%0 отчет о НИР/НИОКР %A Соломин, Валерий Павлович %T Антропология инновационной деятельности и технологии формирования человеческого капитала в современном российском образовании %D 2017 %X В итогах данного исследования авторы специально подчеркнули рискогенный характер Новоевропейской цивилизации в целом. Эта цивилизация не мыслит себя иначе, кроме как в стратегии риска. Основа техногенной цивилизации вообще - научно-технический прогресс, - по самой своей сути авантюристична. Инженер, вооруженный «хитростью разума», уверен, что всегда может подстеречь судьбу и превратить равнодушно-тупую случайность природы в благоухающее вино счастливых изобретений техники. Эксплицитно господствует убеждение, что «нет неразрешимых технических проблем». Однако, несчастные случаи имеют тенденцию накапливаться в непоправимое целое, что демонстрирует хотя бы неумолимо нарастающий экологический кризис. «Счастливое будущее» нашей цивилизации даже при условии её мирного развития никоим образом не гарантировано. История радикально разомкнута, и человечество, в том числе и современная Россия, несет бремя своего авось-бытия, культивируя как стратегию упорядочивания, так и альтернативную ей стратегию риска. Важнейшим моментом в стратегии упорядочивания, позволяющим смягчить неумолимую рискогенность нашей цивилизации является формирование мощного человеческого капитала, создаваемого с опережением на будущее. Поэтому для современной науки, техники, философии и всей гуманитаристики наиболее актуальной становится проблема поиска теоретического дискурса и стратегий формирования национального человеческого и культурного капиталов, способных объединить множество существующих подходов и адекватных современному уровню научного развития. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития социума предполагает эффективность вложения и отдачи в такие социальные сферы как воспитание, образование, здравоохранение, культура, составляя значительную часть в росте национального богатства в развитых странах. В связи с развитием человеческого капитала, ориентированного креативно, острейшей становится проблема профессионализма и преодоления дилетантизма, на который провоцирует поиск новых путей развития. Отмечена также связь человеческого капитала с экономическими и демократическими свободами, инновациями, креативным мышлением и высокими технологиями. Разумеется, предполагается также необходимость систематических инвестиций в человеческий капитал со стороны государства с учетом часто отложенной по времени отдачи. Последнее обстоятельство является важной составляющей государственной политики и государственного регулирования в развитых странах. Поддержание высокого уровня культуры, профессионализма и образованности (в том числе, гуманитарной образованности) населения страны является необходимым условием для экономического роста. Существенным результатом проведенного исследования является также связь всеобщей музеефикации в информационном обществе, - включение музея не только в индустрию досуга, но и в общую атмосферу растущей креативности современного мира. Не только для широких масс, но и для властных элит вовсе не является пока очевидной связь социокультурного института музея, с одной стороны, и важнейших инновационных индустрий в конкретных культурно-исторических и социально-экономических ситуациях России начала XXI в., с другой. Обратить внимание на эту связь и всестороннее её обосновать явилось одной из важнейших результатов проведенного исследования. Осознание значимости человеческого капитала как ключевого интенсивного фактора цивилизационного развития стало причиной ряда прорывных достижений в экономике и социальной сфере с точки зрения разработки и внедрения инновационных технологий, направленных на получение принципиально новых, значимых результатов, определяющих будущее страны. Инновационно-креативные установки человеческого капитала (инновационно-креативная аксиосфера) не сводятся к сугубо инструментально-технологическому содержанию, но содержат специфические ценности, к числу которых отнесем следующие: 1) стремление к получению социально значимых результатов; 2) формирование сообществ людей (профессиональных, социальных, политических, досуговых и т.п.) с выраженной инновацинно-креативной устремленностью и склонностью к продуктивному, созидательному действию, аккумулированию новых идей и т.п., обеспечивающих процессы самосохранения национальных культур, поддержку творческой элиты; 3) открытость к позитивным влияниям со стороны других культур; 4) распознание и усвоение цивилизационно-значимых достижений; 5) способность к конструированию и реализации социально-перспективных проектов; 6) ориентация на национальные стратегии развития и т.д. В ходе реализации проекта была подтверждена версия о том, что экономическое развитие России должно происходить на основе структурной перестройки и радикальной модернизации образовательных практик. В этом отношении подчеркивается, что уникальность России заключается в наличии двух ключевых конкурентных преимуществ: мощного научного и интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов. Эти преимущества должны быть объединены в систему, которая станет основой для экономического развития. Так Дж. Коулман определяет человеческий капитал как отношение успеха в образовании и источник гетерогенности в обществе. Таким образом, капитал начинает определяться как совокупность знаний, навыков, умений, компетентностей человека, расходы на овладение которыми (с помощью образования, переподготовки, повышения квалификации, и т.д.) со временем могут приносить человеку существенную прибыль, иными словами, как инвестиции в развитии личности. При этом нельзя не учитывать тот факт, что человеческий капитал может рассматриваться не только со знаком «+». Существенную роль играет и отрицательный человеческий капитал, те накопленные за историю стереотипы, клише, матрицы и паттерны поведения, сложившиеся в жизни общества, и существенно сдерживающие возможности инновационного развития. До сих пор остается недостаточно ясным, каким образом отрицательный человеческий капитал взаимодействует с прочими подсистемами общества. Образование, при таком понимании, должно реализовывать концепцию «инновационного человеческого капитала», который включает в себя профессионализм специалиста вместе с интеллектуальным потенциалом и развитыми личностными и творческими способностями. Для его формирования необходима соответствующая образовательная среда, четкое понимание организационной структуры образовательного пространства, разработка методологических, гносеологических и организационных концептов. В ходе осуществления проекта проведено: три секции и три круглых стола в рамках Международной конференции «Ребенок в современном мире» (2015, 2016, 2017 гг.); выпущено три сборника научных трудов; опубликовано 42 авторских статьи в научных рецензируемых журналах и сборниках научных трудов (индексируемых в РИНЦ) по тематике проекта; подготовлена рукопись коллективной научной монографии «Инновационно-креативная аксиосфера и конфликтный диалог культур: фундаментальные проблемы подготовки молодого специалиста»; разработаны: Указания для магистрантов и аспирантов «Экономика знаний и антропология креативности: программа дисциплины и методические (2016 г.) и Программа дисциплины и методические указания для магистрантов и аспирантов «Инновационно-креативная среда университета как культурно-развивающего пространства» (2017 г.). %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/10628