RT - SR - Electronic T1 - КИНЕМАТОГРАФ СТРАХА И ИНСТИТУТ ДЕТСТВА: ДИДАКТИКА ХОРРОРА В КОНТЕКСТЕ УРОКОВ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА SP - 2023-04-11 A1 - Татищев, А. А. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1050 AB - До сих пор не утихают дискуссии, развернувшиеся вокруг жанра «ужасов» или «хоррора», основательно проникавшего в современный кинематограф и индустрию компьютерных игр. По-настоящему жанр стал популярен лишь во второй половине XX века, в творческие времена таких режиссеров, как Дэвид Кроненберг, Уэс Андерсон, Джон Карпентер и некоторых других. Именно они создали революцию в своем жанре - поджанры «слэшер» и «сплэттер», а также дали начало особо полярному сегодня направлению - «боди-хоррору». Крови, насилия, жертв и эстетики «безобразного» стало больше, но вместе с ними радикализировались этические вопросы, связанные с демонстрацией в кинематографе всего, что может «нарушать» целостность человеческой психики. Дискуссии о том, что «можно» в искусстве, а что «нельзя» не теряют своей актуальности и сейчас, но сменилось поле, в котором ведутся обсуждения - им стал контекст детской психики и культуры детства вообще. Насколько ужасы травмируют психику ребенка? Возможно ли соединить «хоррор» и институт детства? Чему же может научить ребёнка фильм ужасов? Статья раскрывает подход, как хоррор-кинематограф можно рассматривать с особой точки зрения, если внедриться не в его «технологию» или, проще говоря, форму, а в само содержание, то есть рассказанную историю. Попытка соединить «взрослый» жанр с детской культурой была предпринята Sarah J. Smith в работе “Children, Cinema, Censorship” [1]. В исследовании показано, почему хорроры так любят использовать детей в качестве главных героев или, что интереснее и сложнее с точки зрения интерпретации, - в качестве «зла», которое пугает. Фильмы ужасов «посягают на святое», разрушают мнение о невинности и непорочности детей и их сознания, показывая их «природную» жестокость. Более того, когда ребенок выступает «злом», это не только еще больше пугает протагониста истории и з р ит е л я , но и о б н а ж а ет н е в о з м о ж но ст ь о т в е т а н а з л о , ве д ь н а с и лие в отношении детей - самое страшное преступление. В итоге зритель и герой остаются 109 полностью безоружными перед объектом страха, что является апогеем испуга. Существует и другое мнение: все, что делают дети в современных хоррорах, - ужасает, но их мотивация - ответить за совершенное в отношении них насилие. Тут зрителя начинает пугать то, что предшествует «детским» злодействам: то, что ранее казалось человеческим стандартом обращения с ребенком. Истина проста: все дети нуждаются в заботе, а их жестокость - это желание отомстить. Стоит отметить, что вся хоррор-культура - это «контркультура», которая всегда бросает вызов общественным нормам и морали. Она позволяет увидеть, как хрупка принятая обществом этика, как размыты ее границы и «стены», за которыми «прячутся» предыдущие поколения и консервативная культура. Как писал Дмитрий Комм: «Хороший фильм ужасов - вещь очень провокационная. Он всегда разрушает табу. Он всегда вызывает скандал. Он сносит какие-то рамки. Он не служит охранительным тенденциям» [2]. Как уже было сказано в предыдущем параграфе, жанр «ужасов», или «хоррор», всегда интересует современного человека с точки зрения тех эмоций, которые он может получить. Такая медиальная культурная форма страха как хоррор-кинематограф выполняет эту задачу лучше других, становясь одним из главных страшных и популярных «аттракционов» современности. Можно предположить, что особый интерес у молодого зрителя он вызывается тем фактом, что они еще не успели, в силу своего возраста и, соответственно, жизненного опыта, столкнуться с реальными «ужасами» жизни, что делает эти эмоции и чувства для них «впервые открываемыми». С другой стороны, можно рассмотреть принципиальный отказ более зрелой возрастной категории зрителей от всей хоррор-индустрии в силу того, что они не хотят погружаться в «страхи» и «ужасы», постоянно испытывая их в реальной жизни. Такая аудитория делает выбор, например, в пользу жанра «комедии» как возможности разбавить свои эмоции чем-то позитивным. Именно этим фактом, что основным потребителем хоррор-индустрии является молодое поколение, активно пользуются создатели искусственных форм страхов, привлекая аудиторию с помощью различных художественных средств и приемов, и сюжетных моментов. Одними из них являются частые «постельные сцены» в фильмах ужасов, которые можно рассматривать, как «приманку» для молодого, сексуально активного и заинтересованного зрителя. Можно отчётливо заметить, как после «сексуальной революции» в киноискусстве во второй половине XX века начинают нарочито использоваться откровенные сексуальный сцены, никак не связанные с действиями основного сюжета, и как они выбиваются из общей канвы произведения. Такой своеобразный приём используют многие создатели разных в жанровом смысле кинолент, но в большей степени это можно найти именно у создателей хорроров, которые «играют» с такими категория, как «секс» и «смерть». Во многих случаях можно отметить, что в хоррорах используют такое уравнение, как «секс=смерть», так как первое чаще всего прямо предшествует второму по сюжетной линии. Исследуя эту позицию, можно отметить, что она приводит к тем религиозным установкам, которые «правят» не только в западной, но и российской культуре: удовольствие ради удовольствия - «грех», за которым должно следовать жестокое наказание [3]. В этом видится дидактичность «молодежных» фильмов ужасов. Также можно обнаружить, что те поведенческие клише, которыми обладают типичные герои хорроров, могут научить зрителя поступать совершенно иначе в реальной жизни. Дидактика хорроров указывает на то, какую пользу зритель может извлечь из фильмов, в которых объект страха - всего лишь олицетворение или метафора реально существующих в мире проблем, а главный герой - «Я» или же «Я, которым не хочется стать». Хоррор-сюжеты, в свою очередь, являются всего лишь проекцией тех изменений и переживаний, которые происходят не только в обществе, если рассматривать глобально, но и в индивидуальных случаях, то есть глубоко личных. Например, ведьмы и оборотни, одни из самых популярных хоррор-персонажей, являются всего лишь олицетворением телесных и сексуальных изменений, которые происходят в жизни каждого подростка, пугая его. Здесь же и возникают чувства отверженности и чужеродности, которые присущи главным антагонистам хоррор-культуры и некоторым другим (в фильмах «странным») героям [3]. Именно поэтому фильмы ужасов являются некоторым «магнитом» для детей и подростков, которые, если и не ищут поддержки, то хотя бы понимания и принятия себя, и находят это именно в хорроре и в его всевозможных формах воплощения. Тем самым можно сказать, что хоррор-культура выполняет психотерапевтическую функцию для подростка. Таким образом, можно сделать вывод, что популярность современной хоррор-индустрии и ее культуры строится на том, что основным ее потребителем 111 выступает молодое поколение. Именно оно популяризирует хоррор-истории и сюжеты, так как может находиться под большим впечатлением из-за приведённых выше факторов. В то же время, как уже было доказано выше, молодой зритель, при правильном прочтении хоррор-произведения, а иногда и просто на подсознательном уровне, может найти не просто «страшилку», которая «играет» с его чувствами и эмоциями, но и настоящую метафору, притчу или даже фундаментально сложное пособие по тому, что делать и как жить в эпоху постоянных изменений и метаморфозов, и вместе с тем, - тотальной тревоги и страхов. Обобщая, можно привести такие дидактические принципы хоррор-культуры в ее главном медиальном аспекте - хоррор-кинематографе: 1. Фильмы ужасов в своих сюжетах часто показывают неправильное/недопустимое отношение общества к ребенку, что помогает взглянуть молодому зрителю на свой опыт, сравнить его с просмотренной историей и трезво определить возможную реальную проблему; 2. Хоррор как жанр помогает искусственно испытать новое для ребенка чувство - страх, а также адаптироваться к ситуациям реальных жизненных страхов, ожидающих его в будущем; 3. Жанр «ужаса» может быть не только контркультурным, но также и отражать те ценности, которые приняты в обществе, уча детей, как не нужно поступать; 4. «Фильм ужасов» помогает юному зрителю определить для себя новую тактику поведения в критических и даже угрожающих жизни ситуациях с помощью историй с клишированными персонажами; 5. Хоррор выполняет психотерапевтическую функцию, помогая подросткам переживать свои возрастные изменения, которые метафорично воплощаются в большинстве сюжетах. Знакомство детей и подростков с кинематографом как видом искусства происходит в школе в рамках уроков культурологического цикла: мировой художественной культуры (МХК) или истории искусства. Стоит заметить, что для формирования целостной картины мира искусства кино необходимо познакомить обучающихся со всеми основными жанрами кинематографа, куда, в том числе, входит и жанр «хоррор», имеющий глубокую историю. 112 В то же время, в современном обществе есть определённые предубеждения и представления о том, что «фильм ужасов» является деструктивным для детской психики жанром, поэтому знакомство с ним должно проходить исключительно в старшем возрасте. Но стоит отметить, что страх, который возникает во время просмотра фильма в данном жанре, является такой же нормой, как чувство радости во время просмотра жанра «комедии» или грусть от просмотра «мелодрамы»: современная педагогика и психология отмечают, что у детей не должно быть запрета на чувства и эмоции. Как уже было доказано выше, хоррор-культура направлена в первую очередь именно на молодого зрителя и является популярной исключительно среди той же возрастной категории. Это может означать, что частые запреты на «страшный жанр» только подпитывают интерес подростков к запрещённым фильмам, что, в конце концов, приводит к их просмотру, но уже втайне от родителей и школы. С учетом всех взглядов и мнений, ссылаясь на федеральный закон Российской Федерации № 436-Ф3 [4], был тщательно отобран список фильмов XXI века (см. приложение № 1), которые относятся к жанру «ужасов», но с которыми можно познакомить подростков в возрасте от 16 лет, то есть, учеников средней школы, если «знакомство» проходит в рамках школьного курса. В некоторых случаях демонстрацию фильмов данного жанра можно начать уже с 12 лет. С предметной точки зрения, эти кинофильмы помогут не только показать идейный плюрализм жанра «страха», но и то, как в целом развивается современный кинематограф и вытекающая из него популярная молодёжная культура. Также редакция сайта «КиноПоиск» подготовила список детских мультфильмов для самых маленьких, которые содержат в себе, в некотором смысле, элементы хоррора (см. приложение № 2) [5]: именно они могут помочь детям испытать новое для них чувство и «подготовиться» к будущему просмотру фильмов еще недоступного, но очень важного для культуры, жанра.