в образовательном пространстве современной России • Социальные установки и ценностная среда российских подростков • Будущее России глазами детства • Глобализация образования и формирование образовательных сообществ • Идентичность и ценностные ориентации молодежи в современных образовательных стратегиях • Идентификационный синдром: генезис и способы преодоления – опыт России • Тинэйджеры в обществе знаний: многообразие исследовательских программ и видение будущего • Образовательные программы и стратегии информационного общества – что выбирает молодежь? • Образование подростков как проектирование будущего России – угрозы и возможности •Глобальные риски образовательного пространства и защита детства Философская топология детства: метафизические дискурсы • Сокрытое и явленное: тайна в жизни ребенка • Детство как возраст и как жизненный мир • Дети как человеческий капитал и задачи образования • "Территория детства" как пространственно-временной континуум формирования человеческого капитала в современной России Работа конференции была организована следующим образом: 21 октября и 23 октября состоялись пленарные заседания, 22 октября - работа секций конференций и круглых столов. Пленарное заседание 21 октября состоялось в Доме ученых им.М.Горького. Открыл конференцию сопредседатель оргкомитета проф. Султанов К.В. в своем обращении к участников конференции он отметил необходимость обсудить проблемы, связанные с воспитанием ребенка в современных условиях. Проректор РГПУ им.А.И. Герцена по международному сотрудничеству Байков Д.И. от имени председателя оргкомитета ректора Соломина В.П. поприветствовал участников конференции и подчеркнул, чрезвычайную важность места и роли университетов в настоящем и будущем истории мегаполисов. Он отметил, что университет – локомотив, который создает условия для воспитания нового поколения и обеспечивает молодому человеку комфортную и развивающую среду. Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ямамура Ёсихиро отметил, что настоящим учителем можно считать того, кто имеет веру и убеждения в нравственно-духовной жизни человека. Он пожелал тем, кто станет учителем, пройти этот путь с искренностью. Генеральный консул Швейцарской Конфедерации в Санкт-Петербурге Мишель Андрэ Файетта на примерах из жизни своей страны продемонстрировал как процессы интеграции отражаются на современных детях. Генеральный консул Словацкой Республики в Санкт-Петербурге Аугустин Чисар пожелал участникам конференции продуктивной работы и новых открытий. С приветственной речью выступил ректор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой Цискаридзе Н.М. Он поделился размышлениями о проблемах воспитания молодого поколения и высказал тезис о понятии «строгость» в процессе обучения. По заверешении официального открытия конференции состоялось пленарное заседание, на котором обсуждались проблемы ребенка в нравственном пространстве города, одаренных детей, тинэйджеров в обществе риска и др. Конференцию открыл доклад проф. Пигрова К.С., по мнению которого в обществе, находящемся в состоянии сдвига, т.е. - в обществе риска роль аномии, а, следовательно, и маргинальных групп и маргинальных индивидов возрастает. Эпоха перемен — время маргиналов. Соответственно общества риска являют собой питательную среду для тинэйджеров. Они взлетают на этой волне и уходят, когда волна перемен спадает. Принципиально переходную эпоху представляет собой также война, революция, бунт, беспорядки и т.п. Война очень быстро формирует специфических маргиналов, профессиональных воинов, бойцов, которые ничего не умеют, кроме как воевать. Особенно опасно, если война обрушивается на подростка, впечатывая ему в порядке импринтинга военные стереотипы поведения. Тинэйджеры, сформировавшиеся в военных условиях, коренным образом отличаются от тех военных-профессионалов, что существуют во всяком обществе в мирное время, но не воюют. Напротив, эти специфические маргиналы, особенно подростки, сформированные войной, подобны волкам-убийцам, впервые почувствовавшим вкус человеческой крови. Потому после большой войны, когда формируется относительно многочисленная группа таких специфических маргиналов, перед государственными институциями всегда возникает вопрос, как их привести к нормальному состоянию. По общему признанию, страной, где господствует переходность, выступает Россия последних двадцати лет. Поэтому сегодня особую остроту приобретает проблема маргинальности вообще и проблема тинэйджеров, в частности. Ситуация в современной России характеризуется продолжающейся ломкой устоев. Это приводит к тому, что подростки переживают «двойной кризис», обусловленный наложением социального кризиса на возрастной. Обостряется отношение человека к своему прошлому, настоящему и будущему. Наблюдается, в частности, поляризация смысла жизни: в сознании одних начинает господствовать стремление выжить любой ценой, в сознании других повышается роль социальных смыслов. В то же время, поскольку маргиналы очень часто обладают повышенной символической активностью, они наиболее способны к рефлексии, к самосознанию. Это обстоятельство и обусловливает высокий инновационный потенциал, в частности, современных тинэйджеров. Первоочередная задача общества состоит в том, чтобы этот позитивный инновационный потенциал выявить и развить. В своем выступлении проф. Грякалов А.А. подчеркнул, что предельная ослабленность ценностей в совокупности с действием исключительных норм социальности порождают нарастающее отчуждение, что создает побочные эффекты интеллектуального и экзистенциального аутизма. Именно детство оказывается наиболее уязвимым даже в тех случаях, когда оно внешне и даже внутреннее вполне благополучно. Причина уязвимости в общем настрое социума, в котором есть радикальное имущественное расслоение, происходят военные столкновения, есть существенные различия в понимании истории, веры и ценностей. Детство встраивается между войной и любовностью, богатством и бедностью, возможностью увидеть мир у одних и невозможностью выйти за пределы скученного существования у других. На этом фоне формируется дискретный «видеоряд», что соответствует положению детства в мире – формирование сознания ребенка катастрофически множественно, фрагментарно, не может быть сведено к одному рассказу, не укладывается в одну объясняющую схему. Это порождает напряженность детства, соотнесенную с общей ситуацией роста неопределенности в современном мире. Философско-теоретическая проблема неопределенности оказывается непосредственно соотносимой с темами воспитания, образования и социализации детства. В современной России ситуация усложняется тем, что память войн ХХ века оказывается размещенной в сложном и противоречивом контексте мировых исторических последствий. К тому же далеко не всегда у субъектов есть возможность активно включаться в сознательную политическую и культурную жизнь: речь идет об усиленном специфически российскими реалиями переживании глобального посттравматического синдрома. На этом фоне позиционировано новое инфантильное сознание, в котором далеко не всегда присутствует ответственное стремление понять причины и следствия войны в контексте социальных трансформаций В докладе ректора Восточно-европейского института психоанализа проф. Решетникова М.М. «Одаренные дети» прозвучала идея, что то, что из любого ребенка можно вырастить талант или даже специалиста высокого уровня – это типичный педагогический волюнтаризм. У каждого человека есть предел развития, через который никакое образование и никакое воспитание не позволят ему переступить. Поэтому чрезвычайно важным является стартовый уровень задатков и способностей. Если ребенок в 12 лет без всякой подготовки пробегает стометровку на уровне третьего взрослого разряда, то его стоит готовить к следующим олимпийским играм. Если другой ребенок решает самые трудные контрольные по физике или по математике за 10 минут, в то время как остальные одноклассники потеют все 45 минут, значит, он способен решать или в 4 раза больше аналогичных задач, или задачи намного более сложные. Пока мы в определенной степени транслируем типично советское отношение к талантливым людям. А люди одаренные по отношению к обычным средним людям стоят настолько же высоко, насколько люди с интеллектуальными дефектами стоят ниже последних. Расстояние между талантами и гениями, которых за всю историю человечества было всего-то несколько сотен, еще больше. Одаренные личности – это почти всегда яркие индивидуальности, не склонные к конформизму и сотрудничеству, как правило – интуитивно осознающие дистанцию, отделяющую их от других людей и даже той широкой группы, которая именуется интеллектуальной элитой конкретного общества или конкретного исторического периода. Но именно ими делаются эпохальные открытия и изобретения, создаются новые технологии и шедевры мирового искусства. Проф. Романенко Ю.М. отметил, что в контексте событийной онтологии проблема воображения является одной из ведущих и актуальных. Она может быть рассмотрена в двух аспектах: понять само воображение как некое единое событие человеческого существования, а с другой стороны — увидеть, что содержание воображения в свою очередь вмещает в себя множество событий. Получается так, что воображение есть событие событий, или единое событие множества событий. Такая способность к событийной самоорганизации воображения начинает складываться в детском возрасте. Как показали исследования мифологических традиций, при всём их разнообразии и экзотичности, существует единый инвариантный сюжет мифа на фоне множества его вариаций. Он заключается в описании перехода от хаоса к космосу и наоборот. Золотое яичко, колобок, репка, бобовое зернышко (которым подавился петушок), горошина (докучавшая принцессе), мячик (уроненный в речку Таней) и другие шаровидные волшебные предметы, вокруг которых вращаются мировые события, являются мифическими метаморфозами одного и того же неизменного парменидовского бытия. Событийность человеческого воображения заключается в интуитивном угадывании спонтанных импульсов единого бытия, рефлексивно отражающихся в панораме последовательных трансформаций друг в друга многообразного сущего. Направленность этих трансформаций задана исходным правильным вращением Космоса, запущенным в момент его творения из хаоса. Человек, этот микрокосм, способен подражать образу Космоса, находясь в во-об-ражении с ним. Однако, воображающий ум человека может как непрерывно вращаться в хороводе внутри-мирового сущего, иногда воз-вращаясь к единству неотмирного бытия, так и из вращаться в противоход истинному обращению сущего в бытие. В последнем случае в воображении происходит антисобытие. Мифы и сказки предупреждают об этих возможностях, культивируя правильные формы творческого воображения. В докладе проф. Соколова А.М. «Детство, исчезающее в свете цивилизации» высказывалась мысль о том, что Детство, ребёнок всегда были важнейшими символическими выражениями смыслового содержания того или иного культурного пространства. Мы имеем дело с утратой статуса важнейших социокультурных институтов. Этот факт предопределяет и специфический подход к тому, что в частности касается детства. В результате мы имеем дело отнюдь не с детством, а с чем-то иным, которое нами не постигается, но только интерпретируется в терминах новой духовности. Возникает вопрос о соотношении традиционного положения ребенка в атмосфере семейного уклада и положения, в которое он попадает через наделение его теми или иными правами. Ведь, если рождается необходимость юридической регламентации жизни ребенка, традиционная модель его пребывания в мире перестала быть действительной. Иными словами, семья теряет статус непременной составляющей социо-культурного организма, перестаёт быть частью духовного пространства. Проф. Стрельченко В.И. остановился на зависимости самой возможности выживания и исторической перспективы переходного общества от характера антрополого-образовательных трансформаций как в контексте событий естественно развивающихся, вполне объективных социальных изменений, так и в совершенно определенном пространстве понимания. Природа образовательных процессов переходного общества возможна лишь при учете существенных различий между Разумом и научной рациональностью, а значит и недопустимости отождествления рациональности с наукой новоевропейского типа. Разумная познавательная способность, понятая как феномен культуры, должна рассматриваться в качестве органичного компонента антропологической и социальной традиции. Такое понимание сути дела в сочетании с представлениями о культурной истории как образовательном процессе, об особенностях протекания образовательных процессов переходного общества вообще, и российского, в частности, о национальной системе образования как важнейшем элементе образовательной стратегии российских радикальных реформ, может служить основой уяснения образовательного смысла и европейской, и отечественной идеи просвещения. В виде исторических и современных движений «Просвещения» рациональность приобретает значение формообразующего принципа жизненного мира человека, определяющего высшие телеологические задачи, содержание и систему средств педагогических инициатив социума. На пленарном заседании также выступили проф. Кирвель Ч.С. (Республика Беларусь), проф. Берберян А.С. (Армения), Тургенбаева А.Ш. (Казахстан), Миоцци Фетон (Италия) и др. Докладчики высказывали интересные и глубокие мысли о проживания современного ребенка в сложном и противоречивом многообразном современном мире. 22 октября в рамках конференции прошли заседания следующих секций: РГПУ им. А.И. Герцена, факультет философии человека: 1. Инновационно-креативная аксиосфера детства: человеческий капитал и социальная реальность 2. Формирование инновационно-креативной аксиосферы и стратегии образования: российский и зарубежный опыт 3. Территория детства и антропология креативности 4. Территория детства и манипулятивные практики: технологии личностного роста 5. Социально-философские идеи и образовательные практики: история и современность 6. Подростки и массовое общество: проблемы социализации. РГПУ им. А.И. Герцена, факультет коррекционной педагогики: 1. Теоретические и прикладные аспекты создания доступной среды для особого ребенка 2. Технологии обучения детей с ОВЗ в рамках апробации ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования 3. Специальное образование как фактор формирования территории детства ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Санкт-Петербургский университет МВД России 1. Образовательный процесс: философско-методологические, социологические, политологические и социокультурные аспекты. Академия Русского балета им.А.Я. Вагановой: 1. Ребенок и современная художественная педагогика. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства: 1. Ребенок на пути во взрослую жизнь: проблемы начального образования и художественного развития 2. Младший школьник: социализация, воспитание, обучение, развитие. ГБОУ школа № 411 "Гармония" 1. Формирование личности петербуржца в образовательном пространстве культуротворческой школы. На заседании секции «Инновационно-креативная аксиосфера детства» было заслушаны и обсуждены доклады, посвященные актуальным проблемам теории и философии образования, нравственного и патриотического воспитания, возможностей и границ применимости методов информационно-технологического обеспечения образовательного процесса, философской и психологической антропологии, условий формирования инновационно-креативной среды вуза и др. Так в докладе проф. О.Б.Широких (Коломна, Моск.обл.) приведена интересная аргументация в пользу нетривиального вывода, что интеграция различных предметных областей в процессе практической деятельности является эффективным средством влияния на формирование профессионально значимых ценностей. Показана роль волонтерских проектов в этом процессе. Большой интерес и оживленные дискуссии вызвали доклады доц. Е.С.Нагаткиной и доц. Л.Н.Белоноговой (Ульяновск), в которых был представлен оригинальный вместе с тем во многом поучительный опыт образовательной оценки содержания и последствий распространения антропологически агрессивных интернет-ресурсов (доц. Нагаткина Е.С.), а также некоторые техники патриотического воспитания, ориентированные целями становления в человеке собственно личностных качеств (доц. Белоногова Л.Н.). Предметом пристального внимания и продуктивной полемики стал доклад доц. И.В .Кутыковой (СПб,1-й Мед.), содержащий результаты социологических измерений аксиологических предпочтений учеников различных школ СПб. Вопросам образовательной роли отечественной народной музыкальной традиции как необходимого элемента стратегии патриотического воспитания было посвящено сообщение Н.Ф.Провоторова (Асп.каф. философии РГПУ). Перспективными в философско-антропологическом и теоретико-педагогическом отношении были оценены секцией выдвинутые в докладе проф. В.А.Кушелева «Парадокс субьективности и идеи становления и структуры самосознания». В частности, участниками заседания была поддержана мысль о том, что мир интерсубьективности предстает в виде мира социально организованных и многократно воспроизводимых ситуаций, обретающих характер шаблонов избирательного взаимодействия, воспроизводимого в группах неоднократно. Интересные результаты философско-антропологических исследований в контексте анализа исторического и современного образовательного опыта были представлены в докладах к.экон.н. А.И. Клименко (Москва), проф. М.В.Бахтина (Москва), к.псих. н. И.Соколовской(Москва) и др. В заключительном докладе ведущего, проф. В.И.Стрельченко было отмечено, что состоявшееся и высшей степени интересное обсуждение выдвинутых докладчиками проблем образования и воспитания имеет по преимуществу характер своего рода обмена опытом в виде демонстрации массивов теоретически неотрефлексированных, подвергшихся всего лишь констатации и более или менее детальному описанию отдельных фактов. Этого далеко недостаточно для понимания сути дела и требует осуществления дополнительной и вполне самостоятельной работы по их объяснению, т.е истолкованию их природы, предпосылок возникновения и сущности, обращаясь к анализу вопросов, выходящих далеко за пределы компетенции педагогического гносиса. Именно этим, по мнению докладчика, мотивирована необходимость объединения усилий педагогического и философского сообществ в решении задач образования и воспитания. В ходе работы секции «Образовательный процесс: философско-методологические, социологические, политологические и социокультурные аспекты» было заслушано и обсуждено 14 докладов. Наибольший интерес вызвало выступление доктора философских наук, профессора Балахонского В.В., посвященное проблеме вариативного моделирования прошлого в исторической науке и литературе, что представляет собой серьезную методологическую проблему школьного и вузовского преподавания. Докладчик привёл убедительную критику распространённой в методике преподавания установки на выведение вариативности истории только из сферы случайности. Некорректность подобного принципа обусловлена тем, что исторические закономерности, являющиеся формой проявления необходимости, в большинстве случаев носят статистический характер и допускают, в зависимости от ситуации различные варианты развития событий. Тем самым, не только историческая случайность, но и историческая необходимость продуцируют возможность вариативного моделирования прошлого. Методологически значимым по оценке участников работы секции было уточнение докладчиком двух существенных функций вариативного моделирования прошлого: 1) средства получения достоверного знания; 2) основы оценки реально свершившегося. В выступлении проф. В.В.Балахонского было обосновано понимание концептуальной сущности метода вариативного моделирования прошлого в процессе обучения школьников, состоящая в мысленном конструировании возможного развития событий и оценке, на основании этого, реально свершившегося социального процесса. Выделены основополагающие принципы этого метода: 1) отказ от абсолютизации прошедших исторических событий в качестве единственно возможных и правильных; 2) формирование гипотетических моделей событий прошлого, отличных от реально совершившихся, но имевших шанс на свое воплощение в действительности; 3) учет всех гипотетически возможных вариантов развития событий с определением степени их вероятности; 4) концентрация внимания на наиболее вероятных гипотетических моделях; 5) выяснение причин, по которым возможные варианты развития событий не получили своей реализации; 6) оценка реальных событий на основании соотнесения с их вариативными моделями. Заинтересованное обсуждение вызвали также доклады кандидата педагогических наук, проф. Аманацкого Ю.В. «Детские восприятия и отношения к базовым ценностям»; кандидата филологических наук, доц. Денисовой А.В. «Социально-философские аспекты «мира детства» и «золотого века» в произведениях Ф.М.Достоевского» и кандидата юридических наук, доц. Молчановой М.В. «Социальные функции семьи в пореформенной России». По итогам работы секции были обобщены следующие положения, имеющие теоретическую и практическую значимость для научного понимания философско-методологических, социологических, политологических и социокультурных аспектов образовательного процесса: 1. Дети воспринимают добро и зло, прежде всего, как отношение: отношение к ним самим, отношение к тому, что им дорого, что они ценят, отношения между людьми. 2. Результаты психологических исследований связи морального развития детей с особенностями детско-родительских отношений наглядно подтверждают, что через формирование гармоничных отношений с ребенком, принятие его и трансляцию принятия других людей дети усваивают ценностные ориентации родителей. 3. Современный стиль жизни, а вместе с ним и современные способы воспитания провоцируют отчужденность родителей от детей, а в перспективе ведут к тотальной обособленности людей друг от друга. 4. Наряду с проблемой нестабильности семейных отношений в нашей стране особого внимания заслуживают следующие проблемы в сфере детства, конкретизированные официальной статистикой (по данным МВД России, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства Образования и Науки РФ, Федеральной службы государственной статистики): — Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка. — Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. — Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. — Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. — Неравенство между субъектами Российской Федерации в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей. — Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). — Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. — Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. 5. На современном этапе развития общества меняется стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, индивидуальнее и эмоциональнее для обеих сторон (конечно, речь идет только о благополучных семьях, стремящихся и выстраивающих нормальные отношения). В этих случаях важна не столько родительская власть, сколько моральный авторитет родителей. На заседании секции «Младший школьник: социализация, воспитание, обучение, развитие» интерес вызвал доклад проф. Вергелес Г.И. о педагогическом образовании учителей начальной школы. Сколько бы лет не было ребенку он должен жить в атмосфере любви, заботы и понимания. В младшем школьном возрасте эту атмосферу должны создавать не только семья, но и учитель начальных классов, который оказывается на пути ребенка в трудный для него период – период вступления в новую школьную жизнь - и от которого зависит самочувствие ребенка, его развитие, его будущие успехи. Поэтому важно, чтобы первый учитель был профессионалом, человеком, не только любящим детей, но и любящим то дело, которым он занимается. К сожалению, абитуриенты, поступающие на факультет, готовящий учителей начальных классов, не всегда ориентируются на эту специальность. Очевидно, что недостаточная направленность на педагогическую деятельность, потенциально содержит в себе и трудности в овладении будущей профессией, поскольку человек успешнее овладевает тем, что является для него субъективно значимым, ценностно важным. Ценностные отношения являются основой мировоззрения, деятельности, жизни любого человека. Особенно важно ценностное отношение к профессии у педагога. Без понимания значимости деятельности педагога в жизни других людей, особой ответственности и влияния учителя на становление, развитие ребенка невозможно начинать свой профессиональный путь. Также обсуждение вызвали доклады доц. Савиновой Л.Ю. о становлении ценностного отношения к педагогической профессии у студентов – будущих учителей начальных классов, Агеевой Н.Б. и Титовой Д.В. о роли детско-родительских отношений в преодолении школьной неуспеваемости учащихся начальной школы, Бадаевой И.И. о координационных способностях детей младшего возраста и другие. Работа секция «Ребенок на пути во взрослую жизнь: проблемы начального образования и художественного развития» была посвящена развитию творческого воображения ребенка, особенностям культурно-ценностных ориентаций, педагогическому сопровождению развития творческого воображения учащихся, роли эмоционального интеллекта в социальном взаимодействии. Особый интеерес вызвали доклады проф. Маранцман Е.К. «Изучение советского романтизма на всех уровнях литературного образования в средней школе», проф. Костецкого В.В. «Детство в границах перехода символа в жизнь», Москвитина В.А. «Об адаптации чудесного», Свиридкиной Е.В. «Сказочные возможности сотворения прекрасного в детском сознании». Интересную программу художественного воспитания и хореографического образования в Академии Русского балета им.А.Я. Вагановой представили выступающие на секции «Ребенок и современная художественная педагогика» под руководством проректора по науке С.В. Лавровой и проф. П.А.Силкина. Обсуждение вызвало несколько тем: Творчество как основа психологической коррекции ребенка, Роль мотивации в формировании волевой саморегуляции у начинающих обучение классическому танцу, Методы развития устойчивости на начальном этапе обучения классическим танцем. Работа секций «Теоретические и прикладные аспекты создания доступной среды для особого ребенка», «Технологии обучения детей с ОВЗ в рамках апробации ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования», «Специальное образование как фактор формирования территории детства ребенка с ограниченными возможностями здоровья» проходила на факультете коррекционной педагогики РГПУ им.А.И. Герцена была посвящена месту ребенка с ограниченными особенностями здоровья в современном обществе. На заседаниях присутствовали преподаватели всех кафедр факультета: сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, основ коррекционной педагогики; аспиранты, магистранты, студенты, представители вузов, коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений и реабилитационных центров Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской области, Новосибирска, Вологды, Украины, Республики Беларусь, Казахстана. Всего на заседаниях присутствовало 190 человек. Среди ученых и педагогов-практиков, участвовавших в заседании, были: проректор по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена В.З. Кантор, заслуженные учителя школ России Г.А. Киреева и Н.М. Крутицкая, советник председателя Санкт-Петербургского правления ВОГ О.А. Новоселова и другие. В ходе секционных заседаний рассматривались теоретические и прикладные проблемы создания доступной среды для особого ребенка, вопросы коррекционного и инклюзивного образования как условия формирования территории детства для детей с ОВЗ, технологии обучения детей с нарушениями развития в рамках апробации новых ФГОС. В докладах многих авторов специальное образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья было представлено в рамках создания доступной среды. Значительное место отводилось интеграции и инклюзии в системе образования детей с ОВЗ. Среди докладов, представленных на секционные заседания, отличались своей новизной, гуманистическим подходом, научно-практической направленностью сообщения, посвященные роли дефектологов в победе над фашизмом (проф. Г.Н. Пенин), разработке ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ (проф. В.З. Кантор, доц. А.П. Антропов), социально-реабилитационному сопровождению лиц с нарушениями развития в РГПУ им. А. И. Герцена (доц. Е.Ю. Мамедова). Организационно-методическое значение имени доклады педагогов -практиков, раскрывающие особенности формирования универсальных учебных действий у слабослышащих школьников (учитель школы № 31 Н.В. Мишина), досуговой деятельности дошкольников с нарушением слуха и речи (сурдопедагог д/с №60 М.Г. Мелехова). Большой интерес у присутствующих вызвали совместные доклады магистрантов и преподавателей о результатах обучения слабослышащих и позднооглохших школьников (магистрант М.И. Погорелова, проф. О.А. Красильникова), доклады студентов об использовании дактильной и жестовой речи в обучении и общении детей с сенсорными нарушениями (студентка 3 курса Д.С. Трейденфельдт) и другие. На базе ГБОУ СОШ № 411 «Гармония» с углубленным изучением английского языка Петродворцового района Санкт-Петербурга, которая является Федеральной инновационной площадкой «Школа – лаборатория городского уровня», была организована секция «Формирование личности петербуржца в образовательном пространстве культуротворческой школы» под руководством научного руководителя ассоциации культуротворческих школ Северо-западного региона д.филос.н., проф., чл.-кор. РАО А.П. Валицкой, д.пед.н., зав. лабораторией методологии, истории и мониторинга качества педагогического образования ИПО ОВ РАО О.Б. Даутовой, к.пед.н., директора школы И.В. Носаевой. В рамках работы секции прошла презентация опыта работы школ культуротворческой сети: • Образовательный ресурс Санкт-Петербурга в культуротворческой школе; • Метаметодическая модель культуротворческой школы; • Из опыта работы школы по воспитанию петербуржца средством музейно-педагогических программ; • Влияние визуального пространства Царского Села на формирование познавательного интереса к изучению культурного наследия; • Музей малых планет - территория петербуржца; • Дети Ленинградской блокады. Также были проведены Мастер-классы: • Игровая деятельность как средство познания мира; • Голоса города. Мультипликационная технология как средство изучения истории и культуры Санкт-Петербурга; • Диалог с городом. Языковая парадигма в изучении Санкт-Петербурга; • Интерактивные технологии как элемент контекстного обучения. Прошел ряд круглых столов: • Антропология и логика инновационной деятельности в системе образования; • Социокультурные образовательные практики и манипулятивные технологии: опыт России и ближнего зарубежья; • Креативная аксиосфера как проблема философии истории: пути анализа, прогноза и формирования; • Как измерить креативность? Тестирование, анкетирование, интерпретация; • Мотивационное управление в образовательном учреждении; • Тинэйджеры: гуманитарные и образовательные проекты воздействия. Участники секционных заседаний выразили признательность организаторам конференции и членам Оргкомитета и пожелания издать сборник избранных работ (из числа лучших докладов, представленных на конференция «Ребенок в современном мире » за последние 5 лет) и коллективную монографию. На заключительном пленарном заседании 23 октября выступили с докладами проф. Романенко И.Б. «Человеческий капитал и формирование системы доверия в молодежной и подростковой среде», декан факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Антропов А.П. «Образовательные стандарты как инструмент включения детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство России», проф. Лезгина М.Л. «Наука» как тема образовательного процесса», проф. Степанова А.С. «Онтологизм детского смыслообраза и стратегии эвристического обучения», проф. Гелих О.Я. «О «территории» и социальном времени детства», проф. Голик Н.В. «Ребенок сквозь призму традиции: постижение символа в культуре», проф. Речкин Н.С. «Личное пространство ребенка» и др., которые вызвали большой интерес и обсуждение аудитории. Итоги конференции подвел Сопредседатель оргкомитета Султанов К.В., подчеркнув, что дети нуждаются в защите от агрессивного воздействия и соблазнов окружающего пространства, но решение данной задачи связано в первую очередь с государственной политикой, которая должна быть направлена на поддержку позитивных тенденций в развитии образования и культуры. Но существуют и другие силы, способные оградить ребенка от всего негативного и разрушительного — это школа, семья, церковь и университет. В работе конференции участвовали ведущие ученые РФ, известные в России и за рубежом, занимающиеся философской, социально-психологической, медико-антропологической, этической, экологической, педагогической проблематикой, а также ученые разных стран, работающие в этой области (Республика Беларусь, Казахстан, Финляндия, Словакия, Италия, Швейцария, Япония, Китай, Корея). Есть все основания полагать, что Конференция служит привлечению внимания общественности, государственных структур и граждан России к проблемам детства в контексте модернизации, роли образования в формировании способности к творческому, ответственному созидательному действию в современных социокультурных обстоятельствах. Учитывая актуальность проблем ребенка в современном мире, а также социальную и культурную значимость конференции, участники обсуждения итогового документа рекомендовали Оргкомитету продолжить работу с Советом Федерации по продвижению социокультурной инициативы, подтвердить предложение о включении конференции в Федеральную программу как постоянно действующего научного и общественного форума. При этом подчеркивалось, что ее выводы и рекомендации могут существенно корректировать социальную политику. До начала конференции были подготовлены к печати и изданы 3 сборника: • «Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями»: материалы XXII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Территория детства». – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2015.,672 с., 42,25 печ.л. • «Инновационно-креативная аксиосфера и стратегии образования: Сборник научных трудов.– СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015 − 540 стр., 33,75 печ.л. • «Территория детства: образовательные практики и манипулятивные технологии»: Сборник научных трудов.– СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015 − 530 стр., 33,25 печ.л. Сборники статей позволяют судить о многообразии существующих подходов, о развивающейся в современной гуманитаристике тенденции становления комплексной междисциплинарной методологии изучения феномена детства. В сборнике «Территория детства ребенка с особыми образовательными потребностями» рассмотрены проблемы создания доступной среды для ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации российского образования. В материалах многих авторов специальное образование предстает как фактор формирования территории детства ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Значительное место отведено актуальным проблемам обучения, воспитания и социализации детей с особыми образовательными потребностями в различных социально-институциональных условиях. Особенностью сборника является комплексный характер представленных в нем материалов. Это позволяет рекомендовать сборник широкому кругу специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, социальной работы, а также педагогам-практикам, студентам педагогических вузов и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. В сборнике «Инновационно-креативная аксиосфера и стратегии образования» представлены результаты комплексных исследований проблем антропологии инновационно-креативной деятельности в системе образования. В центре внимания авторов находится феномен человеческого капитала, являющийся интенсивным фактором развития общества и важнейшим условием генерации инновационных волн человеческой деятельности. Сборник включает статьи, посвященные проблемам аксиосферы детства, превращенных форм инновационной деятельности в контексте образования, связи социального и человеческого капитала, феноменологической реальности детства, работы с одаренными детьми, вариативного моделирования прошлого и будущего, формирования социокультурной и образовательной идентичности подрастающего поколения и т.п. Сборник «Территория детства: образовательные практики и манипулятивные технологии» посвящен исследованию гуманитарных и образовательных практик, а также использованию манипулятивных технологий в сфере образования. Проблема социально-философского анализа манипулятивных технологий приобретает особую актуальность в связи с развертыванием процессов глобализации и предельным обострением региональных противоречий и культурно-цивилизационных антагонизмов. Знаково-символические проекты и попытки модернизации духовного опыта мотивируют формирование антропологически агрессивных практик. Феномен манипулирования представлен в сборнике в его взаимосвязи с технологиями личностного роста, социокультурными образовательными практиками, социально-философскими и педагогическими теориями воздействия и управления человеком и социальными структурами в условиях усиливающейся конкуренции и возникновения новых форм манипулятивного давления на индивидуальное и общественное сознание. Эти материалы востребованы в регионах и мегаполисах России, интересны для философов и культурологов, педагогов и психологов, специалистов в области теории и практики образования, для практических разработок в сфере социальной работы и выработки государственной политики в области детства. Студенты, магистранты и аспиранты широко используют материалы сборников при проведении научных исследований, опытно-экспериментальной работы. На заключительном пленарном заседании была предложена участниками, обсуждена и запланирована тема XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире» - «Дети и информационное пространство». Цель следующей конференции состоит в построении принципов комплексной модели интересов, мотивации и поведения детей в информационном пространстве, описании его типологических характеристик и в проведении мониторинга опасностей информационно-коммуникативных ситуаций. Современный ребенок в буквальном смысле слова, живет в социальных сетях, где возможна горизонтальная коммуникация со множеством участников одновременно, и особенно отчетливо выражается его потребность в социальном признании, что имеет далеко идущие последствия, определяя механизмы и способы личностной и социокультурной самоидентификации, влияя на мир ребенка незаметно, но в существенной части определяя его ценности, мировоззрение и поведение, в частности, особенности коммуникации и социальной интеграции, коллективистские или индивидуалистические ориентации, особенности развития, мотивации, потребительское поведение, способы управления и особенности постановки и достижения жизненных и профессиональных целей.