@article{Купцова2023-04-11, author = {С. А. Купцова, Л. П. Макарова}, title = {АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ}, year = {2023}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Двадцать первый век давно вступил в свои права, однако школы, СПО, ВУЗы готовят выпускников, не всегда способных вписаться в быстро меняющийся окружающий мир. Руководствуясь стереотипным нединамическим мышлением, многие выпускники школ, СПО, ВУЗов с трудом адаптируются к быстро меняющейся социально-экономической ситуации. Кроме того, на сегодняшний день наблюдается явное лидирование электронной информации, гаджетов, что при все обостряющихся проблемах сохранения здоровья, привело к нарушению социализации, самореализации, самовоспитания и к утрате объединяющей функции культуры, выполняющей регулятивную функцию в деятельности и поведения человека [1, 4]. Цена образования напрямую связана с состоянием здоровья субъектов образовательного процесса. Поэтому чрезвычайно важным является организация безопасного пространства и поддержание здоровья всех участников образовательного процесса. Эта задача может быть решена лишь совместными усилиями на международном, федеральном и региональном уровне [2, 5]. О значимости для российского общества вопросов воспитания культуры здоровья и безопасного образа жизни свидетельствуют: - Закон РФ «Об образовании»; - Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - Программа развития воспитания в системе образования России; - Национальные проекты «Здоровье», «Образование»; - совместный Приказ Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации № 186/272 о физических и физиологических критериях здоровья и др. При этом состояние здоровья современных детей, подростков, молодежи вызывает особую тревогу (О. И. Янушанец): - низкий уровень здоровья при рождении; - изменения показателей физического развития; - ранний возраст возникновения хронической патологии; 188 - широкое распространения нервно-психических отклонений; - распространение среди подростков разрушительного поведения [3, 5]. Сегодня обществом предъявляются новые требования к качеству современного человека. Важное значение имеет формирования здорового образа жизни обучающихся как фундамента для устойчивого развития общества [1, 4]. В педагогическом университете значимую роль играют предметные области, выполняющие интегративную функцию, - валеология, прикладная психология и педагогика в соответствии с замыслом образования не только без потерь здоровья, но и с разносторонним развитием и увеличением резервов здоровья субъектов образовательного процесса. Большое значение имеют обучающие программы, которые включают: информационный раздел; раздел формирования личных навыков управления своим поведением; раздел обучения социальным навыкам. Стержнем становятся методы обучения и воспитания, направленные на активизацию резервных возможностей человека: метод погружения, аудиовизуальный метод, методы арт-терапии и библиотерапии, саморегуляции и др. Использование данных методов возможно только в системе двудоминантного взаимодействия обучающегося и педагога, способствующей поиску механизмов компетентного педагогического воздействия на личностное развитие. В целом, формированию здорового образа жизни обучающихся может способствовать: - создание современной модели образовательного учреждения, способствующей развитию здоровья и интеллектуального потенциала обучающихся; - дальнейшее развитие системы подготовки квалифицированных педагогов; - преодоление междисциплинарной, межведомственной и международной разобщённости ученых и практиков, работающих в этом направлении.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/1062}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/1130}, }