@article{Алексеев2023-04-11, author = {С. В. Алексеев}, title = {ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА: ШЕСТЬ ИСТОРИЙ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ...}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» период 2018- 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Дорожная карта программы Десятилетия включает 131 позицию, структурированную по 15 разделам: «Повышение благосостояния семей с детьми», «Современная инфраструктура детства», «Обеспечение безопасности детей», «Здоровый ребёнок», «Всестороннее образование - детям», «Культурное развитие детей», «Развитие физкультуры и спорта для детей», «Безопасный детский отдых», «Доступный детский туризм», «Безопасное информационное пространство для детей», «Ребёнок и его право на семью», «Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество», «Обеспечение и защита прав и интересов детей», «Качественные детские товары и продукты питания», «Организационные мероприятия». Каждый из указанных разделов имеет собственную ценность, актуальность и перспективность в осмыслении феномена современного детства. В данной статье нами определены шесть историй из жизни образовательной организации, школьной жизни учащихся, их родителей и педагогов. Для начала определимся в двух понятиях: «детство» и «ребенок» - понятиях, которыми мы будем использовать в данной статье. Детство - это исторически развивающийся социокультурный феномен, отражающий социально-статусный срез многообразных отношений в системе «ребенок-семья-социум» и личностно-индивидуальный срез, характеризующий становление субъектности ребенка в процессе взросления, а также наличие особого мировоззрения, поведения, обусловленных природой и социумом. (Разинкова О. И., 2021) Ребенок - это взрослеющий социальный субъект, находящийся в определенных возрастных рамках, характеризующийся постоянной динамикой биологических, физиологических, эмоционально-психологических, когнитивных, мировоззренческих, нравственных, социальных и 191 функциональных характеристик, обладающий потенцией познания мира, приобретения знаний и компетенций, способный взаимодействовать с внешней средой, фильтруя воздействующие факторы. (Разинкова О. И., 2021) В обеих трактовках обращает на себя внимание ориентация на субъектность ребенка, школьника, студента и т.д. по ступеням непрерывного образования. Первая история: Школьная жизнь Школьная жизнь, в самом широком виде, рассматривается как жизнедеятельность всех субъектов образования, в рамках образовательного учреждения, в контексте реализации образовательных программ, включая все виды деятельности как внутри учреждения, так и вне него (элементы педагогики музейной деятельности, образовательной культурологии, арт-педагогики, экологической педагогики и психологии и др.). В педагогике широко используется понятие «уклад школьной жизни». Например, в исследовании Т. В. Корсаковой ,уклад школьной жизни рассматривается как «…современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов». (Корсакова Т. В., 2013 г.). Понятие «уклад школьной жизни» преемственно сопрягается с понятиями «образовательная среда школы», «воспитательная система школы», «образовательное пространство школы», «образовательная экосистема». Вопросы безопасности, здоровьесозидания, комфортности в изучении школьной жизни занимают приоритетное значение. Вторая история: Безопасность школьной жизни Безопасность школьной жизни может рассматриваться в рамках средового подхода как защищенность от природных опасностей (чрезвычайные природные 192 ситуации), от техногенных опасностей (чрезвычайные техногенные ситуации), от социальных опасностей (терроризм, экстремизм и др.). Экстремистские и террористические ситуации последних лет подтверждают важность профилактики подобных ситуаций! Сегодня можно выделить и образовательные опасности! Мы часто сталкиваемся с тем, что слово учителя становится главным стрессогенным фактором. У 72% школьников семи-девяти лет присутствуют страхи, связанные со школой и обучением, а у 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем (С. Сихвола, 2006). Появилось понятие «дидактогения» - это особенное психическое состояние учащегося, которое развивается на фоне неверного, нетактичного, негативного отношения к нему педагога [2]. Третья история: Здоровье школьной среды Данная история проявляется в таких проблемах как: • Школьные болезни (за 100 с лишнем лет значительных улучшений в состоянии здоровья детей не наблюдается!); • Проблема двигательной активности детей и подростков; • Дети и подростки с избыточным весом - мировая проблема; • Здоровое питание; • Повышение рисков при широком использовании цифровых технологий, трудности точного соблюдения требований СанПина [1]. Первый съезд школьных врачей, состоявшийся в 1919 году, определил программу-минимум, которая должна была решить вопрос об ухудшении здоровья школьников. Программа включала: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием, пропаганду гигиенических знаний в школе и через школу. Спустя почти десять лет, по данным за 1928 год, выяснилось, что «в возрасте 11- 13 лет «школьными болезнями» страдает 30-40% учащихся, а в 16-17-летнем - 60-70%. Всевозможные «нервные страдания» в приготовительном классе наблюдались в 8% случаев, в шестом - в 44% и в восьмом - в 69%» (Арямов И. А., 1928). 193 Четвертая история: воспитание и социализация молодежи Проблема воспитания и социализации сегодня решается по следующим направлениям: • Воспитание через предмет (традиционный подход в воспитании); • Внеурочная деятельность; • Дополнительное образование детей; • Массовые мероприятия как школьные события (методология событийного подхода); • Интеграция образования и просвещения; • Широкое использование инновационных форматов воспитательных технологий, включая, эдьютеймент, критическое мышление, геймификация, кейсы, др. Эпиграфом к данной истории может быть высказывание итальянского педагога и психолога Лориса Малагуцци «Не надо опускаться до ребенка, необходимо подняться до него». Пятая история: качество образования Проблема качество современного образования рассматривается в ряде работ [3, 6]. Особый интерес представляет интерес осмысления качества образования в эпоху ВУКА-мира - мира неопределенности, века вхождения в четвертую промышленную революцию [7, 9]. Ряд исследований показывает снижение мотивации к познавательной деятельности от начальной школы к старшим классам. Аналогичная тенденция проявляется и при исследовании качества образования (по результатам международных исследований!): от лидерства в PIRLS к достойному уровню в TIMMS и требующему значительного улучшения в PISA. Самостоятельного изучения требуют вопросы соотношения естественного и искусственного интеллекта, усиление внимания к роли эмоционального интеллекта, широкого использования цифровых технологий, использования моделей смешанного (гибридного) обучения, дистантного обучения и др. В рассмотрении данной проблемы заслуживает внимания монография «Цифровой дебют образовательных отношений» (под ред. Н. А. Заиченко, О. Е. Лебедева, 2021 г.). 194 Шестая история: педагог нового типа Профессиональный стандарт педагога предъявляет ряд требований к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям современного педагога, способно реализовывать новые требования к выпускникам образовательных организаций в контексте выполнения обновленных ФГОСов, формирования жестких и гибких навыков, компетенции в отношении будущего (по ЮНЕСКО) и т. д. Особое внимание сегодня предъявляются к цифровым компетенциям, средовой и экосистемной компетенции и др. Среди наиболее выраженных позитивных качеств педагогов (исследование «Выпускник петербургской школы», С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина и др.) оказались такие качества педагога как справедливость, веселый характер и доверие [5]. В контексте данного исследования признается важность формирования эмоционального интеллекта педагога будущего, педагога нового типа.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/1063}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/1131}, }