RT - SR - Electronic T1 - ОПЫТ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ SP - 2023-04-11 A1 - Симакова, Н. Г. A1 - Андреева, Н. П. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1056 AB - В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) [ФГОС ДО, 2021] содержание и воспитание детей в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада реализуется в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения. Программа учитывает индивидуальные, возрастные особенности ребенка, что обеспечено целостным построением педагогического процесса, направленным на полноценное всестороннее развитие ребенка - социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие - во взаимосвязи и интеграции (раскрывается в 5-ти образовательных областях по формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей дошкольного возраста). Образовательный процесс регламентируется Рабочими программами педагогов, перспективными и календарными планами, разрабатываемыми образовательным учреждением в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и спецификой дошкольного образования, с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Для формирования положительной мотивации обучения, развития познавательной активности и интересов для обучающихся в группах созданы условия для разных видов деятельности воспитанников [Дымина, 2006]. Опыт воспитательной работы в ОУ показывает, что наиболее важным является создание развивающей среды дошкольника и, одним из главных аспектов 152 педагогической деятельности становится развитие познавательной активности обучающихся. Проблема формирования поисково-исследовательской деятельности у дошкольников связана с требованиями ФГОС ДО [ФГОС ДО, 2021]. Обучение, общение и саморазвитие ребенка обуславливается условиями поиска и «открытия» новой информации, самостоятельной постановки задач и предположений, анализа полученных результатов и их обобщения, дают высокие результаты. Активность дошкольника значительно выше, когда идет самостоятельная работа в сравнении с ситуацией, когда ему сообщается готовая информация. В качестве педагогического инструментария используется эвристический метод, - метод создания таких педагогических условий, в которых дошкольник не является субъектом стереотипных воспитательных действий педагогов, а наоборот, проявляет высокую степень самостоятельности, обогащая личный и личностный опыт. Рабочая программа педагога, календарно-тематическое планирование, опорный конспект каждого занятия обогащаются актуальным содержанием и инновационным форматом их проведения. Эвристический подход в образовательно-воспитательном процессе проведения занятий с дошкольниками диктует определенные цели и задачи, связанные с раскрытием потенциала поисково-исследовательской деятельности обучающихся, их когнитивное развитие, расширение возможностей при создании развивающей среды и широкое применение игровых технологий как образовательного ресурса [Косолапова, 2008]. Важный момент в работе педагога - проведение дидактической игры. От игр «вообще» она отличается четко сформулированной целью или триединством целей развивающего, обучающего и воспитывающего характера; цель может содержать коррекционно-развивающую составляющую и решать задачи, поставленные здоровьесберегающими технологиями в современной педагогике. Педагог, сформулировавший цели и задачи занятия-игры (игры-путешествия, дидактической игры, игры-драматизации, игры-исследования, ролевой и деловой игры, игры-поиска) выбирает форму и подходы, технические средства обучения и методический материал в соответствии с возрастом и мотивацией обучающихся [Дымина О. Н., Подъяков Н. Н., 2006]. Преследуя цели когнитивного развития обучающихся, педагог использует вариативные формы 153 проведения занятия в зависимости от конкретного возраста детей в группе, их развития и индивидуальных способностей. Поэтому и модель оценки качества образования на основе интеграции результатов оценочных процедур также является вариативной. Специалисты заместитель заведующего по воспитательной работе и воспитатели ОУ разрабатывают КИМы - контрольно-измерительные материалы исследовательской деятельности дошкольников по возрастам и этапам. Это может быть таблица личных и групповых достижений, шкала уровня самостоятельности выполненных заданий, уровень активности и проявленного лидерства, листок соревнования мелкогрупповых занятий, и другое. Разрабатывая пакет оценочных документов, педагоги ОУ учитывают такие аспекты учета как: процессы и технология сбора, анализ, обработка и систематизация данных оценочных процедур и контекстной информации. Среди образовательных ориентиров находятся принципы образовательной деятельности ОУ, такие как: - индивидуализация обучения; - системность и последовательность воспитания и обучения; - обеспечение психологического комфорта и позитивного настроя при организации занятий с воспитанниками. В основу образовательных ориентиров ставится понимание ребенка, его индивидуальности и особенностей развития личности [Косолапова Н. Г., 2008]. Поэтому, стратегические цели и решения в ОУ формулируются следующим образом: - воспитание всесторонне развитой личности; - формирование гармонических отношений к окружающему миру, к реальной действительности, к себе; - воспитание социальных компетенций личности воспитанника; - воспитание гражданских чувств и национальной идентичности личности воспитанника. Выявление качества и количества педагогических подходов по расширению образовательно-воспитательной развивающей среды определяет уровень вариативности процессов обучения в конкретном учреждении. Опыт участия в программе мониторинга качества дошкольного образования в ОУ 154 с учетом качественно-количественных педагогических подходов по созданию благоприятных психолого-педагогических условий в ОУ показывает уровень формирования развивающей среды. В своем поступательном развитии развивающая среда учреждения зависит и от оперативного реагирования на изменения федерального, регионального и муниципального нормотворчества; вносятся важные изменения в локальные нормативные акты. Также необходимо заметить, что развитие сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры являются мощным ресурсом социального партнерства. Образовательное учреждение большое внимание оказывает вопросу расширения спектра предоставляемых образовательных услуг. В зависимости от возможностей ОУ образовательные услуги носят инновационный характер в психолого-педагогическом, здоровьесберегающем, культурообразующем, коррекционно-развивающем направлениях. Таким образом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки качества образовательно-воспитательного процесса определяют следующие показатели: образовательная деятельность, развивающая среда, психологический комфорт воспитанников, здоровьесберегающие технологии, взаимодействие с семьей воспитанника. Причем удовлетворение потребности семьи и воспитанника в услугах дошкольного образовательного учреждения является фактором дальнейшего развития развивающей среды и площадкой для конструктивного педагогического диалога [4]. Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования: - обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в ОУ; - ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования; - удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений [Бастрон, 2015]. Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ОУ требует системного подхода к оценке результативности каждого пункта кластера. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность выполнения технологии обработки данных по результатам. 155 Четкость процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения. Систематизация учета данных результативности деятельности ОУ позволяет эффективно участвовать в мониторинге качества дошкольного образования и обобщать полученный результат.