@article{Черняк2023-11-22, author = {В. Черняк}, title = {Социокультурные факторы как мотивационная основа типологии словарей}, year = {2016}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {В результате работы над проектом в 2015 -2016 гг. были решены следующие задачи: в двух монографических описаниях создана база данных для исследования отечественного лексикографического пространства: 3400 словарей и 2700 биобиблиографических очерка об отечественных лексикографах. Для практического описания всего объема словарей выделено 44 типа. На этой основе проведено комплексное исследование, продемонстрировавшее зависимость типологии словарей от социокультурных факторов. В качестве ведущего выделен фактор адресата, определивший и активное развитие и расширение того или иного типа, и его содержательные характеристики. Убедительно выявлена коммерческая составляющая словарного дела, особенно актуализированная в последние два десятилетия. В связи с этим фактором установлены некоторые критерии, позволяющие разграничить качественные, некачественные и псевдословари. Показана роль фактора новизны, проявившаяся как в возникновении новых типов словарей, так и в обновлении существующих типов. Показана значимость энциклопедической составляющей в различных типах словарей. Дидактическая функция любого лексикографического издания обусловила чрезвычайно интенсивное развитие учебных словарей с их многочисленными подтипами. Определена роль словарной формы в современном дискурсе, прежде всего публицистическом и художественном. Названные факторы определили центральные и пересекающиеся периферийные зоны в лексикографическом пространстве. Внимание к авторам словарей различных типов позволило сделать выводы о становлении профессии лексикографа в диахронии, о разных типах лексикографов, влияющих и на характер создаваемых словарей. Детально проанализированы отдельные, наиболее активно развивающиеся типы словарей (иностранных слов, синонимические, фразеологические, жаргонные, ономастические и др.). Показано, что в каждом типе представлены как издания лингвистически мотивированные, авторитетные, так псевдословари, легкое и безответственное создание которых во многом объясняется развитием информационных технологий. Во всех случаях выявлены и интерпретированы социокультурные факторы, определяющие бытование того или иного типа словарей. Практические ориентации проекта реализованы в двух направлениях работы: в широком анкетировании более 1200 студентов, позволившем выявить представления молодежи о словарной продукции, их коммуникативно-прагматические потребности, мотивирующие обращение к словарям, общие ожидания от словаря. Анкетирование убедительно показало, что наиболее востребованными являются ортологические и двуязычные словари. На этой основе определены основные характеристики электронного ресурса "Словари русского языка: выбираем нужный", создан ресурс, позволяющий разным категориям пользователей выбирать словарь в соответствии со своими потребностями. так псевдословари, легкое и безответственное создание которых во многом объясняется развитием информационных технологий. Во всех случаях выявлены и интерпретированы социокультурные факторы, определяющие бытование того или иного типа словарей. Практические ориентации проекта реализованы в двух направлениях работы: в широком анкетировании более 1200 студентов, позволившем выявить представления молодежи о словарной продукции, их коммуникативно-прагматические потребности, мотивирующие обращение к словарям, общие ожидания от словаря. Анкетирование убедительно показало, что наиболее востребованными являются ортологические и двуязычные словари. На этой основе определены основные характеристики электронного ресурса "Словари русского языка: выбираем нужный", создан ресурс, позволяющий разным категориям пользователей выбирать словарь в соответствии со своими потребностями. }, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/10641}, }