%0 отчет о НИР/НИОКР %A Алёхин, Анатолий Николаевич %T Личностно-смысловая организация образа мира подростков с саморазрушающим поведением %D 2015 %X Разработаны теоретико-методологические основания исследования смысловых структур образа мира современных подростков с саморазрушающим поведением. С позиции культурно-исторической теории развития психики человека, многообразные формы поведения являются следствием взаимодействия подростка с условиями его формирования и развития, результат которого есть интериоризация средств культуры для обеспечения адаптации человека. В соответствии с этим саморазрушающее поведение рассматривается в качестве своеобразного способа адаптации формирующейся личности к интенсивно меняющимся социокультурным условиям. В результате сравнительного анализа клинико-эпидемиологических данных о распространенности саморазрушающего поведения в различные периоды новейшей истории России выявлено возрастание количества подростков с алкогольной и наркотической зависимостью с 1990-х до 2010 года, и появление тенденции к снижению их числа с 2011 года; возрастание подростковой смертности от суицидов в начале 90-х годов и отсутствие тенденции к снижению данного показателя к концу 2000-х годов. По итогам анализа архивных материалов клинико-психологических обследований подростков определены базовые направления трансформаций ценностно-смысловых ориентаций подростков с начала двухтысячных годов по настоящее время: возрастание пессимизма; противоречивость и неопределенность личностных смыслов; стремление к групповому общению при негативном или внутренне конфликтном отношении к значимым другим; уход в мечты и перенос значимых смыслов в возможное будущее; амбивалентность и размытость понимания этических, правовых, социальных ценностей; сужение значимых областей жизни и целей. Концептуально обоснован и разработан комплекс психосемантических и проективных методик выявления смысловых образований в структуре образа мира современных подростков. Проведено комплексное эмпирическое исследования с применением батареи стандартизированных и проективных психодиагностических методик, разработанных экспериментальных процедур. Показано, что психологическими предпосылками употребления алкоголя и наркотиков у российских подростков выступают подростковые мифы о личной «неуязвимости» по отношению к опасностям, «всемогуществе»; выраженность всех ведущих подростковых мифов связана с интернет-зависимым поведением. В образ мира подростков с саморазрушающим поведением включаются социальные мифологемы девиантных подростковых субкультур. По итогам обобщения результатов проведенного теоретико-эмпирического исследования выделены основания типологизации смысловых составляющих образа мира подростков с социально нормативным и саморазрушающим поведением: структурирование жизненного пространства, эмоциональная оценка, смыслообразование, регуляция поведения, становление идентичности. В соответствии с этим, определены ведущие типы смысловых образований подростков с саморазрушающим поведением: негативная или размытая идентичность; образы травмирующих событий; негативный эмоциональный фон; искаженные конфликтные отношения и ценности; неконструктивные стратегии действий в жизненных ситуациях. Определены типы смысловых образований в структуре образа мира у подростков в зависимости от ведущей формы саморазрушающего поведения: «формирование аддикций», «соматическая ослабленность и трудности адаптации», «эмоциональная нестабильность», «нарушения социального поведения». Показано, что смысловые структуры образа мира подростков опосредованы эмоциональными свойствами личности (агрессивность, тревожность), характеристиками самосознания (самооценка, принятие-непринятие себя, уверенность в себе), коммуникативными характеристиками (конфликтность в отношениях с другими людьми), локусом контроля (стремление брать на себя или приписывать другим ответственность за собственные поступки). Выявлены конструктивные и деструктивные аспекты влияния современной информационной среды на формирование образа мира и способов поведения подростков. К конструктивным механизмам относятся: создание условий для социализации современных подростков в информационном обществе, предоставление личности подростка эгалитарного и либерального пространства для конструирования сетевой идентичности, установления и подержания контактов, освоения различных форм и стратегий социального поведения; развитие способности конструировать виртуальную личность и осуществлять взаимодействие в информационном пространстве. Деструктивными механизмами воздействия современной информационной среды на формирование образа мира и способов поведения подростков выступают: идентификация с виртуальными персонажами и формирование диффузной либо негативной идентичности; фрагментарность, мозаичность образа мира и самосознания, формирующаяся под влиянием включения в разнородные и противоречивые информационно-коммуникативные потоки без критического осмысления информации; вовлечение в девиантные субкультуры и формирование отклоняющегося поведения под влиянием виртуального взаимодействия; возникновение новых виртуальных форм отклоняющегося поведения (троллинг, кибербуллинг и т.п.); преобладание виртуального общения над реальным. Проанализированы основные факторы смысловой организации образа мира современных подростков. Ключевыми социокультурными факторами выступают трансформации российского общества и погруженность в виртуальную среду, которые содержат в себе потенциальные «зоны риска» в плане формирования саморазрушающего поведения подростков. Значимым социально-психологическим фактором, оказывающим влияние на мировосприятие подростков, выступает современная социальная мифология, которая проявляется как совокупность идей, суждений, образов, обладающих сильным эмоциональным воздействием, выступающих в роли регуляторов поведения в социуме. Неблагоприятная семейная среда является ключевым социально-психологическим фактором в формировании смысловых искажений образа мира подростков как предикторов саморазрушающего поведения. Такие биосоциальные факторы, как состояние здоровья, пол и возраст определяют вариативность смысловых характеристик образа мира подростков с саморазрушающим поведением. Определены базовые функции смысловых образований в образе мира подростков с различными формами поведения: у подростков с социально-нормативным поведением более выражена функция адаптации к меняющейся и непредсказуемой социальной реальности; у подростков с саморазрушающим поведением - поддержание внутреннего комфорта, уход от реальности, компенсация негативных состояний и реакций на жизненные трудности. Разработана системная модель смысловой организации образа мира современных подростков с саморазрушающим поведением, включающая в себя основные типы смысловых образований, их деформации, основные факторы формирования образа мира. Проанализированы смысловые искажения образа мира у подростков с саморазрушающим поведением. Для подростков с саморазрушающим поведением характерны деформации всех основных составляющих смысловой структуры образа мира: событий, состояний, отношений и ценностей, стратегий действия. Так, им свойственны событийная обедненность, сужение событийного ряда, включение в образ мира психотравмирующих событий. «Эмоциональный фон» образа мира преимущественно негативный. Отношения к окружающему миру и другим людям носят негативный или амбивалентный характер. Выражено негативное отношение к закону, положительное отношение к употреблению алкоголя и психоактивных веществ. Значимость просоциальных ценностей снижена. Отношения к собственному будущему носят неопределенный и противоречивый характер. Представления о личной и профессиональной самореализации нереалистичны, проявляется ценностный максимализм и фиксация на неудачах. Употребление алкоголя и психоактивных веществ может рассматриваться как способ ухода от жизненных трудностей, снятия эмоционального напряжения. Смысловые деформации проявляются и на уровне «смыслового ядра» образа мира – идентичности личности подростков с саморазрушающим поведением. Обедненность идентификаций, узость ролевого репертуара сочетается с недифференцированностью, размытостью представлений о себе, слабовыраженной рефлексией. Идентификация может носить случайный, ситуативный характер, отражать желаемые ролевые позиции и статусы. Возможна негативная, асоциальная самоидентификация. Разработаны основные направления психологической коррекции и профилактики саморазрушающего поведения, помощи в адаптации подросткам в современных условиях: психопрофилактическая работа с подростками, склонными к аутоагрессии, должна включать в себя два основных направления: выработка навыков психофизиологической саморегуляции; помощь в смене референтации; коррекция межличностных отношений со значимыми взрослыми и сверстниками; развитие рефлексии, коррекция негативного самоопределения, помощь в становлении позитивной зрелой идентичности; выработка конструктивных стратегий и способов совладания с жизненными трудностями. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/10647