RT - SR - Electronic T1 - Подготовка студентов педагогических вузов к руководству проектной и исследовательской деятельностью учащихся средней школы SP - 2023-04-11 A1 - Толетова, М. К. A1 - Селиверстова, И. В. A1 - Сосунова, Н. Ю. A1 - Гавронская, Ю. Ю. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1034 AB - В ФГОС ВО отмечается, что главным результатом педагогического образования должно стать соответствие целям опережающего развития. Студент педагогического вуза должен уметь организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями [Паспорт национального проекта «Образование»…, 2018; Федеральный государственный образовательный стандарт…, 2018]. Сложившаяся ситуация требует и новых направлений в подготовке студентов, в обновлении содержания процесса обучения, а именно включение творческого компонента в традиционную систему обучения [Организация деятельности…, 2016]. Химия - экспериментальная наука, поэтому одной из важнейших задач учителя является формирование у обучающихся экспериментальных умений и навыков безопасного использования лабораторного оборудования, наблюдения за превращением веществ и формулирование выводов на их основе. Сформировать метапредметные результаты, углубить предметные знания и умения, развить личностный потенциал обучающихся можно путем включения их в проектную и исследовательскую деятельность. Актуальность использования исследовательских методов и метода проектов освещалась в работах П. П. Блонского, И. К. Пинкевича, Б. Е. Райкова и др. В трудах отечественных психологов П. Я. Гальперина, А. В. Леонтовича, А. С. Обухова, Л. Ф. Фоминой и др. рассматривались концептуальные положения развития исследовательской деятельности учащихся. Вопросами, связанными с разработкой содержания и форм организации учебно-исследовательских проектов, занимались: В. И. Андреев, А. Ф. Лазурский, Н. К. Сергеев, Е. Е. Чудина и др. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил установить, что проектная деятельность - это сложный многогранный процесс, требующий для своей реализации создания особых педагогических условий, необходимых для развития исследовательской образовательной среды, которая способствует саморазвитию обучающихся, предоставляет свободу в различных видах деятельности, развивает активную жизненную позицию и подразумевает использование экспериментальных исследовательских заданий, обладающих свойствами динамичности. Одной из задач методической подготовки студентов педагогического вуза является формирование у них системы знаний и умений, позволяющих им приобщать учащихся к основам проектной и исследовательской деятельности, руководить ее организацией. В связи с этим, в содержание дисциплины «Образовательные технологии (химическое образование)» были включены вопросы, раскрывающие сущность проектной деятельности. В процессе обучения на практических занятиях студенты определяют цели и задачи реализации проекта, выявляют необходимые организационно-педагогические условия выполнения проектов учащимися, а также формы организации учащихся, знакомятся с технологией представления результатов (продуктов) проектной и исследовательской деятельности учащихся (итоговые конференции, открытые публичные защиты выпускных работ и т. д.). Одной из значимых задач реализации программы подготовки студентов является формирование у обучающихся способности анализировать, систематизировать и обобщать результаты учебных исследований по химии путем применения комплекса химических и физико-химических методов исследования. В процессе обучения студенты овладевают технологией формирования основ проектной и учебно-исследовательской деятельности, знакомятся с этапами осуществления проектов, с имеющимися педагогическими рисками при их реализации. Занятия со студентами проводятся в различных организационных формах: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации и т. д. Проверка овладения методикой организации проектной и исследовательской деятельностью учащихся осуществляется систематически на практических занятиях в виде прослушивания сообщений обучающихся с последующим интерактивным обсуждением и в период прохождения практики. Студентам предлагается попробовать свои возможности в процессе прохождения педагогической практики и выполнить задания самостоятельно. Приведем примеры заданий для самостоятельной работы. 1. Предложите тему исследования и обоснуйте ее актуальность. 2. Определите цель и задачи исследования - результат, который предполагается получить. 3. Сформулируйте этапы проведения учебного исследования. 4. Опишите методику экспериментального исследования с использованием физико-химических методов определения состава вещества. Руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся способствует развитию творческих способностей студентов, воспитанию инициативы и активной самостоятельности в обучении. По окончании педагогической практики было проведено анкетирование студентов 4 курса факультета химии, обучающихся по направлению 44.03.01 - Педагогическое образование, направленность (профиль) «Химическое образование». Цель анкетирования - выявление проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе организации и руководства проектной деятельностью учащихся. Анализ результатов анкетирования показал, что методические трудности у студентов возникают при формулировании научного аппарата и управлении процессом выполнения экспериментального исследования. 80% респондентов указали, что для получения успешного результата при выполнении проекта и экспериментального исследовательского задания необходимо применять физико-химические методы исследования, что вызывает сложности из-за отсутствия учебно-материальных ресурсов. Практически все студенты (70%) отмечают, что испытывали трудности в оценивании результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся. Все опрошенные (100 %) указывают на необходимость повышения мотивации обучающихся, чтобы они могли самостоятельно организовать свою работу по выполнению проекта. Результаты показывают, что в процессе руководства исследовательским проектом по химии студенты овладевают умениями: анализировать информацию, самостоятельно формулировать проблему, находить способы ее решения, выдвигать гипотезу, планировать свою работу, разрабатывать алгоритмы действий, делать выводы и обобщать, объективно оценивать свои достижения и др. Использование исследовательских экспериментальных заданий в процессе выполнения проекта способствует формированию у обучающихся потребности в самообразовании [Педагогика, 2017; Писарева, Тряпицына, 2018]. Для успешной подготовки студентов к руководству исследовательскими проектами необходимо использовать современные цифровые ресурсы. В условиях цифровизации современного образования с целью повышения мотивации обучающихся студенты принимают активное участие в разработке учебных сетевых проектов как формы взаимодействия учителя и учащихся. В последнее время увеличился интерес студентов к проблемам организации и осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся. Реализовать подобного рода работу эффективно может студент, обладающий знаниями и умениями в области практического применения технологии формирования основ проектной и исследовательской деятельности у учащихся, рассматривающий такого характера деятельность как значимую профессиональную задачу.