%0 %A Смирнова, Н. С. %A Исаева, Е. И. %A Гавронская, Ю. Ю. %T Применение практико-ориентированных заданий на уроках химии в классах с углубленным изучением математики %D 2023 %X Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. Аристотель В нормативных документах, регламентирующих цели и ожидаемые результаты бучения химии указано, что обучающиеся должны «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» [Приказ Минобрнауки…, 2010], указанное требование особенно важно в отношении действий с широко используемыми объектами химии, которые представляют потенциальную опасность или несут риски для здоровья человека и окружающей среды. Сегодня многие ученики, и их родители скептически относятся к изучению естественнонаучных дисциплин, характеризуя их как «никому ненужные», «не связанные с жизнью», «никогда не пригодящиеся знания». Указанные оценки существенно расходятся приведенными выше целями обучения, что делает актуальным поиск новых подходов, средств и форм обучения химии, физике, биологии и других школьных предметов. Наиболее выгодными средствами обучения для достижения данной цели являются практико-ориентированные задачи. Под практико-ориентированными задачами в контексте данного исследования мы понимаем задачи, основанные на вероятных событиях, которые происходили или могут происходить в жизни обучающихся, причем как в повседневных бытовых ситуациях, так и на основе доступных элементов профессиональной деятельности. Е. Блинова дает следующее определение: Практико-ориентированная задача - «это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация; требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения - встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости» [Блинова, 2010]. Практикоориентированные задачи по химии - это задачи, в которых описана ситуация с участием химических объектов или явлений, причем они не выносятся на передний план, а фигурируют во взаимодействии с другими жизненными обстоятельствами. Причина, по которой мы стараемся внедрить практико-ориентированные задачи в учебный процесс, заключается в оторванности заданий «из учебника» от реальной жизни. Нами апробировано внедрение в обучение практико-ориентированных задач по нескольким темам школьного курса химии основного общего образования. Их содержание соответствует тематическому планированию и логике учебного материала учебной программы. Все исходные данные основаны на реальных характеристиках объектов. Регулярная учебная работа с такими заданиями развивает творческое, критическое мышление школьника. Кроме того, выстраивание ассоциативных связей с объектами, явлениями, событиями окружающего мира, опора на повседневный бытовой и учебный опыт, способствует развитию познавательного интереса как к предмету химия, так и другим дисциплинам предметной области «Естествознание». Тем самым укрепляются межпредметные связи. Следующим шагом закономерно является интерес и увлеченность процессом решения задачи или задания, учащиеся стараются самостоятельно найти дополнительную информацию не только в рекомендованной учителем литературе, но и в дополнительных источниках, особенно часто они обращаются к цифровым материалам сети интернет. Применение практико-ориентированных задач В соответствии с ФГОС [Приказ Минобрнауки…, 2010] целью основной школы является: подготовка выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применять знания в реальных ситуациях, т. е. наличием у него сформированных на высоком уровне всех компонентов функциональной грамотности. Эффективными средствами в решении данной проблемы на наш взгляд является усиление межпредметных связей в процессе обучения математики и химии, использование технологии практико-ориентированного обучения. Данная технология направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышение уровня их самостоятельности и творческой активности, развитие функциональной грамотности. Изучив опыт работы учителей нашей школы по использованию элементов технологии практико-ориентированного обучения, мы выявили наличие методических разработок по разным направлениям, но не оказалось разработок по межпредметным связям химии и математики. Поэтому мы решили использовать на уроках математики, химии и во внеурочной деятельности практико-ориентированные задачи разных уровней сложности с химическим контекстом. Рассмотрим, как можно использовать практико-ориентированные задачи на различных видах урока и его этапах: Уроки «открытия» нового знания Задача 1. Папа подарил маме золотое кольцо 585 пробы массой 3 г, которое содержит 41,5% меди. Сколько грамм золота содержится в кольце? Сможет ли мама носить кольцо из 100% золота? (финансовый вопрос не учитывать) Комментарий: данная задача может использоваться на этапе вызова при изучении химии по теме: «Смеси, растворы». Задача 2: на рисунке изображены различные способы изменения массовой доли растворенного вещества в растворе. Сравните (поставьте знак больше или меньше) массовые доли растворов после изменения концентрации. Рис. 1. Способы изменения массовой доли растворенного вещества в растворе а) w1 w2 б) w1 w2 в) w1 w2 г) w1 w2 Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Ученик научится сравнивать изменяющиеся Ученик научится определять изменение конценмассы растворов. Ученик получит возможность извлекать правильные информацию, представленную в неявном виде Комментарий: данная задача может быть использована при создании проблемной ситуации на уроках химии при изучении темы: «Массовая доля растворенного вещества». Уроки рефлексии Задача 1: Ученик выполняет контрольную практическую работу. Ему нужно приготовить 200 г раствора питьевой соды с концентрацией 15%. Он взвешивает 30 г соды и добавляет 200 мл воды. Правильно ли сделал ученик и раствор с какой концентрацией питьевой соды он приготовил? Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Ученик научится работать с числами, с процентами. Ученик получит возможность находить в тексте конкретные ошибочные сведения. Ученик научится определять концентрацию раствора. Ученик получит возможность находить в тексте конкретные ошибочные сведения Комментарий: данная задача может быть использована на уроке химии при изучении темы: «Массовая доля растворенного вещества» или на уроках математики при изучении темы: «Проценты». Уроки обобщения и систематизации знаний Задача 1: Многие люди охотно приобретают косметические средства для очистки лица, особенно подростки, для которых характерны проблемы с жирной кожей. Состав лосьона: спирт этиловый 20%, лимонная кислота 2%, ацетат алюминия 0,3%, вода до 100%. Рассчитайте массу компонентов для приготовления 200 мл такого лосьона (плотность раствора примите равной единице). Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Ученик научится: извлекать правильные необходимые данные для решения задач. Ученик получит возможность научиться работать с числами; видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий Ученик научится видеть роль раствора (сплава) в повседневной жизни и распространённость растворов, и их значение в повседневной жизни. Ученик получит возможность научиться изготавливать растворы Комментарий: данная задача может быть использована при изучении химии по теме «Аммиак» и на уроках математики при изучении темы: «Проценты». Эта же задача может быть использована на этапе актуализации знаний на уроках химии в теме: «Аммиак», «Проценты». Уроки развивающего контроля Задача 1: правильно изображена зависимость растворимости нитрата калия в воде от температуры на графике. Рис. 2. Зависимость растворимости нитрата калия в воде Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Ученик научится получать информацию, представленную в неявном виде. Ученик получит возможность научиться определять зависимость массы вещества от температуры Ученик научится определять растворимость нитрата калия в воде в зависимости от температуры. Ученик получит возможность извлекать правильные информацию, представленную в неявном виде Комментарий: данная задача может использоваться на уроках химии при изучении темы: «Растворы» и на уроках математики при изучении темы: «Графики». Задача 2. «Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу подать полиэтиленовый пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его процентную концентрацию в водном растворе 15 литрового ведра, где воды было 9 л. Поставьте себя на место Юли и дайте ответы на все вопросы» [Пахомова, 2006]. Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Ученик научится работать с числами, процентами. Ученик получит возможность научится: при решении задач с практико- ориентированным или литературным содержанием, учащиеся извлекают необходимые данные для решения любого типа задач по математике Ученик научится: извлекать химическую информацию из различных источников и делать выводы; находить ошибки и погрешности в решении не только у себя в работе, но в ситуационных задачах и предлагать пути решения данных ошибок. Ученик получит возможность оценить широкое распространение химии и химических знаний в различных областях Комментарий: данная задача может использоваться на уроках химии при изучении темы: «Растворы» и на уроках математики при изучении темы: «Проценты». Эта же задача может быть использована на этапе актуализации знаний на уроках химии в теме: «Разделение смесей». Таким образом, использование практико-ориентированных заданий на уроках химии и математики обеспечивают развитие функциональной грамотности обучающихся, формированию научного мировоззрения. [Дяченко, Шапахова, 2019; Пичугина, 2014]. Задачи позволяют изменить характер отношений между преподавателем и обучающимися преподавания на партнерские, внедрить сочетание различных форм работы на уроке, формировать читательскую, естественнонаучную, математическую грамотность, что способствует развитию личностных качеств учащихся и их профессиональному самоопределению. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/1033