TY - JOUR T1 - Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности младших школьников AU - Бордовский, Геннадий Алексеевич Y1 - 2023-11-22 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10627 N2 - Стратегическими направлениями развития современного образования становятся диалог и партнерство в образовательном пространстве. Диалог рассматривается как методологическая основа образования, что предполагает диалогизацию всех составляющих образовательного процесса. Изменение самой сущности образования влечет за собой адекватное изменение форм образовательной деятельности, отхода от классно-урочной системы, активного взаимодействия с социумом, культурным пространством в целях максимального раскрытия потенциала учащихся. Актуальность исследования определяется социальной значимостью разрешения противоречия между требованиями ФГОС НОО к включению в образовательный процесс внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью содержания, форм, механизмов ее реализации. Внеурочная деятельность рассматривается в исследовании как неотъемлемый элемент образовательной системы, в которой диалог понимается как взаимодействие различных идей, точек зрения, направленное на достижение взаимопонимания и взаимообогащения участников диалога; как способ познания мира, способ самоопределения, позволяющий человеку научиться жить в условиях многообразия культур. За счет выстраивания диалогических отношений между школой, семьей, социальной и культурно-образовательной средой достигается синергетический эффект в повышении качества образовательных результатов. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что предложена научно-обоснованная модель организации внеурочной деятельности, построенной на принципах диалога школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды, взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, реализации индивидуальных запросов обучающихся. Данная модель получила воплощение в программах внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности, методических рекомендациях для учителя, материалах для школьников и родителей. Оригинальность исследования состоит в использовании метаметодического подхода к построению модели организации внеурочной деятельности, который предполагает эффективное выстраивание школой диалоговых отношений между участниками образовательного процесса, установление общих и близких целей школьных предметов и внеурочной деятельности, содержательных и процессуальных межпредметных связей, соотносимых методов учения и способов деятельности на уроке и вне его. Принцип диалогизации образовательного процесса нацеливает на формирование у школьников диалогического мышления и осознание диалога как способа общения и познания, способа жизни в современном мире. Младший школьник становится участником диалогов разных видов: диалог участников образовательного процесса, диалог урочной и внеурочной деятельности, диалог культур, диалог с социальной и культурно-образовательной средой, диалог способов познания. Предложенные программы внеурочной деятельности содержат обширный культурологический материал и рождают у школьников яркий образ родной страны. Тематика программ разнообразна, их содержание расширяет и углубляет знания детей о культуре народов России, истории родной страны, достопримечательностях России, имеющих всемирное значение, народных праздниках, изобразительном искусстве, художественной и познавательной детской литературе, музыке, культуре работы с информацией, вычислительной культуре, живой природе. Эффективность диалога школы, семьи, социальной и культурно-образовательной среды в организации внеурочной деятельности обеспечивается соблюдением ряда условий: - построением программ внеурочной деятельности с учетом всех элементов содержания образования, отражающих социальный и культурный опыт человечества: знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру; - четким структурированием календарно-тематического планирования в рабочих программах, что позволяет проследить по горизонтали связь содержания каждого внеурочного занятия с содержанием учебных дисциплин, освоенным учеником на данный момент, а по вертикали – систему знаний, получаемых школьником в течение года, способов деятельности, которыми он овладевает; - определением видов и форм взаимодействия с социальной и культурно-образовательной средой при изучении каждого раздела курса внеурочной деятельности; - включением в программы заданий, рассчитанных на активное участие семьи в их выполнении; - наличием материалов для родителей в методических рекомендациях к программам внеурочной деятельности; - разнообразием форм и приемов внеурочной деятельности. Программы носят междисциплинарный характер, позволяют учителю любого предмета увидеть перспективы использования результатов внеурочной деятельности школьников при изучении учебных дисциплин. Ученик вовлекается в широкий социальный и культурный контекст, приобретает опыт активного культуросообразного поведения, взаимодействия с партнером в разновозрастной среде, осознанного самостоятельного выбора вида, объема, содержания, формы деятельности, становится участником социальных акций, междисциплинарных проектов, осваивает культуру работы с информацией, приобретает опыт ориентации в социокультурном пространстве. Наличие комплекса программ внеурочной деятельности способствует развитию школьной образовательной среды. Материалы исследования опубликованы, размещены в системе Интернет. Проект полностью реализован.