%0 %A Дворецкая, М. Я. %A Турина, А. О. %T ПСИХОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТСТВА %D 2023 %X В современной психологии присутствует понятие «безопасное развитие детства» (БРД), которое объясняется как «психо-социокультурная категория успешности решения ребенком возрастных задач развития на каждом этапе взросления» [1]. Одновременно с этим понятием уделяется внимание и другим аспектам безопасности детства. В частности, в метапроблемное поле безопасности включают: обращения к этнокультуре, к культуре здорового образа жизни, к содержанию образования; к проблемам социального сиротства, беспризорничества и проч [11]. Нам хотелось бы остановиться на категории «духовно-нравственная безопасность детства», раскрыв его связь с формированием мировоззрения ребенка. Нами не раз описывалось, какое значение для становления мировоззрения имеют эталонный образ и ценностные ориентации [4, 5, 6, 7], которые используются ребенком для осуществления целеполагающей деятельности при реализации потребностей. Поэтому под духовно-нравственной безопасностью мы понимаем: наличие целостного образа человека, отображающего структурное единство телесно-душевно-духовной организации, и традиционных ценностей отечественной культуры, в системе воспитания, объединяющего такие социальные институты как семья, общее и дополнительное образование (дошкольное и школьное) [16]. К сожалению, сегодня духовно-нравственная безопасность при формировании мировоззрения ребенка, зачастую игнорируется. Воспитание ребенка, как правило, носит недирективный характер, поэтому трансляция ценностей и эталонного образа в поведении значимых взрослых (родителей и педагогов) зачастую имеет конфликтный, противоречивый характер, так как нет четких нормативных представлений об этих важных психологических категориях ни в науке, ни в культуре, ни в социуме [3]. Начиная с самого раннего детства, жизнь человека должна протекать одновременно в трех сферах бытия: в сфере природного существования, в сфере социально-культурной жизни и в сфере духовно-религиозной жизни. Конкретными факторами преодоления принципа распада и формирования жизни на прочных онтологических основаниях являются: • в сфере природного существования - овладение человеком процессами собственного поведения, • в сфере социально-культурной жизни - осуществление принципов этического отношения к другому человеку, • в сфере религиозной жизни - достижение личностью нравственных ценностей любви равной ко всем и сверхъестественной благодати [13]. Последовательное овладение всеми аспектами бытия и формирование целостного мировоззрения возможно только при постепенном восхождении в познании реальных примеров нравственной жизни в семье и школе до образов святости и евангельского образа Богочеловека [12]. Потребность в наличии не только внутреннего, но и внешнего идеального образа является врожденной, о чем свидетельствует присутствие определенных психологических механизмов, активизирующихся после рождения ребенка в определенной последовательности в разные периоды развития. Это - импринтинг, идентификация, целеполагание, без их наличия и участия в жизни человека, научиться осуществлять произвольное поведение невозможно [11]. Если они не активизируются, то под угрозой находится жизнь, а не только развитие человека. Любое поведение, даже инстинктивное, ориентировано на достижение цели [20]. Отсутствие идеала у человека приводит к острому переживанию утраты смысла, скуке, унынию, апатии, в зависимости от характерологических особенностей. И тогда начинается активный поиск развлечений и острых ощущений, заглушающих чувство тоски и одиночества. В этом факте, по всей видимости, коренится причина деструктивного поведения подростков, переживающих мировоззренческий кризис, если происходит утрата или изменение идеала [2]. С рождения ребенка совершается переход от натуральной к культурной жизни. Человек овладевает процессами собственного поведения. Каждое его действие носит смешанный природно-культурный характер. Принято считать, что мировоззрение в большей мере определяется религиозным или философским содержанием и в меньшей мере научным, т.к. наука - это система знаний о мире, непрерывно изменяющаяся и потому не способная дать полного и законченного представления о мироздании в целом, например, в ней отсутствует представление 198 о мире духовных сущностей [8]. Также научное миропонимание не дает ответа на вопрос о смысле жизни и смерти, не занимается обоснованием этических характеристик поведения человека. Но, тем не менее, совокупность научных представлений о мире и человеке, постепенно усваиваемая ребенком на протяжении всего периода обучения в школе, оказывает существенное влияние на выбор идеального образа человека, определяет иерархическую структуру целей и ценностей, в соответствии с которыми в последующем осуществляется выбор жизненного пути и формируется направленность развития личности [15]. Особенно разрушительно для складывающегося мировоззрения ребенка наличие противоречивых требований и представлений, высказываемых как со стороны родителей, педагогов, так и любых авторитетных взрослых, что приводит к формированию конфликтного мироощущения, затрудняющего ориентацию ребенка в мире смыслов и ценностей [19]. Это, в свою очередь, лишает его возможности планомерно осуществлять деятельность, направленную на достижение цели, поставленной перед ним другими или выбранной им самим. В результате появляются различные формы аддиктивного поведения. Источником этой саморазрушающей деятельности является конфликтное мировоззрение. Мировоззрение есть результат деятельности души, проявляющийся в интеграции содержания сознания и самосознания [14]. Более того, внешнее и внутреннее в человеке взаимосвязано идеалом, доступным для осознания, анализа и преобразования. Идеал человека имеет сложную, иерархическую структуру, в которой отражены все природы присущие человеку (духовная, душевная и телесная) с их потребностями, как врожденными, так и приобретенными. Духовный компонент идеала организует всю жизнь человека, так как определяет направленность развития личности. Его наличие в структуре идеального образа необходимо для реализации экзистенциальных потребностей в любви и в свободе, в смысле жизни и смерти, в духовно-нравственном совершенствовании. Носителем этих потребностей является личность. Если потребности реализуются в соответствии с естественным нравственным законом - совестью, то наблюдается духовно-нравственное совершенствование личности, если направленность развития подчинена любым другим этическим законам, то наблюдается редукция духовного начала в человеке. Так считали отечественные психологи, в частности, В. Н. Лосский, В. В. Зеньковский, 199 В. А. Снегирев, В. И. Несмелов [18]. Отечественные мыслители считали, что в каждом человеке присутствует первоначальный идеал (естественный нравственный закон - совесть), носителем которого является духовная личность [17]. Первоначальным идеалом определяется вечное и неизменное в человеческой природе. Совесть рассматривалась ими как врожденное качество, являющееся выразителем божественной воли. Конечное назначение, цель духовно-нравственного совершенствования в православном христианстве - это спасение человека для вечного пребывания в Боге, необходимое для стяжания и умножения Божественной любви в свободе и истине. Идеальный духовный образ, призванный направлять к личному, духовно-нравственному совершенствованию каждого человека, сопряжен с духовной ценностью любви. Душевная составляющая идеала раскрывает во всей полноте вторую часть заповеди о любви: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 12: 31) и отражает социальные потребности человека в этической нормативности, трудолюбии, сотрудничестве, стремление к познанию и общению. Главная черта православной культуры - это соборное взаимодействие, позволяющее каждому человеку с максимальной отдачей обнаружить и реализовать свои таланты в деле служения ближним. Нормативные критерии наполнения содержанием социального компонента идеала определяют в целом совокупную систему нравственных, моральных и правовых ценностей, при исполнении обязательного условия - подчинения всех норм, регламентирующих социальную жизнь человека, высшим духовным ценностям и естественному нравственному закону. Телесный компонент идеала, используемый чаще всего человеком для удовлетворения витальных потребностей, призван, по мнению святых отцов, раскрыть сущностное назначение телесной природы в соответствии с духовной целью. Тело - это орган духа, учили православные мыслители. Оно и творится духом для реализации высших смыслов человеческой жизни, поэтому каждый орган человеческого тела, каждая его способность и потребность должны рассматриваться не изолированно, а с точки зрения служения духу в деле спасения [22]. Доминирование витального элемента в структуре идеального образа делает любовь эгоистической, низвергая человека «в распущенность, ненависть и неведение» [10, с. 121]. Себялюбие как неразумная любовь к телу порождает страсти: чревоугодия, сребролюбия и тщеславия, которые, модифицируясь во все остальные пороки, приводятся в движение посредством 200 чувств, при отсутствии воздержания и любви. Нормальное отношение к плоти заключается в бесстрастной любви к ней, как служанке божественного духа [10]. Известный богослов ХХ века протоиерей Георгий Флоровский, размышляя о человеке и Боге, писал: «Есть бесконечное расстояние между Богом и тварью и это расстояние природ. Все удалено от Бога и отстоит от Него не местом, но природой. <…> И это расстояние никогда не снимается, но только как бы перекрывается безмерной Любовью Божьей» [21, с. 283]. Любовь, не приводящая к воссоединению человека и Бога, подменяющая Творца природой в пантеизме, государством в этатизме, человеком в гуманизме или сознанием «я» в эгоизме, делает невозможным духовно-нравственное совершенствование личности. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/1064