@article{Носкова2023-11-22, author = {Т. Носкова}, title = {Цифровизация профессиональной подготовки в высшей школе в контексте форсайта образования 2035}, year = {2019}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Описаны глобальные системные изменения в развитии общества и сферы образования на уровне мировых трендов и вызовов, запросов общества и рынка труда, интересов и потребностей граждан, в частности современной молодежи. Раскрыты требования и направления деятельности по качественному преобразованию профессиональной подготовки в эпоху цифровизации в контексте “Форсайт образование 2035”. В данном исследовании “цифровизация образования” рассматривается как качественно новый этап информатизации образования в условиях смены технологического уклада общества, перехода к цифровой экономике, определяющий новые цели и ценности среды обучения, достигаемые в ней результаты; концепт “цифровизация образования” детерминирует кардинальную смену образовательной парадигмы – переход к персонализации и индивидуализации обучения на базе системного внедрения цифровых технологий и инструментов в организации и развитии инновационной образовательной среды. Особенность исследовательского подхода состоит в поиске решения проблемы с междисциплинарных позиций: педагогики, психологии, информатики; информационных систем, когнитивных процессов; практики Национальной платформы открытого образования. Междисциплинарная интегративная методология цифровизации профессиональной подготовки в аспекте Форсайта образования 2035 определяет необходимость трансформации педагогической системы профессиональной подготовки в цифровой среде. На основе объединения в единое концептуальное поле теоретических и эмпирических знаний описаны системные изменения профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях перехода к новому экономическому укладу (цифровая экономика), отвечающие вызовам и требованиям общества знания: основные векторы трансформации содержания, форм, средств, методов и технологий профессиональной подготовки в цифровой среде. Составлена обобщенная модель цифровой трансформации системы профессиональной подготовки. Системный подход к созданию обогащенных, расширенных условий развития субъекта в цифровой среде раскрывается через согласованные изменения психодидактических концептов построения цифровой среды обучения: информации (педагогическая информационная ресурсная база среды), коммуникации (образовательные взаимодействия) и управления (управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся в среде, их рефлексией). Выявлены новые закономерности обучения в цифровой среде профессиональной подготовки на междисциплинарной интегративной методологической основе информатики, педагогики и психологии. Обоснованы отличительные признаки методов обучения в цифровой среде и особые условия их реализации. Описана трансформация методов обучения: от методов контактного обучения к реализации методов в ресурсах цифровой среды. Предложена классификация методов обучения в цифровой среде с выделением четырех групп методов. Определена результативность методов обучения в цифровой среде через организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся в единстве протекания психических процессов: познавательного, эмоционального и регулятивного. Особенности реализации методов обучения в цифровой среде приводят к психологической трансформации деятельности педагога и обучающегося. Выявлены отличительные черты «средовых» технологий обучения от линейных дистанционных образовательных технологий. Обосновано, что в цифровой среде необходимо осуществлять подстройку образовательных ресурсов под фокусный образовательный запрос аудитории, проектируя расширенные горизонтальные коммуникации между субъектами образования: кооперация, сопровождение, поддержка учебно-познавательной деятельности. Аналитическое описание трансформации педагогической системы профессиональной подготовки позволило выявить новые социальные и образовательные эффекты цифровой среды обучения. Разработана матрица соответствий социальных эффектов, моделей перспективного информационного поведения обучающихся, меняющихся информационно-образовательных запросов молодежи и рисков цифровой среды. В результате выявлены и описаны пути достижения инновационных эффектов и преодоления рисков внедрения цифровых технологий в практику профессиональной подготовки будущих специалистов. Предложены и описаны критериально-прогностические сценарии проявления инновационных эффектов. Анализ информационных и коммуникационных процессов гетерогенной цифровой образовательной среды, обобщение образовательных предпочтений обучающихся в цифровой среде и их стратегий образовательного поведения позволили систематизировать цели и ценности профессиональной подготовки в высшей школе. В результате разработана концептуальная карта, отражающая меняющиеся цели, ценности и задачи профессиональной подготовки в аспекте Форсайта образования и цифровизации профессиональной деятельности. В целях практической реализации персонализированного подхода к организации образовательного взаимодействия в цифровой среде систематизирован цифровой инструментарий педагогического мониторинга и анализа образовательных данных в рамках электронных курсов. В результате пилотажного эксперимента по анализу образовательных данных выявлены типологические группы обучающихся, демонстрирующих различные стратегии достижения образовательных результатов. Результаты интеллектуального анализа данных анкет об образовательных предпочтениях студентов позволили выявить устойчивые связи между предпочтениями, относящимися к различным категориям (цифровые средства, управление учебно-познавательной деятельностью, модели образовательной коммуникации, активность, самостоятельность обучающихся и пр.) Обоснованы методологические основы когнитивной безопасности и результативности внедрения технологий профессиональной подготовки с элементами формального аппарата анализа, оценки, обоснования, прогнозирования факторов управления знаниями. Методологически и процедурно расширена концептуальная DIKW-модель управления знаниями (модель процессов генерации, экстернализации, накопления, хранения, предоставления, использования и распространения знаний). Предложены концепции формализации процессов внедрения цифровых интеллектуальных технологий, основные тенденции и приоритеты их влияния в аспектах персонализации и трансформации личностных компетенций обучающихся. В аспекте интеллектуализации образовательного процесса, в том числе формирования индивидуальных обучающих траекторий и личностных компетенций: • обобщены технологические решения проблемы информационной избыточности цифрового образовательного пространства, в том числе методов и инструментария интеллектуального анализа данных; • выявлены методологические основы результативности внедрения корпусных технологий (технологии text-mining) на профильных занятиях в области приложений математики, информатики и информационных технологий, а также в студенческом научном поиске при подготовке выпускных квалификационных работ с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере. Осуществлен отбор инструментов, специально созданных для обучения на основе данных и исследованы возможности с помощью предложенного инструментария осуществлять переход от симуляции иноязычной среды на учебном занятии к организации ситуации, практически аутентичной иноязычной среде в профессиональной сфере; • на базе статистико-вероятностного подхода и корпусных технологий разработаны основные положения оригинальной методики по освоению иноязычной лексики и грамматики аутентичных профессиональных текстов. Предложен проект интеллектуализации образовательного процесса, в виде технологической цепочки операций по квантитативному отбору научно-исследовательской литературы для организации иноязычных научных студенческих практик с помощью корпусных технологий и систем дистанционной поддержки обучения; • выявлены основные тенденции и приоритеты влияния цифровых интеллектуальных технологий в аспекте обучения интеллектуальному анализу данных на развитие научно-исследовательских компетенций обучающихся педагогических вузов, персонализации и трансформации личностных компетенций, обучающихся математических и информационных направлений; • обоснована перспективная модель «перевернутый класс/flipped learning» по типу моделей организации смешанного обучения по М. Хорну как научная основа исследования путей достижения нового качества подготовки студентов с позиции системно-деятельностного подхода в обучении и перспектив формирования индивидуальных обучающих траекторий. Приведены результаты апробации концептуальной модели трансформации вузовской среды профессиональной подготовки в процессе цифровизации, которая базируется на объектно-адаптационном подходе и центрирована на возможностях формирования «цифрового компетентностного профиля обучающегося». Построена и обоснована компетентностная модель освоения on-line курса, основанная на декомпозиции компетенции с помощью определения индикаторов достижения компетенций и декомпозиции результатов обучения посредством системы дескрипторов. В результате разложения компетенции на многоступенчатый спектр, методика позволяет получать различные спектры компетенций каждого обучающегося. Разработана методика установления соответствия результатов обучения с уровнем сформированности компетенций. Проведен пилотный эксперимент по апробации методики на основе сопоставления результатов обучения по дисциплине с профессиональным стандартом, в рамках которого произведено наполнение базы данных информацией об элементах профстандарта, их экспертное сопоставление, что позволило реализовать прототип конструктора индивидуальной образовательной траектории. Формализованы основные положения, связанные с трансформацией вузовской среды, а именно: возможности использования on-line ресурсов в основном образовательном процессе; модели вовлечения ресурсов в образовательный процесс; сценарии изменения ролей преподавателя и обучающегося в цифровой образовательной среде. Разработаны модельные документы, обеспечивающие переход на смешанное обучение (blended learning), включив on-line-курсы в 100 % учебных планов: классификация on-line ресурсов и их компонентного наполнения; схемы и правила включения электронных образовательных ресурсов различных категорий в образовательный процесс; основания оценивания результатов освоения on-line курсов; функции структурных подразделений, реализующих электронное обучение. Разработан и реализован в виде пилотной математической модели прототип конструктора индивидуальной образовательной траектории. Работа конструктора реализована «в двух направлениях». Первое – обучающийся выбирает уровень профессионального стандарта, и конструктор предлагает ему набор учебных модулей, которые необходимо освоить для достижения желаемого результата. Второе – обучающийся самостоятельно набирает образовательные модули «из корзины», а конструктор показывает ему компетенциям какого стандарта это максимально соответствует. В результате исследования образовательной активности обучающихся в рамках on-line курсов выявлены возможные сценарии развития субъектно – объектных отношений образовательного процесса, определены пути преобразования их в субъектно-субъектные отношения; в частности, выявлено значительное влияние применяемых приемов геймификации. В заключении подведены общие итоги работы над проектом, сформулированы основные выводы и научные результаты в ходе исследовательской деятельности, определены перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы. Интернет ресурсы, посвященные проекту: С.В. Калмыкова. Цифровые технологии и платформы в образовании: как использовать новые возможности: семинар, Йошкар-Ола (С 27 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=JSQ9YKAMdeQ&feature=youtu.be С.В. Калмыкова. Выступление в эфире канала «78» - 14.09.2019 https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=sblfoH7ZISg&feature=emb_logo }, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/10620}, }