Книга
Практикум «Логопедия. Расстройства фонационного оформления высказывания: дислалия»
Учебно-методическое пособие ориентировано на систематизацию, уточнение, углубление теоретических знаний студента по теме «Логопедия. Расстройства фонационного оформления высказывания: Дислалия», а также формирование практических навыков по изучаемой дисциплине. Методические рекомендации адресованы обучающимся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия (начальное образование детей с нарушениями речи»).
1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями : учебно-методическое издание / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 77 с.
2. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - С-П.: Детство-Пресс, 2005. - 48 с.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. - 319 с.
4. Бельтюков B. И. Об усвоении звуковой (фонемной) системы языка / B. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 71-81.
5. Бельтюков B. И. Закономерности овладения произношением слышащими детьми / B. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Дефектология. - 1976. - № 5. - С. 3-10.
6. Бельтюков B. И. Лепет слышащего ребенка / B. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии. - 1973. - № 2. - С. 105-116.
7. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков / НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.
8. Белякова Г. А. О соотношении сенсорного и моторного аспектов при овладении звуковой стороной языка // Слух и речь в норме и патологии. - Л., 1982. - С. 20-28.
9. Бехтольд Н. А. Особенности онтогенеза развития фонетико-фонематической системы речи детей дошкольного возраста / Н. А. Бехтольд // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч., 2019. - С. 27-28.
10. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Богомазов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 351 с.
11. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми / А. И. Богомолова. - СПб.: Библиополис, 1996. - 205 с.
12. Богородицкий В. А. Лекции по общему языковедению / В. А. Богородицкий. 3-е изд. - М., 2010. - 307 с.
13. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка : учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» / Л. В. Бондарко. - М.: Просвещение, 1977. - 175 с.
14. Бондарко Л. В. Основы общей фонетики : учеб. пособие для студентов лингв. и филол. спец. / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. - 4-е изд., испр. - М.: Академия; СПб.: Филол. ф-тет. СПбГУ, 2004. - 160 с.
15. Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Филология» / Л. В. Бондарко; СПбГУ. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 275 с.
16. Боскис P. M. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте / P. M. Боскис, Р. Е. Левина // Советская педагогика. - 1938. - № 6. - С. 144-153.
17. Браудо Т. Е. Онтогенез речевого развития / Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - Т. 12. - №1. - С. 41-46.
18. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка / Л. Л. Буланин. - М., 1970. - 206 с.
19. Величенкова О. А. Фонематическое восприятие: лингвистический, психологический и педагогический аспекты / О. А. Величенкова и др. / Под общ. ред. О. А. Величенковой // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция : научная монография. - М., 2018. - С. 40-66.
20. Винарская Е. Н. Бессознательный и сознательный этапы в усвоении звуковой структуры слова (на материале русского языка) / Е. Н. Винарская, Н. И. Лепская, Г. М. Богомазов // Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики. - М., 1980. - Вып. 9. - С. 18-29.
21. Винарская Е. Н. Возрастная фонетика : учебное пособие / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. - М.: ACТ; Астрель, 2005. - 206 с.
22. Винарская Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е. Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - С. 55-62.
23. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. - С-П.: Детство-Пресс, 2005. - 133 с.
24. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников / Г. А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
25. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0318 «Спец. дошк. образование» / Т. В. Волосовец и др. - М., 2000. - 199 с.
26. Выготский Л. С. Мышление и речь. / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
27. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.
28. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопедов / Н. А. Гегелия. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 239 с.
29. Генинг Г. М. Обучение дошкольников правильной речи : пособие для воспитателей детских садов / Г. М. Генинг, Н. А. Герман. - 4-е изд. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. - 114 с.
30. Григоренко Н. Ю. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Григоренко, Ю. А. Покровская. - М.: Логомаг, 2015. - 200 c.
31. Гриншпун Б. М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дислалия / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М., 1997. - С. 108-120.
32. Гуровец Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; редкол.: В. И. Селиверстов [и др.]. - М.: МГПИ, 1982. - С. 67-77.
33. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. - 191 с.
34. Елисеева М. Б. «Нормальные» ошибки в речи детей раннего возраста / М. Б. Елисеева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1 (18). - С. 3-8.
35. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. -М., Эксмо, 2016. - 12 с.
36. Журова Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963. - С. 213-227.
37. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи : учебное пособие / Л. Р. Зиндер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Academia; СПб.: СПбГУ, Филол. ф-т., 2007. - 574 с.
38. Зубкова Л. Г. Современный русский язык: Теоретический курс. Фонетика /Л. Г. Зубкова. - М., 1985. -160 с.
39. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2 изд. испр. и доп. - М.: Владос, 2008. - 279 с.
40. Касаткин Л. Л. Современный русский язык: Фонетика : учеб. пособие / Л. Л. Касаткин. - М.: Академия, 2014. - 272 с.
41. Каше Г. А Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста: (Предм. и сюжетные карт. и метод. указ. для воспитателей и логопедов) : наглядное пособие для дет. сада / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1971. - 26 с.
42. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., Просвещение, 1971. - 192 с.
43. Князев С. В. Современный русский язык. Фонетика : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Князев, С. К. Пожарицкая. - М.: Юрайт, 2019. - 380 с.
44. Коноваленко В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: Гном-Пресс, 2000. - 16 с.
45. Коноваленко В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: Гном-Пресс, 2000. -15 с.
46. Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике / Р. И. Лалаева // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : Сб. метод. рекомендаций / РГПУ им. А. И. Герцена; [Сост.: В. П. Балобанова и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 238 с.
47. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина / Под ред. Р. Е. Левиной. - Репр. изд. - М.: Альянс, 2013. - 366 с.
48. Лекант П. А. Современный русский язык: учебник для вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков / Под ред. П. А. Леканта. - 5е изд. - М: Юрайт, 2020. - 493 с.
49. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рекомендаций / Авт.-сост. Л. В. Лопатина и др. - СПб.: Сага; - М.: Форум, 2006. - 272 с.
50. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. / под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. - М., 1998. - 677 с.
51. Логопедия. Теория и практика / Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Б. Филичевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2018. - 608 с.
52. Лопатина Л. В. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением / Л. В. Лопатина // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / РГПУ им. А. Герцена ; сост. В. П. Балобанова [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - С. 37-48.
53. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 22-29.
54. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика : учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература» / М. И. Матусевич. - М.: Просвещение, 1976. - 288 с.
55. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий / Л. В. Мелехова // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дислалия / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М., 1997. - С. 29-338.
56. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина и др. / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 239 с.
57. Новикова Е. Н. Артикуляция звуков в графическом изображении : учебно-демонстрационный материал : Прил. к книге Е. Н. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению» / Е. Н. Новикова. - М.: Гном и Д, 2005. - 48 с.
58. Орфинская В. К. О воспитании фонологических представлений младшем школьном возрасте / В. К. Орфинская // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1946. - Т. 3. - 109 с.
59. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
60. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика : учебник для студентов филологических специальностей университетов и педагогических институтов / М. В. Панов. - 2-е изд., стер., перепеч. с изд. 1979 г. - М.: Альянс, 2009. - 254 с.
61. Попов М. Б. Фонетика современного русского языка : учебник / учебно-методический комплекс по курсу «Фонетика современного русского языка». - СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2014. - 303 с.
62. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
63. Прокопьева Л. И. К вопросу о воспитании звуковой культуры речи у дошкольников / Л. И. Прокопьева // Логопедический бюллетень: сборник научных статей / сост. Л. И. Прокопьева. - Вып. VI. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007. - С. 12-14.
64. Рay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968. - С. 271- 337.
65. Развитие фонематического анализа и синтеза // Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - С. 112-129.
66. Российская Е. Н. Произносительная сторона речи : практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. - М., 2003. - 104 с.
67. Салахова А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка / А. Д. Салахова / под ред. В. И. Бельтюкова; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1973. - 119 с.
68. Селиверстов В. И. Практикум по детской логопедии / В. И. Селиверстов и др. / под ред. В. И. Селиверстова. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 270 с.
69. Смирнова И. Речевая карта дошкольника с недоразвитием фонетико-фонематической системы речи / И. Смирнова. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 24 с.
70. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения / И. А. Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 70 с.
71. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи / И. А. Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 48 с.
72. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника : Диагност. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. - М. : ГНОМ и Д, 2002. - 48 с.
73. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда : 16+ / Т. А. Ткаченко. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 37 с.
74. Токарева О. А. Функциональные дислалии / О. А. Токарева // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений : в 2 т. Т. 1: Дислалия / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М., 1997. - С. 76-84.
75. Труве Э. И. Некоторые особенности ориентировки дошкольников на фонематическую сторону речи / Э. И. Труве // Психологические исследования. - Вып. 6. - МГУ, 1974. - С. 131-139.
76. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Т. В. Туманова ; под ред. Т. Б. Филичевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
77. Федосова О. Ю. К вопросу о принципах коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей / О. Ю. Федосова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1 (18). - С. 55-61.
78. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием : Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Школьная пресса, 2003. - 32 с.
79. Филичева Т. Б. Логопедическая работа в специальном детском саду : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. - М.: Просвещение, 1987. - 141 с.
80. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитат. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 78 с.
81. Филичева Т. Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Методическое наследие // Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи ; под ред. Л. С. Волковой. - М., 2003. - С. 73.
82. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
83. Филичева Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
84. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
85. Хватцев М. Е. Логопедия : Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений : в 2 кн. Кн. 1 / М. Е. Хватцев. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
86. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. - Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 560 с.
87. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина и др. - 2. изд., испр. - М. : АРКТИ, 2003. - 239 с.
88. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. - М.: Педагогика, 1969. - 138 c.
89. Чистович Л. А. Речь: Артикуляция и восприятие / Акад. наук СССР. Ин-т физиологии им. И. П. Павлова. - М.; Л.: Наука, 1965. - 241 с.
90. Швачкин Н. Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М.; Л.: изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - 132 с.
91. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - С. 113-143.
92. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность: Сборник работ / ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич; АН СССР. Отд-ние литературы и языка. Комис. по истории филол. наук. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. - 427 с.
93. Эльконин Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа / Д. Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. - 1957. - № 1. - С. 107-110.
94. Якобсон Р. О. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии / P. O. Якобсон // Избранные работы. - М.: Прогресс, 1985. - 460 c. - С. 105-116.