PT - JOURNAL ARTICLE AU - Гадаборшева, З. И. AU - Берсанова, З. С. TI - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА DP - 2023-04-11 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1054 AB - Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно [3, с. 96]. Образовательный процесс в последнее время успел претерпеть существенные изменения. В целом процесс трансформации образования учитывает особенности современного социума, протекающие в нем сложные общемировые процессы. Сейчас наблюдаются серьезнейшие проблемы в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения. Личность современного человека формируется под воздействием сильнейшего потока отрицательной информации. Все это ведет к падению милосердия, сопереживания. Дети стали более агрессивными, перестали демонстрировать сочувствие. При этом именно дошкольный возраст ребенка является наиболее оптимальным временем для развития нравственных представлений. Дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью к новой информации, что помогает повысить эффективность усвоения ими основных норм нравственного поведения и представления о плохом и злом, правильном и неправильном. В процессе интеграции ребенка в социум он должен будет следовать определенной, общепринятой программе. Описанные в ФГОС ДО направления позволяют проводить углубленное изучение проблематики духовного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Одним из основных элементов современного отечественного образования является вовлечение детей в процесс изучения особеностей национальной культуры специфики родного края, государства. 137 В работах Р. Р. Калининой высказывается мнение о том, что независимо от того, какие элементы нравственности будут изучены дошкольником, до момента его интеграции в общество и начала принятия участия в социальных процессах, обучение нравственности не будет иметь никакого результата в условиях отсутствия практического опыта использования итогов нравственного воспитания. Поэтому важно сформировать четкую характеристику в отношении психологических и педагогических характеристик процесса совершенствования, а также насыщения духовными качествами детей дошкольного возраста [2]. Перейдем к более детальному ознакомлению с образными и содержательными факторами, определяющих наличие у дошкольника неких воззрений, касающихся духовных качеств. Дети дошкольного возраста вынуждены столкнуться с необходимостью переосмысления важности тех или иных нравственных норм качеств, с точки зрения необходимости их соблюдения для эффективной интеграции в человеческое общество. По мнению А. В. Запорожца, отличается формированием у детей дошкольного возраста следующих мнений относительно таких качеств: искренность, добродушность, объективность, любовь к труду. При этом набор знаний, касающихся сферы нравственности, имеет разобщенный характер [9]. По мнению Л. С. Выготского самым значимым нововведением в системе детского развития в рассматриваемой группе учащихся является развитие у них духовно-нравственных свойств. При этом он считает, что для развития духовной ин нравственной сферы детей важно обеспечить формирование у них правильного мировосприятия, позволяющего им оценивать адекватным образом окружающую действительность. «У детей младшего дошкольного возраста в качестве основного ориентира выступают нравственные нормы. При этом, дети более старшего возраста уже пользуются на практике такими нормами. На финальном этапе школьного образования могут формировать основные свойственные конкретному человеку духовные представления» [7, с. 8]. Как считает В. А. Сухомлинский, «ребенок является неким отражением духовной, а также нравственной жизнедеятельности собственных родителей». Этот исследователь сформировал следующий педагогический постулат: «внутри 138 детского сознания происходит формирование духовных представлений, а сам данный процесс опирается на действия взрослых людей» [8, с. 193]. У детей старшего дошкольного возраста процесс формирования нравственности и духовности тесно связан с изучением сказочным и вымышленных персонажей. Знакомясь со сказочными сюжетами, они приобретают навыки выполнения домашних обязанностей, демонстрации сочувствия, сопереживания, показывают почтительное и уважительное отношение к другим, окружающим их людям. Также в подобных художественных произведениях в доступной для детей форме высмеиваются основные пороки человека, показывается, что ленью агрессия, зло являются негативными элементами человеческого естества. Эмоциональный критерий предоставляет ребенку реальную возможность описания собственного эмоционального и чувственного отношения к тем или иным процессам, стимулирует проявление его эмпатии, сопереживания в отношении других людей. Духовное образование детей основывается на процессе осознания ими существующих между людьми различий, а также необходимости проявления к таким различиям уважительного отношения. Дети, входящие в исследуемую возрастную группу, учатся и успешно демонстрируют способность к восприятию чужих чувств, показывают сочувствие, сопереживание, что помогает им формировать более тесные и надежные социальные контакты. В трудах А. В. Запорожца [9, с. 184] говорится о том, что этот факт ведет к формированию у дошкольников комплекса таких духовных и нравственных качеств, как: эмпатия, соучастие, отзывчивость, сопереживание, оказание помощи в условиях эмоциональной фрустрации. Дети старшего дошкольного возраста способны не только синтезировать личный опыт, но и подвергать его анализу, предоставлять определенные разъяснения, относительно отмечаемых недочетов. Дети, входящие в такую возрастную группу, попадают в этап когда они демонстрируют «переживание - самоутверждение» или даже «переживание - действие». По мнению С. Т. Погорелова, «степень значимости эмпатического взаимодействия с точки зрения индивидуального творения ребенка дошкольного возраста, определяется ценностными ориентирами». Также он утверждает, что «у детей есть способность к переживанию такого комплекса ценностей, которые 139 относятся к им напрямую, а также являются частью их индивидуального опыта» [5]. Через эмоциональное осмысление изучаемых художественных образов дети приобретают опыт и навыки сопереживания, демонстрации сочувствия, учатся распознавать зло, добро и принимать правильные с социальной точки зрения решения. Благодаря усвоению модели духовного поведения в рамках индивидуальной и коллективной работы при соблюдении четких обозначенных действий, обеспечивается полноценная демонстрация процесса взаимодействия между собой субъективных формирований в индивидуальном сознании ребенка с окружающей его объективной средой. Стабилизация поведения ребенка обеспечивается за счет его насыщения опытом. Как считает В. С. Мухина, «важно научить детей принимать окружающих людей так, как данный процесс является наиболее сложным в рамках педагогической работы». Также в е трудах высказывается следующая мысль: «главную роль в процессе развития нравственности и духовности детей старшего дошкольного возраста играют их навыки соподчинения их внутренних мотивов и побуждений». При проведении со старшими дошкольниками правильной воспитательной и педагогической работы обеспечивается развитие их навыков подражания, что формирует у них верные поведенческие реакции. При этом навыки осознанного управления ребенком собственными чувства отличается сложным развитием, что обусловлено необходимостью наличия постоянного воспитательного сопровождения ребенка [7]. У детей старшего дошкольного возраста на достаточно продвинутом уровне развиты навыки управления своим поведением. При этом, процесс проведения педагогической работы с такими детьми с использованием элементов театрализованной художественной деятельности, помогает развить у них правильное, толерантное отношение к чужим особенностям, требованиям, желаниям. Дети в этом возрасте могут демонстрировать отождествление себя с отыгрываемыми сказочными персонажами. В работах В. С. Мухиной отмечается, что дети дошкольного возраста являются плодородной почвой для развития у них определенных духовных качеств. По сути именно в этом возрасте происходит формирование основных, фундаментальных поведенческих реакций, нравственных ориентиров, которые 140 становятся основой личности будущего взрослого человека, входящего в социум [7]. Именно по этой деятельность детей старшего дошкольного возраста должна быть насыщена коллективным взаимодействием ознакомлением с другими людьми, особенностями существующих человеческих культур, изучением объектов искусства и так далее, что поможет развить у них необходимые качества, навыки. Итогом подобной системной, комплексной работы, должно стать развитие у детей чувства сопереживания, эмпатии, сочувствия, что станет надежным фундаментом для последующего и более глубокого развития их нравственности. Нельзя забывать о том, что семья имеет крайне большое значение в системе развития духовных и нравственных качеств детей дошкольного возраста. Таким образом одной из главных задач современной педагогики должно стать развитие и формирование между ребенком и членами его семьи, надежных и эффективных связей. Поэтому можно говорить о том, что дети старшего дошкольного возраста находятся на таком этапе развития, когда у них закладываются все наиболее важные и значимые элементы их личности и нравственных представлений. В этом возрасте закладывается не только нравственность, но и поведенческие нормы человека, его духовные воззрения. Дети старшего дошкольного возраста обладают необходимыми навыками оценки своих действий и их сопоставления с существующими нравственными нормами, представлениями. Специфические особенности эмоциональности старших дошкольников важно учесть не только в ходе педагогической работы с ними в школе, но и при их взаимодействии с родителями. При этом, повышается значимость участия взрослого в процессе формирования и развития нравственности ребенка в особенности использования метода театрализованного воспитания, ориентированного на формирование общепринятых нравственных представлений в детском сознании. В качестве наиболее ярких примеров в рамках воспитания и развития у дошкольников нравственности могут выступать художественные произведения, сказки, вымышленные персонажи, сюжеты. Поэтому важно учитывать этот факт в ходе выбора темы театрализованных учебных упражнений. Таким образом значимость работы с детьми в детском саду растет 141 в особенности с точки зрения развития у них нравственности и духовности. Поэтому педагог обязан для повышения эффективности такой детальности создать все необходимые, оптимальные условия для работы с детьми. В трудах Р. И. Жуковской представлены следующие форматы игр, являющихся прямыми исполнениями ролей детьми старшего дошкольного возраста: демонстрация детьми с помощью игрушек подобия настольного театра; лепка декораций, персонажей с использованием различных материалов [10]. Театральная учебная игровая деятельность предполагает создание детьми различных инсценировок, основанных на определенных сказочных или же вымышленных сюжетах. Игровой сюжет развивается в том числе и под влиянием действий детей, детской фантазии, что обусловлено необходимостью предоставления детям определенной свободы, которая будет мотивировать их к импровизационной деятельности. Путем принятия участия в театрализованных учебных действиях дети учатся перевоплощаться в вымышленных персонажей, начинают им сопереживать, приобретают навыки, связанные с сопоставлением себя с другими людьми. Фактически, драматизация и участие в театрализованных постановках, является самой популярной формой творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста [6, с. 34]. Все это объясняется следующим комплексом обстоятельств: 1. Формируемая в ходе творческого взаимодействия художественная среда помогает сформировать между сознанием ребенка и вымышленным сюжетом определенную эмоциональную связь, драму. Дети, принимая участие в такой деятельности взаимодействуют в вымышленном мире, что помогает им формировать чувство сопереживания и понимать лучше чувства, ощущения других людей. Таким образом, театрализованная деятельность также положительным образом воздействует на развитие желания у ребенка действовать, формировать тесные и эффективные социальные связи между сверстниками и взрослыми людьми. Драматизация имеет самую тесную взаимосвязь с игровой деятельностью, что помогает разнообразить учебный и воспитательный процесс и сделать его более эффективным. Потому процесс драматизации является более синкретичным. Это означает, что он обеспечивает интеграцию отдельных элементов, принадлежащих к разным форматам творческой деятельности. 142 Все это обуславливает ценность подобной формы учебной и воспитательной деятельности. Она мотивирует развитие разных форм творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Дети начинают самостоятельно создавать тексты, ставить театральные постановки, проявляют иными способами внутренние творческие устремления. Такие упражнения предоставляют возможность детям на вербальном уровне выразить творческие умения. Развитие изобразительных умений обеспечивается за счет участия детей в создании декораций, костюмов. Все процессы, связанные с созданием декораций, образов, костюмов, приобретают единую структуру. Игровая деятельность, выражающаяся в демонстрации сюжетной линии и особенностей героев, будет выступать в качестве итогового результата проделанной предварительной работы. При осуществлении работы с детьми по заучиванию текста, его озвучиванию, происходит одновременная активизация и улучшение основных вербальных качеств, навыков ребенка. Предоставление детям новых ролей приводит к необходимости заучивания новой информации. Все это ведет к повышению эффективности развития навыков ведения диалогов, грамотного построения речи, осмысленного озвучивания мыслей. В подобных игровых упражнениях, реализуемых в рамках учебного процесса, ярчайшим образом проявляется творческая детская деятельность. Благодаря введению в деятельность ребенка новых элементов, привлечения его к активному участию в создании плана и реализации театральных упражнений, обеспечивается активизация его творческого взаимодействия со сверстниками и учителем. Такие театрализованные игры отличаются отсутствием завершенного и заранее определённого действия. Сюжет, изложенный в литературном произведении, только задает общее направление действиям детей. При этом, дети, ориентируясь на примеры взрослых, самостоятельно выбирают средства для выражения эмоций, достижения итоговой задачи, стоящей перед ними в рамках творческого театрализованного упражнения [4, с. 57]. В рамках такой деятельности слово приобретает основополагающее значение, выступая в качестве инструмента для выражения детьми своих эмоций, отношения к происходящему в поставное. Ребенок выражает собственное виденье окружающего мира через звуки, эмоции, краски. Дети 143 проявляют все те же эмоции, что и их персонажи согласно отыгрываемому сюжету. Существуют определенные мнения, касающиеся разделения игр на отдельные классы. Именно они формируют специфику деятельности, имеющей театральную и игровую направленность. Согласно с существующей классификацией, описанной в трудах Т. П. Авдуловой, все игры разделяются на предметные, где в качестве основного действующего элемента могут быть использованы предметы (куклы, игрушки и так далее) и на не предметные, где дети демонстрируют образы, согласно принятых ими ролей [1]. Т. П. Авдулова классифицирует игровые театрализованные действия на следующие группы: драматизация, режиссированные игровые действия. В рамках драматизации дети, путем использования имеющихся у них навыков, художественных инструментов, пытаются наиболее точно и ярко воссоздать облик своего героя и специфику происходящих вокруг героя событий. По сути, драматизация предполагает самостоятельное исполнение ребенком роли на основе предварительно составленного сценария. При этом, сам такой сценарий не будет иметь строгого определения. Он будет выступать только в качестве некого фундамента для импровизационного дома. В данном случае дети будут погружены в переживания своего героя, заниматься осуществлением определенных действий, а также обеспечивать интеграцию личностных качеств, особенностей героя в собственное сознание и собственное я. Поэтому в зависимости от того, кто именно будет отыгрывать конкретного персонажа, его образ и его специфика будет отличаться. Драматизация может отыгрываться без участия зрителей. Также она может существовать в том числе и в рамках определенного концерта. При реализации отыгрыша в классической театральной форме или же в формате определенного массового сюжетного зрелища, такой отыгрыш будет являться театрализацией. Таким образом драматизация является некой формой театрализованной деятельности, которая имеет вырожденные элементы импровизации, где итоговый результат художественной работы ребенка над созданием образа своего персонажа, будет напрямую зависеть от внутренних, индивидуальных 144 особенностей самого ребенка так, как он через сюжет и через своего персонажа также будет демонстрировать собственное я. Исследователи занимаются изучением вероятных возможностей дошкольников в разрезе занятия ими творческой, театрализованной деятельностью. Благодаря балансу между самыми разными форматами художественной деятельности в ходе осуществления театрализованной игры возникает реальная возможность разрешения комплекса задач, связанных с формированием у детей художественных и эстетических вкусов, развитие у них творческой активности. Наличие у театрализованной игровой деятельности элементов образности, экспрессивности, демонстрирует реалии человеческого общества, а также существующих в природе процессов. Это позволяет ознакомится детям с особенностями окружающего их мира. Словарный запах дошкольников активно развивается в ходе осуществления ими деятельности, с вязанной с заучиванием текста, его озвучиванием в рамках демонстрации сюжетной линии театрализованного выступления. Принятие на себя новой роли для демонстрации образа персонажа, вынуждает ребенка начать совершенствовать навыки передачи информации. Он начинает активно развивать умение вести диалог, представлять себя, использовать правильные грамматические конструкции. В итоге, благодаря принятию участия педагога для в театрализованной деятельности детей с целью осуществления над ними контроля, помогает структурировать и систематизировать процесс их развития при занятии детьми такой деятельностью. Дети старшего дошкольного возраста зачастую занимаются таким форматом деятельности в ходе спектаклей. При этом они редко могут заниматься чем-то подобным с целью удовлетворения каких-то личных потребностей, ввиду ориентированности их деятельности на публику. А. П. Усова говорит о том, что процесс драматизации, имея игровой формат, реализуется согласно структуре сюжета художественного произведения и обладает набором личных специфических особенностей. Благодаря эмпатическому отношению к персонажам и сюжету художественного произведения, ставшего основой для сюжета театрализованного игрового представления, где принимают участие дети, у дошкольников формируются 145 чувства, связанные с сопереживанием, сочувствием, а также способность становится на место конкретного человека [9, С. 185].