RT - отчет о НИР/НИОКР SR - Electronic T1 - Семиотическая регуляция социального поведения на различных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях SP - 2023-11-22 A1 - Королева, Наталья Николаевна YR - 2015 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10648 AB - Социальное поведение представляет собой семиотический феномен, сложный текст, который строится по определенным «правилам», включает в себя совокупность вербальных и невербальных знаков, порождается субъектом под влиянием социально-семиотических систем, которые, в свою очередь, выступают средствами поведенческой регуляции и саморегуляции в процессе социального взаимодействия. Основными методологическими принципами исследования семиотической регуляции социального поведения детей и подростков в современных условиях выступают: междисциплинарный синтез и выработка единого языка описания феноменов социального поведения на базе основных концептов семиотики и герменевтики; многомерная знаково-символическая опосредованность регуляции и саморегуляции социального поведения личности; коммуникативно-диалогический характер социализации ребенка как постижения форм осуществления субъектно-объектного Я в культуре; взаимообусловленность личностных и социальных факторов в процессе адаптации ребенка к современной жизненной среде; гипертекстовоая семиотическая организации сознания и поведения современного человека; нелинейный характер личностного развития как процесса освоения и дифференциации субъективных реальностей. Ключевыми характеристиками социальной семиотики среды, влияющими на социальное поведение формирующейся личности ребенка, являются: слом традиционных иерархий в структурной упорядоченности семиозиса; неконтролируемое «знаковое производство»; нарастающий процесс манипуляции знаками и их значениями, искажение структуры социокультурной коммуникации и дискурсивных потенциалов культуры; утрата авторитета интеллектуальности. Особенности познавательного развития и формирования речи современных детей выступают своеобразными способами адаптации к внутренне неоднородной, неопределенной, информационно насыщенной, виртуализирующейся жизненной среде постиндустриального мира. Степень включенности в информационную среду является значимым фактором, определяющим уровень и темповые характеристики психического развития, особенности социального поведения современного ребенка. По мере взросления это влияние становится менее контролируемым со стороны родителей и затрагивает более глубокие личностные структуры, перемещаясь с уровня поведенческих проявлений на уровень установок, регулирующих поведение. Определены основные тенденции знаково-смысловой регуляции социального поведения на различных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях. К завершению периода дошкольного детства ребенок осваивает значения базовых нравственных категорий, знаково-символические средства выражения поведенческих сценариев, норм и правил социального взаимодействия, овладевает социальными ролями в процессе игровой деятельности, интериоризирует основные социокультурные ценности – эстетические, этические, познавательные, коммуникативные, прагматические. В младшем школьном возрасте складываются базовые смысловые установки социального поведения, связанные с осознанием норм и правил, причин и следствий их нарушения, с проявлением активности и самостоятельности, формированием нравственных критериев оценки поступков, стремлением к позитивным отношениям с другими людьми, ожиданием позитивного разрешения трудностей, ориентацией на взаимопомощь и поддержку. В подростковом возрасте расширяется жизненное и социальное пространство формирующейся личности, возникает целостная временная перспектива, складывается система ценностно-мотивационных регуляторов социального поведения, проявляются устойчивые конфликтные смыслы. По мере взросления наиболее существенным трансформациям подвергаются когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты установок социального поведения. К подростковому возрасту складываются целостная психосемиотическая структура социального поведения, которая включает в себя совокупность специфически-подростковых (переходных), девиантных и социально-адаптивных поведенческих сценариев, которые могут быть потенциально реализованы в процессе взаимодействия со сложной, семиотически неоднородной и противоречивой социокультурной средой современности. Ключевыми биосоциальными факторами, опосредующими формирование семиотической регуляции социального поведения на различных этапах онтогенеза, выступают пол, возраст, уровень интеллектуального развития, состояние здоровья, семейное воспитание, особенности региональной среды. Выявлены основные характеристики семиотической компетенции и ее взаимосвязи с регуляцией социального поведения в подростковом и юношеском возрасте. Показано, что семиотическая компетенция выступает одним из ведущих факторов регуляции социального поведения в современной социокультурной среде, успешной социальной самореализации личности. Формирование семиотической компетенции как целостного образования происходит в подростковом и юношеском возрасте. Структура семиотической компетенции образована такими компонентами, как характеристики общекультурного и интеллектуального уровня; особенности знаковой организации личностных смыслов (психосемантика); способность к категоризации, чувствительность к лексико-стилистическим и грамматико-стилистическим ошибкам (психосинтактика); глубинные мотивы; мотивационные установки (психопрагматика). Системообразующую роль в ее структуре, как в подростковом, так и в юношеском возрасте, играют психосинтаксические параметры, которые определяют понимание норм и правил построения различного рода социотекстов, освоение знаково-символических паттернов социального поведения. Современным подросткам и юношам свойственны невысокий уровень языковой компетентности, затруднения в социальной коммуникации. Ключевыми социокультурными факторами, опосредующими становление семиотической регуляции социального поведения подрастающего поколения в современных условиях, относятся: интенсивно трансформирующаяся социально экономическая среда, высокотехнологичная информационная и медиа среда, образовательная среда, семейная среда. Базовыми психологическими факторами формирования способности к знаково-символической регуляции социального поведения, выступают: характеристики когнитивного и речевого развития, овладение семиотической компетенцией, становление субъектности, формирование ценностно-мотивационных образований личности (ценностных ориентаций, убеждений, мотивационно-смысловых установок). В зрелом возрасте различия в ведущих способах семиотического структурирования социального поведения определяются в первую очередь, психологическими факторами – особенностями самосознания и ценностно-смысловыми ориентациями. Системообразующими в плане знаково-символической регуляции социального поведения детей и подростков выступают влияние информационной и медиасреды в сочетании с условиями семейного воспитания, опосредующие формирование субъектности, когнитивно-речевое развитие, становление семиотической компетентности и формирование ценностно-мотивационной сферы личности. Выявлена роль базовых социально-семиотических систем современного общества в регуляции социального поведения на различных этапах онтогенеза. В дошкольном и младшем школьном детстве значительное влияние на регуляторные механизмы социального поведения оказывают рекламный дискурс, детские телепередачи и мультипликационные фильмы, компьютерные игры. В подростковом и юношеском возрасте социальное поведение во многом формируется под влиянием различного рода медийных дискурсов, социально-семиотических практик виртуального общения в социальных сетях. На становление ведущих поведенческих сценариев оказывает влияние художественная литература, кино и телефильмы, компьютерные игры. Сконструирована системная модель становления семиотической регуляции социального поведения формирующейся личности, которая описывает базовые стадии ее формирования на различных этапах онтогенеза, ведущие уровни, механизмы, социокультурные и психологические факторы. Определены основные стадии формирования семиотической регуляции социального поведения: ситуационно-смысловая регуляция социального поведения (дошкольный возраст); становление знаково-смысловой ориентировочной основы социального поведения (младший школьный возраст); знаково-смысловое моделирование социального поведения (подростковый и юношеский возраст); интеграция моделей социального поведения в целостную картину жизненного пути личности (зрелый возраст). Определены уровни семиотической регуляции социального поведения: психосемантический, психосинтактический, психопрагматическй. Раскрыты ее основные механизмы: рецептивный, референтный, креативный, рефлексивный, нарративный. Разработаны основные положения концепции знаково-символической регуляции социального поведения личности в онтогенетическом аспекте, в которых раскрываются: особенности современной социокультуры, знаково-символический характер социального поведения, специфика социализации личности в условиях постиндустриального общества, базовые уровни, механизмы и факторы семиотической регуляции социального поведения, стадии ее формирования в соответствии с этапами онтогенеза от дошкольного детства до зрелого возраста. План работ по проекту реализован полностью. Новизна и теоретическая значимолсть исследования заключается в том, что впервые на основании междисциплинарного подхода раскрыта специфика факторов и механизмов становления знаково-символической регуляции социального поведения в современной социокультурной ситуации на различных этапах онтогенеза. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов для разработки программ помощи в социализации и социально-психологической адаптации различным возрастным группам.