@article{Коржова2023-11-22, author = {Е. Коржова}, title = {VII Всероссийская научно-практическая конференция "Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки"}, year = {2017}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {VII Всероссийская научно-практическая конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки» состоялась 12-14 апреля 2017 г. в Санкт-Петербурге на базе ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» в соответствии с предварительной программой (итоговый вариант программы прилагается к отчету). Целью конференции стало создание пространства открытых научных дискуссии для сопоставления существующих методологических подходов к изучению психологии человека и обсуждения возможностей интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей в развитии теоретико-методологического, прикладного и практического аспектов психологического знания. Результатами работы стали систематизация и углубление представлений о возможностях интегративного подхода к исследованиям психологии человека и социального взаимодействия людей на материале проблем общей и социальной психологии, психологии профессиональной деятельности, психологии семьи, психологии личности, этнической и кросскультурной психологии. В контексте методологии интегративного подхода состоялось обсуждение проблем содержательной валидности психологических исследований, была осуществлена презентация исследовательского инструментария, соответствующего требованиям интегративного подхода к содержательной валидности исследований, а также ряда практико-ориентированных разработок, доказавших свою эффективность для решения задач, возникающих в деятельности психолога-практика. Конференция прошла под председательством д. пс. н., проф. Елены Юрьевны Коржовой, заведующей кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В научный программный комитет конференции вошли: - Цветкова Лариса Александровна, д. пс. н., проф. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); - Панферов Владимир Николаевич, д. пс. н., проф. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); - Аверин Вячеслав Афанасьевич, д. пс. н., проф. (Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург); - Акопов Гарник Владимирович, д. пс. н, проф. (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара); - Василенко Татьяна Дмитриевна, д. пс. н, доц. (Курский государственный медицинский университет, Курск); - Веселова Елена Константиновна, д. пс. н, проф. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); - Волкова Елена Николаевна, д. пс. н, проф. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); - Головей Лариса Арсеньевна, д. пс. н, проф. (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург); - Грачев Александр Алексеевич, д. пс. н., проф. (Московский гуманитарный университет, Москва); - Гришина Наталия Владимировна, д. пс. н, проф. (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург); - Дворецкая Марианна Ярославовна, д. пс. н, доц. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); - Знаков Виктор Владимирович, д. пс. н, проф. (Институт психологии РАН, Москва); - Клецина Ирина Сергеевна, д. пс. н, проф. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); - Ключко Ольга Ивановна, д. филос. н., доц. (Московский городской педагогический университет, Москва); - Крюкова Татьяна Леонидовна, д. пс. н., проф. (Костромской государственный университет, Кострома); - Куликов Леонид Васильевич, д. пс. н, проф. (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург); - Куницына Валентина Николаевна, д. пс. н., проф.(Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург); - Логинова Наталья Анатольевна, д. пс. н, проф. (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург); - Посохова Светлана Тимофеевна, д. пс. н, проф. (Институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга, Санкт-Петербург); - Постникова Маргарита Игоревна, д. пс. н, проф., Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск); - Семикин Виктор Васильевич, д. пс. н, проф. (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург). В работе конференции приняло участие более 350 человек из 9 регионов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Архангельска, Омска, Тюмени, Курска, Ростова-на-Дону, Владикавказа), в том числе более 200 молодых ученых. В рамках конференции состоялись пленарное заседание, работа 8 секций, 2 круглых стола, 2 открытые лекции и 4 мастер-класса. В работе пленарного заседания приняло участие 255 человек, в том числе 178 молодых ученых. Содержательную часть пленарного заседания открыл доклад д.пс.н., проф. В.Н. Панферова, основоположника интегративного подхода к познанию психологии человека и социальному взаимодействию людей, в котором были обозначены основные положения интегративного подхода и возможности его применения для широкого круга научных и практических задач. В ходе последующих докладов эти положения были раскрыты на материале различных отраслей современной психологической науки: возрастной психологии, психологии личности, клинической психологии, психологии профессиональной деятельности и т.д. Обсуждению основных принципов и тенденций развития интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей были посвящены два круглых стола, включенных в программу конференции. Круглый стол «Ленинградская психологическая школа: от Б.Г. Ананьева до наших дней» (12.04.2017, ведущие:д.пс.н., проф. В. Н. Панферов, д.пс.н., проф. В. Н. Куницына, д.пс.н., проф. Н. Н. Обозов, д.пс.н., проф. И. П. Волков, д.пс.н., проф. А. Л. Свенцицкий, д.пс.н., проф. Н. А. Логинова), в работе которого приняли участие 39 человек, в том числе 28 молодых ученых, позволил обсудить значение работ представителей Ленинградской психологической школы (А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, Б.Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой, А.А. Бодалева и др.) для современного этапа развития психологической науки. Круглый стол «Интегральный синтез как методологический тренд современной психологии» (13.04.17, 21 участник, в том числе 13 молодых ученых, ведущие:д.пс.н., проф. В. Н. Панферов, д.пс.н., проф. В.А. Аверин, д.пс.н., проф. С.Т. Посохова) был ориентирован на обсуждение методологии интегративного подхода к исследованию психологии человека и социального взаимодействия людей, которое вызвало живой отклик у начинающих исследователей. Возможности реализации методологии интегративного подхода обсуждались и в рамках открытых лекций. Так, в лекции д.пс.н., проф. В. В. Знакова «Мир человека и современная психология субъекта» затрагивались вопросы о соотношении субъектно-деятельностного и интегративного подходов в психологии. Лекция состоялась 12.04.2017 и собрала 79 слушателей. В лекции д.пс.н. проф. С.Т. Посоховой «Лень в жизненных контекстах личности: поиски индивидуального преферендума» (13.04.2017) были представлены результаты психологического исследования феномена лени, которое реализовано в парадигме интегративного подхода. На лекции присутствовало 98 слушателей. Возможности применения основных положений интегративного подхода в практике психологической помощи были наглядно проиллюстрированы в рамках четырех мастер-классов (13-14.04.2017, 91 участник, в том числе 79 студентов и аспирантов): «Психодиагностика особенностей нравственной сферы личности» (д.пс.н., проф. Е.К.Веселова); «Использование арт-методов в семейном консультировании (О.Ю.Беккер, практикующий психолог); «Выученная беспомощность: пути преодоления» (к.пс.н., доц. Н.В.Солнцева); «Средства психологического воздействия преподавателя на аудиторию» (к.пс.н., доц. Е.Н.Туманова). В ходе секционных заседаний было сделаны и обсуждены 81 доклад. Секция 1 «Интегративный подход к изучению психологии человека» (13.04.2014, рук.В. Н. Панферов (Санкт-Петербург), В. А. Аверин (Санкт-Петербург)) собрала 65 участников, в том числе 28 молодых ученых, представлено и обсуждено 14 докладов. В докладах были представлены различные точки зрения на интеграционные процессы в современной психологии. В ходе работы секции было принято решение продолжить обсуждение проблемы интеграции психологического знания с привлечением интерактивных технических средств для расширения аудитории участников, в том числе специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В работе секции 2 «Психология жизненного пути личности (рук.Е. Ю. Коржова (Санкт-Петербург), Т. Д. Василенко (Курск), Н. В.Гришина (Санкт-Петербург)), состоявшейся 13.04.2014, приняли участие 71 человек, в том числе 50 молодых ученых. Заслушано и обсуждено 14 докладов. По итогам работы секции психология жизненного пути была признана актуальным и перспективным направлениям психологии, сочетающим в себе классические и новаторские подходы к изучению личности. Исследования психологии жизненного пути личности охватывают анализ психологических характеристик на разных уровнях бытия. Различные психологические школы изучения жизненного пути личности органично дополняют друг друга. Секция 3 «Проблемы этнической и кросскультурной психологии», проведенная 13.04.2017, прошла при участии 48 человек, из них молодых ученых – 39. Представлено и обсуждено 7 докладов. По итогам заседания секции было отмечено, что важной проблемой этнической психологии на современном этапе ее развития является проблема этнической идентичности в различных аспектах ее функционирования, а также типы и условия ее трансформации. Кросскультурные исследования были представлены темами, связанными с различными аспектами невербального общения, педагогического взаимодействия, изучением психологических детерминант жизнедеятельности. Было отмечено, что необходимо дальнейшее исследование обозначенных проблем в контексте интегративного подхода, доказавшего свою эффективность для решения широкого круга проблем этнической и кросскультурной психологии. Секция 4 «Социальное взаимодействие в норме и при патологическом развитии личности» (13.04.2017, рук. А. Н. Алехин (Санкт-Петербург), Е. Е. Малкова (Санкт-Петербург)) привлекла 43 участника, в том числе молодых ученых – 32. Представлено и обсуждено 6 докладов. В ходе работы секции участники обсуждали вопросы нормы и патологии развития личности в условиях современной социокультурной ситуации. Особое внимание вызвали вопросы, связанные с влиянием развития информационных технологий на высшие психические функции, а также вопросы практического применения результатов научных исследований в психологической помощи пациентам с соматическими и психическими заболеваниями. Участники секции постановили, что сегодня при проектировании научных исследований и разработке методов психологической помощи необходимо учитывать происходящие социальные изменения, провоцирующую инфантилизацию личности. Решение этой задачи возможно только при условии расширения междисциплинарного взаимодействия и интеграции психологического знания в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации клинических психологов. В работе секции 5 «Психология духовно-нравственного развития личности (14.04.2017, рук. М. Я. Дворецкая(Санкт-Петербург), Е. А. Морозова (Самара)) участвовали 33 участника, в том числе 6 молодых ученых. Было заслушано и обсуждено 13 докладов, в которых были раскрыты результаты современных исследований по духовно-нравственной тематике. Было сформулировано предложение более широкого их внедрения в рамках профессиональной подготовки педагогов и психологов и создания соответствующих спецкурсов. Секция 6 «Психология социального взаимодействия и общения» состоялась 14.04.2017 под руководством И. Б.Терешкиной (Санкт-Петербург) и М.И. Постниковой (Архангельск). В работе секции приняли участие 28 человек, из них молодых ученых – 6. Представлено и обсуждено 11 докладов. В рамках секционного заседания обсуждались вопросы, раскрывающие проблематику общения и социального взаимодействия на разных уровнях анализа (в социальных и межличностных отношениях). Участники секции постановили признать необходимым интеграцию и налаживание сотрудничества с различными регионами России и зарубежья для осуществления комплексных исследований данной проблематики. Также было сформулировано предложение Комитету по образованию Правительства Санкт-Петербурга о необходимости создания условий для внедрения и реализации программ психологического сопровождения профессиональной деятельности учителей, преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений. В рамках секции 7 «Психология отношений в жизненном цикле семьи и в истории семейного рода» (14.04.2017, рук. С. А. Векилова (Санкт-Петербург), Т. Л. Крюкова (Кострома)) в обсуждении 10 докладов приняли участие 38 человек, из них 35 молодых ученых. По итогам заседания была отмечена необходимость расширения проблематики психологии семейных отношений как области психологического знания, использования новых диагностических методов (в частности, глубинного интервью и нарративного подхода), изменения парадигмы исследования семейной проблематики, перехода к исследованиям развития семьи (в динамике). Секция 8 «Социально-психологические характеристики трансформирующихся гендерных отношений» (14.07.2017, рук. И. С. Клецина (Санкт-Петербург), О. И. Ключко (Москва)) объединила 72 участника, в том числе 34 молодых ученых, которые прослушали и обсудили 6 докладов. По итогам работы секции проблематика гендерных исследований в психологии была признана актуальной. Была зафиксирована междисциплинарность гендерных исследований и возможность анализа широкого спектра психологических явлений, включенных в гендерный контекст. Принято решение разрабатывать направление практической гендерной психологии в контексте интегративного подхода. В резолюции по итогам работы конференции, принятой в ходе заключительного пленарного заседания, было отмечено следующее: 1. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей является перспективным направлением развития психологии на современном этапе и позволяет решать широкий круг теоретических, методических и дидактических задач: - возможности для решения теоретических задач связаны с разработкой целостных конструктов психической организации человека и их эмпирической верификацией в комплексных психологических исследованиях; - возможности для решения методологических задач заключаются в обеспечении технологической целостности научно-исследовательских процедур и содержательной валидности психологических исследований на основе избирательного (в соответствии со спецификой изучаемого предмета) применения существующих методологических и методических подходов; - возможности для решения дидактических задач определяются формированием у обучающихся целостного образа психической организации человека, позволяющего впоследствии в профессиональной деятельности решать разнообразные задачи психологической практики на основе глубоко понимания функционирования психики как целостной системы. 2. Результаты работы конференции могут быть применены в сферах науки, образования и практики психологической помощи различным категориям населения. По итогам работы конференции выработаны следующие рекомендации: - обобщить опыт психологических исследований, осуществляемых в русле интегративного подхода к психологии человека и социальному взаимодействию людей, подготовить методические рекомендации по реализации основных принципов интегративного подхода в научно-исследовательской деятельности психолога; - обобщить опыт апробации программы интегративных учебных дисциплин «Психология человека», «Психология личности» и «Психология социального взаимодействия людей», на этой основе разработать и внедрить в практику работы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования программы интегративных учебных дисциплин по психологической проблематике, внести соответствующие предложения к содержанию Федеральных государственный образовательных стандартов в области профессиональной подготовки психологов, педагогов и иных специалистов, занятых в сфере профессий «человек-человек»; - изучить организационные возможности информационной и методической поддержки психолого-педагогической деятельности в сфере сферы дошкольного, школьного, средне-специального и высшего образования с целью внедрения практико-ориентированных разработок, реализованных в русле интегративного подхода, в практику работы педагогов-психологов системы образования, внести соответствующие предложения к содержанию «Концепции развития психологической службы образования»; - продолжить разработку практико-ориентированных технологий психологического сопровождения личности в системе образования; интенсифицировать работу, направленную на создание и апробацию технологий, которые могут использоваться практическими психологами за пределами системы образования. 3. Конференции, посвященные обсуждению возможностей применения интегративного подхода в психологии, необходимо проводить регулярно с периодичностью не реже 1 раз в 2-3 года с целью обмена опытом и популяризации идей интегративного подхода в научно-психологическом сообществе. При этом необходимо расширять контингент участников обсуждения (в том числе с привлечением специалистов из ближнего и дальнего зарубежья) за счет использования новых информационных технологий. По итогам конференции издан сборник материалов (в 2 частях, тираж 100 экземпляров), а также коллективная монография (тираж 500 экземпляров), в которой нашли отражение наиболее актуальные и перспективные в научном плане темы докладов конференции (сборники материалов и коллективная монография прилагаются к отчету): - Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (12-14 апреля 2017 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Е. Ю. Коржовой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 404 с. ISBN 978-5-8064-2374-1 - Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (12-14 апреля 2017 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Е. Ю. Коржовой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 448 с. ISBN 978-5-8064-2374-1 - Интегративный подход к познанию психологии человека: В.Н. Панферов, В.В. Знаков, Е.Ю. Коржова и др. / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 296 с. ISBN 978-5-8064-2397-0 Материалы, опубликованные по итогам конференции, размещены в РИНЦ и на сайте кафедры психологии человека: - Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей... Часть 1:http://humanpsy.ru/books/integr2017-1.pdf, https://elibrary.ru/item.asp?id=29285938 - Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей… Часть 2: http://humanpsy.ru/books/integr2017-2.pdf, https://elibrary.ru/item.asp?id=29285996 - Интегративный подход к познанию психологии человека (коллективная монография): http://humanpsy.ru/books/integramon.pdf, https://elibrary.ru/item.asp?id=29435997 По результатам конференции был опубликован пострелиз на сайте РГПУ им. А.И. Герцена (https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/ipp/1442307415/), в газете «Педагогические вести» (https://www.herzen.spb.ru/uploads/pedvesty/files/Issue%20number%205%20%28441%29%202017.pdf) и в «Психологическом журнале» (Коржова Е.Ю. VII Всероссийская научно-практическая конференция «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки» // Психологический журнал. 2017. Том 38. № 6. С. 118–119; https://elibrary.ru/item.asp?id=30455131).}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/10632}, }