RT - отчет о НИР/НИОКР SR - Electronic T1 - Эстетика политического в контексте постсовременности: стратегии рефлексии и формирование субъективности SP - 2023-11-22 A1 - Грякалов, Алексей Алексеевич YR - 2015 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10649 AB - Полученные результаты проведенного исследования состоят в комплексном анализе базовых концептов, составляющих единство эстетической теории и опыта с политической мыслью и действием. Основная цель исследования ориентирована на определение стратегий утверждения мысли и социально-конструктивного действия в ситуации современности. Проанализирован тезаурус современной эстетики в плане трансформаций и перераспределения смысловых акцентов и методологических ориентаций. Дан анализ актуального философского контекста, в котором действуют эстетические теории. Показано, что в актуальных философских исследованиях эстетическое выступает «ключевой категорией нашего времени». Научная новизна исследования состоит в применении теории эстетики для анализа актуальных процессов политики, которые в ряде случаев приобретают характер деструктивных действий. Эстетика актуализирует этические и антропологические характеристики культуры и существования, посредством включенности в политические конструкции и действия. Показано, что эстетическое выступает как модель демократического отношения к реальности: эстетическое сохраняет зазор между предписанием и исполнением. Свобода интерпретации эстетического дает возможность состояться свободному отношению предписания и исполнения. Эстетическое чувство соединяет сообщества общими переживаниями, происходит восстановление антропологических характеристик существования как утверждение нового гуманизма. В исследовании показано эвристическое значение понимания эстетики как формальной онтологии, что дает возможность координирования и субординации ценностей. Актуальное представление эстетического предполагает внимание к двум планам. Первый - реальное действие эстетического в социальном и экзистенциальном поле; второй – производящее смыслы действие эстетического в сфере философской рефлексии. Планы не противостоят друг другу как внешнее и внутреннее – наоборот, взаимно соотнесены в топологическом единстве. Эстетическое способно выступать как «изобретение» ответственной мысли и ответственных действий. В эстетическом синхронизируется политическое, этическое и антропологическое сознание и действие. Предметность эстетики связана с ценностно-символически оформленным миром, что может быть понято семиотизировано, размещено в рамках в текста культуры.Исследована проблематик неопределенности в отношении к эстетике и политике, дано определение типологии основных антропологических характеристик эстетического опыта. Осуществлена дескрипция и критика массмедиальных фигур эстетической сферы, дан план определения этичности образов и "концептуальных персонажей". Проблематика исследования соотнесена с идеями информационного общества: эстетические данности сопоставлены с действиями алгоритмов, процессов, баз данных. В производстве эстетического участвует масса серверов, спутников, кабелей, маршрутизаторов, модемов, инфраструктур физических и виртуальных. В этом смысле, актуальная эстетика воспроизводит структуру и характер не только самой сети в качестве одной из форм критики, но и господствующий политический дискурс. Происходит производство символов: продуктивность такой позиции заключена в возможности в демонстрации глубокой связи эстетики с политикой и политизацией сетевых структур – за отдельной фактичностью символов можно увидеть скрытые силы соединения в определенную согласованность множественности. Рассмотрение информационных вариантов эстетики помогает исследовать и узнавать мутирующие политические смыслы. Возможно построение критического дискурса, необходимого для ответственной мысли и действия. Возможно понимание скрытых технологий воздействия на чувственность, которая становится беззащитной – теряет свою естественную органичность. Непонимание эстетических аспектов технологий производства символов приводит к их полному господству. Рефлексия отношений эстетики и политики представляется актуальной формой выхода из ситуации постмодернистского релятивизма. В исследовании дан анализ эстетических компонентов этнической, конфессиональной и гендерной идентификации. Осуществлены выводы и заключения по теме проекта и определены перспективы концепции "эстетической политики". Выработана обобщающая концепция взаимодействий эстетического и политического в ситуации постсовременности. Эстетическое обращено к открытости события - так создается основание для представления особой целостности, отличной от мировоззрения, от проекта, от картины мира, но сохраняющей в своей данности следы предшествующих опытов понимания. Речь, следовательно, вовсе не идет о (пост)современном аналоге картины мира, об интеркультуральном или транскультуральном монтаже «галереи современности». Мысль держится на демонстрации перспективы в пространстве политического: благодаря эстетическому политическое становится очевидным и может быть вводимо в трансцендентную образность. В эстетическом событии взаимодействие чувственного и рефлексивного существует как особая топологическая соотнесенность. Homo Aestheticus – существо интенсивно проживаемого опыта, представления которого понуждают к пристальному всматриванию и вслушиванию в мир. В результате исследования проведена окончательная подготовка к публикации монографии "Топос и субъективность". Объем - 15 а.л.