RT - отчет о НИР/НИОКР SR - Electronic T1 - Образы врага в массовой культуре Холодной войны: содержание, современная рецепция и использование в символической политике России и США SP - 2023-11-22 A1 - Рябов, Олег Вячеславович YR - 2022 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/10608 AB - 1. Исследовались теоретико-методологические аспекты изучения образов врага в массовой культуре СССР и США. 1.1 В рамках анализа ключевого для проекта понятия массовой культуры были выделены ее сущностные черты, благодаря которым она выступала необходимым условием Холодной войны. Она не только отражала Холодную войну, но и создавала ее, формируя определенные интерпретации происходящих событий и выступая инструментом политической мобилизации, направленной на обеспечение общенациональной поддержки. Вместе с тем, продуцируя враждебность, массовая культура создала убедительный образ возможной глобальной катастрофы и тем самым внесла существенный вклад в то, что человечеству удалось избежать ядерного конфликта сверхдержав. 1.2 Проведен сравнительный анализ способов производства образов врага в различных видах масскультуры, в основу которого были положены следующие критерии: 1) массовость (в том числе доступность для международной аудитории); 2) оперативность; 3) манипулятивный потенциал, возможности воздействия на «сердца и умы»; 4) «время жизни», длительность воздействия на массовую аудиторию; 5) жесткость контроля со стороны государства и общества и возможности противостоять ему; 6) потенциал использования образов Холодной войны в современной политике. 2. Изучены историографические вопросы «культурной Холодной войны». 3. Проведено исследование культурной политики СССР, включая систему контроля за производством, распространением и потреблением образов американского врага, которую предложено рассматривать сквозь призму трех взаимосвязанных элементов: 1) норм (формальных и неформальных); 2) санкций (негативных и позитивных); 3) акторов (государственных и общественных); 4. Проанализированы дискурсы, которые использовались советской массовой культурой для репрезентаций США (аксиологический, политический, национально-цивилизационный, антропологический, гендерный, религиозный, исторический); исследованы приемы производства образа врага (стереотипизация, проведение символических границ, метафоризация, визуализация). Подтверждена гипотеза, сформулированная в ходе реализации проекта РНФ 2018, что специфическим признаком советского антиамериканизма, обусловленным принципом приоритета классового над национальным, была идея «двух Америк»; во всех типах дискурса и во всех видах массовой культуры в качестве обязательного элемента присутствовали образы не только «плохих», но и «хороших» американцев. 5. Изучены особенности формирования образов США в отдельных видах советской масскультуры. 5.1. Анализ карикатуристики позволил выделить постоянные и переменные советского визуального уравнения. К первым относятся устойчивые антитезы: интернационализм vs. расизм и империализм; разоружение vs. гонка вооружений; миролюбие vs. военная пропаганда; процветание для всех vs. изобилие для избранных; и др. Переменными, т.е. показателем смены визуального климата, становилось расширение репертуара образов и контекстов, ниспадающая количественная динамика антиамериканских карикатур, перепечатка работ карикатуристов США в советской прессе. 5.2. В фотографии складывается образ США как страны, проводящей империалистическую внешнюю политику, страны с высоким уровнем социального и экономического неравенства, безработицы, расизма. Вместе с тем фотография следует парадигме «двух Америк», которая воплощается через конкретные персоналии или через репрезентацию протестов внутри самих США. 5.3. Выявлено более 350 песен (1946-1991), которые отражали идеологию Холодной войны (включая качества и социальные роли, приписываемые гражданам СССР и США, характеристики государства, социальных и политических институтов). Определены три ключевых тематических блока, в которых советско-американская конфронтация заметна особенно отчетливо: песни о военных и армии; о спорте; о борьбе за мир. 5.4. Спортивный дискурс акцентировал в американском спорте «профессионализацию» как системообразующую характеристику, которая обусловила такие его черты, как приоритет интересов большого бизнеса; коррупцию; крайний индивидуализм; культ жестокости, насилия, низменных звериных инстинктов; связь с идеологией милитаризма; расовую дискриминацию; препятствие гармоничному развитию личности; использование для экспансии американизма во всем мире. 5.5. Для школьных учебников характерно противопоставление народа США, который хочет мира, и государства, которое отстаивает интересы крупной буржуазии и наделяется такими чертами, как 1) агрессия; 2) паразитизм; 3) эгоизм; 4) постоянное нарушение взятых обязательств; 5) ложное благоденствие, отличительной чертой которого является неравенство; 6) фальшивая демократия, где реальная власть принадлежит богатым. Вместе с тем образ США содержит и положительные черты. 5.6. Рассмотрен образ США в произведениях масскультуры, посвященных странам Латинской Америки; он был обусловлен задачами, которые определялись советско-американской конфронтацией: 1) демонстрация исторической обреченности капиталистической системы во всем мире; 2) политическая мобилизация в СССР; 3) наделение образа американского врага жестокостью, алчностью, аморальностью, связью с (нео)нацизмом; 4) репрезентации СССР в качестве силы, которая стоит на стороне добра, справедливости, мира и прогресса. 5.7. Полученные данные позволяют сделать предварительный вывод о том, что в образе американского врага было два уровня. Первый включал в себя те черты, которые присущи образу врага как такового и являются универсальными в истории военной пропаганды; они связаны с анималистской и механицистской формами дегуманизации, с реализацией таких функций, как мобилизация, легитимация насилия, и предполагают приписывание врагу бесчеловечности, аморальности, подлости, трусости, комичности. Второй включал в себя черты, отражающие специфику советско-американской конфронтации (индивидуализм, культ денег, культ насилия, отсутствие культуры, расизм, неуважительное отношение к женщинам, религиозные предрассудки – то есть, противоположные тем, которые составляли канон советского человека). Вывод будет верифицироваться в ходе дальнейшей реализации проекта. 6. Определены, исследованы и систематизированы важнейшие символы масскультуры СССР, которые составляли концептосферу Холодной войны советского человека. В список вошли 25 символов; в дальнейшем список будет использован для анализа социальных представлений и политического дискурса современных России и США. 7. Проведено исследование отдельных видов масскультуры США. 7.1. Анализ образа СССР в комиксе США 1946-1963 гг. позволил определить механизмы трансляции и деконструкции стереотипов Холодной войны. 7.2. В видеоиграх 1980-х гг. (Missile Command, Spy Hunter и др.) образ «советского врага» носил демонизированный характер и основывался на пропагандистских стереотипах или архетипах. 8. Исследовалась динамика развития образов США в масскультуре СССР. Происходившая в периоды оттепели и разрядки деконструкция образа «врага номер один» анализировалась при помощи понятия регуманизации, специфика которой в советской культуре состояла в том, что изображение человечности американских персонажей теперь становится менее зависимым от политических факторов; среди положительных персонажей аудитория видела американцев, которые живут по законам общества США и отличаются в других отношениях от советских персонажей. 9. Начато исследование влияния образов масскультуры Холодной войны на современные социальные представления россиян и американцев. 9.1. Проанализированы данные об отношении россиян к США и американцев - к России на основании соцопросов (Gallop, Pew Research, ВЦИОМ, ФОМ и др.) в период 2014 – 2022 гг.; 9.2. Разработана программа социсследования (полуформализованное интервью) 10. Начат анализ использования образов масскультуры Холодной в современной символической политике. 10.1. Проведено исследование роли символа «Холодная война» в политической риторике современной России 10.2. Разработана программа дискурс-анализа СМИ как актора символической политики.