RT - SR - Electronic T1 - Опыт проведения педагогической практики студентов в дистанционном формате SP - 2023-04-11 A1 - Роговая, О. Г. A1 - Орлова, И. А. A1 - Толетова, М. К. A1 - Давыдов, В. Н. A1 - Гавронская, Ю. Ю. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1032 AB - Современная система высшего образования, отвечая на вызовы времени, нацелена на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями современного уровня, стремящегося к самообразованию и способного адаптироваться к новациям. В соответствии с ФГОС высшего образования нового поколения меняется стиль образовательного взаимодействия (от управления - к соорганизации, соупорядочению, поддержке), целевая ориентация (от знаний, умений, навыков - к социально- и личностно-ориентированной деятельности), а также степень активности обучаемых в образовательном процессе (от обучения - к самообразованию). С опорой на ресурсный подход в электронной образовательной среде вузов начинает воплощаться концепция открытого дистанционного образования. В контексте этих идей роль сопровождения педагогического процесса приобретает особую значимость, поскольку ориентация образования на саморазвитие обучающегося, его личную вовлеченность в процесс обучения и социальное мотивирование к участию в этом процессе, рассматриваются в качестве необходимых атрибутов современного образования. Готовность и способность как преподавателей, так и студентов к такому взаимодействию находится на низком уровне [Брицкая, 2016]. Вместе с тем, если речь идет о дистанционном обучении химии, для решения поставленных задач требуется соблюдение некоторых специфических педагогических условий, в т. ч. химико-педагогических, организационно-педагогических. Дистанционное обучение химии учащихся в открытом образовании предполагает создание развивающей информационно-образовательной среды, повышающий эффективность обучения на основе интеграции традиционного и дистанционного обучения. Что и обуславливает химико-педагогические условия методического сопровождения этого процесса. Организационно-педагогические условия определяются выбором конкретного обучающего интернет-ресурса. Насыщенность жизненной сферы учащихся гаджетами создает феномен «всезнайства», при этом способность эффективно обучаться самостоятельно снижается, у «цифровых подростков» формируется привычка оперировать более простой и слабоструктурированной информацией. Сегодня многие исследователи отмечают этот парадокс [Морозова, 2016]. В условиях обновления всей системы российского образования одним из направлений развития дистанционного обучения в Санкт-Петербурге является функционирование Санкт-Петербургского портала дистанционного обучения, который включает в настоящее время учебный сайт, сайт повышения квалификации для учителей, модуль технической поддержки портала. Санкт-Петербургский портал дистанционного обучения по своим техническим характеристикам и потенциальным возможностям занимает лидерские позиции в сегменте городского школьного образования. Развитие регионального портала дистанционного обучения осуществляется в рамках Концепции создания и развития системы дистанционного образования в Санкт-Петербурге и предполагает достижение следующих целей: ▪ предоставление различным категориям учащихся возможности дистанционного освоения основных программ школьного образования и программ дополнительного образования непосредствено по месту жительства; ▪ обеспечение доступности основного и дополнительного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья; ▪ расширение доступа различным категориям обучающихся к качественным образовательным услугам в максимально удобной форме и месту проживания; ▪ расширения способов предоставления образовательными организациями образовательных услуг при реализации права на образование [Портал «Петербургское образование»]. В условиях пандемии коронавируса школы Санкт-Петербурга перешли на смешанное обучение, а у каждой петербургской семьи был выбор: отправить ребенка в школу или учиться в смешанном формате. В форс-мажорных обстоятельствах факультет химии принял самое активное участие в реализации совместного проекта РГПУ им. А. И. Герцена и Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Продленка с Герценовским университетом». Силами студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов при научном и методическом сопровождении педагогов проект стартовал в ноябре 2020 г. Петербург стал первым регионом России, который начал такую работу, а Герценовский университет - первым педагогическим вузом, который на практике реализовал принципиально новый образовательный формат, который сочетает сразу несколько форм обучения: семейный, очный и дистанционный. Проект представлен порталом «Петербургское образование» [Портал «Петербургское образование»]. Во время педагогической практики студенты 4 курса, обучающиеся по направлению химическое образование, разрабатывали и проводили вебинары для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений города в качестве тьютеров. Основной задачей вебинаров являлись повторение, разъяснение наиболее трудного для усвоения материала после ознакомления школьников с видеоуроками-лекциями, проводимыми преподавателями Санкт-Петербургской Академии постдипломного образования на базе Санкт-Петербургского портала дистанционного обучения и помощь в подготовке к выполнению домашнего задания. Работа с онлайн-классами поводилась организованно, по единому расписанию (4 урока в день), для учащихся 5-11 классов, в течение 5 дней в неделю. В утренние часы ученик знакомился с материалами видео-лекции (необязательно по расписанию) в рамках унифицированной рабочей программы по основным предметам, затем он выполнял задания и отправлял их на проверку сетевому учителю. Необходимо отметить, что данный образовательный ресурс возможно успешно использовать и в традиционном школьном обучении химии, а также в процессе химико-методической подготовки студентов. Существенным недостатком данной формы обучения является то, что сетевой учитель не может коммуницировать во время урока. Современная учебная литература по химии достаточно сложна для самостоятельного изучения и требует регулярного общения с учителем, особенно в условиях дистанционного обучения. Ведь даже в классе ученики могут испытывать дефицит общения с учителем в силу разных обстоятельств (большая загруженность учителя и/или ученика, небольшое количество или отсутствие консультаций по предмету, психологические особенности школьника, несовпадение расписания уроков учителя и учащегося и т. д.). Вебинар, разработанный и реализованный студентами, предполагает активное общение субъектов на любом этапе учебно-воспитательного процесса обучения химии. При этом личностная направленность диалога студента и учащегося, играющая главную роль в реализации индивидуальной траектории обучающегося, не должна была создавать ситуацию, когда данный диалог непонятен, или неинтересен остальной части аудитории. Поскольку такая форма обучения химии реализовывалась впервые, студенты готовились и проводили вебинары группой, состоящей из 3-4 человек. Интерактивная деятельность студентов по моделированию и реализации вебинара способствовала вовлеченности всех обучающихся в творческий процесс, способствовала взаимопониманию, взаимодействию, совместному успешному решению общих и одновременно персонально значимых для каждого участника задач. При работе над вебинаром развивались речевые умения студентов, умение работать в команде, навыки проектной деятельности, умение работать в условиях неопределенности. Такая организация учебной деятельности снимает тревожность обучающихся, неуверенных в своих знаниях, стимулирует творческую активность, мотивацию к обучению, предполагает создание таких условий, при которых не только обучающийся, но и курирующий работу студентов преподаватель находится в ситуации постоянного творчества, профессионального и личностного роста. Дистанционная форма обучения определяет специфические требования к педагогу, который должен уметь проектировать образовательный процесс в условиях сетевого взаимодействия с обучающимися; формировать информационно-образовательную среду дистанционного обучения; конструировать электронные учебно-методические комплексы; управлять учебной деятельностью учащихся дистанционно, мобильно учитывая их изменяющиеся образовательные потребности [Орлова, Сямтомова, 2021]. Специфика подготовки и проведения вебинаров для учащихся основной школы, активное, творческое применение химических, химико-методических знаний, умений будущего учителя химии в нестандартных условиях, характер и уровень формируемых профессиональных компетенций, смело позволяет отнести данную форму проведения педагогической практики студентов старших курсов бакалавриата к инновационной. Подготовка и осуществление педагогической практики в рамках открытого дистанционного обучения предполагает существенное усиление интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов. Особенностями этого взаимодействия являются: ▪ совместное погружение в проблемную ситуацию; ▪ согласованность в выборе средств и методов реализации решения поставленных задач; ▪ атмосфера творчества, доброжелательности. Как результат - значительное повышение уровня познавательной активности обучающихся, воспитание у обучающихся самостоятельности, самодисциплины, социальной ответственности, что способствует успешному решению актуальных задач профессиональной подготовки будущих учителей химии в целом. В отличии от проведения педагогической практики студентов в традиционном формате функции преподавателя-куратора усложняются и заключаются: ▪ в четком планировании тематики и времени проведения вебинаров, в формировании групп студентов с учетом их академической успеваемости; ▪ в консультировании и/или коррекции обучаемых по вопросам методических особенностей отбора дидактического материала, требований к презентации и проведения вебинара; ▪ в контроле за своевременной поэтапной подготовкой студентов к вебинару; ▪ в преодолении психолого-педагогических, химико-методических трудностей во время проведения вебинаров; ▪ в участии в самоанализе и анализе проведенного вебинара. По результатам анкетирования участников проекта нами были выявлены профессиональные затруднения, то есть осознанные студентами противоречия, вызванные разницей во владении методами и средствами организации образовательного процесса в условиях традиционной и дистанционной форм его построения. К основным затруднениям можно отнести: ▪ разработку электронных образовательных ресурсов; ▪ управление образовательным процессом как интерактивным, личностноориентированным процессом сетевого взаимодействия субъектов образования; ▪ необходимость более тщательной подготовки к вебинару, чем к уроку; ▪ умение кратко, емко излагать мысль в непривычных условиях; ▪ большие временные затраты на подготовку по сравнению с традиционными уроками; ▪ в ряде случаев отсутствие возможности знакомиться с содержанием видеолекций заранее. В целях поддержки вариативности и персонификации образования учащихся общеобразовательных учреждений в Российской Федерации в настоящее время РГПУ им. А. И. Герцена продолжает реализацию проекта «Продленка с Герценовским университетом». Проект стал катализатором изменений основных образовательных программ подготовки бакалавра по направлению «Химическое образование» с целью качественного повышения уровня подготовки выпускника педагогического вуза. Следует подчеркнуть, что инновационный компонент рабочей программы педагогической практики расширяет список, но не заменяет виды деятельности студентов в период прохождения ими педагогической практики в образовательных учреждениях разного типа Санкт-Петербурга. С 2021 года студенты не только 4, но и 3 курсов активно включились в разработку и проведение онлайн-уроков [Видеоурок «Аммиак. Соли аммония»; Видеоурок «Окислительные свойства азотной кислоты»] в качестве тьюторов, а также внеурочных мероприятий по химии («Секреты химии», «Путешествие по Химонии», «Что? Где? Когда?» и др.) [Внеурочное мероприятие по химии «Путешествие по Химонии»; Внеурочное мероприятие по химии «Секреты химии»]. В ходе методической подготовки и в рамках педагогических практик успешно происходит освоение инновационных профессиональны компетенций. Обучающиеся факультета химии высоко оценили смешанную форму практической профессиональной подготовки как своевременную, способствующую реализации профессиональных планов. В программу Государственной итоговой аттестации (государственный экзамен) бакалавров педагогического образования на факультете химии Герценовского университета включены профессиональные задачи, решение которых позволяет выпускникам продемонстрировать владение новыми компетенциями. Таким образом, технологии дистанционного обучения занимают все больше места в образовательном процессе; образовательные учреждения развивают различные форматы онлайн-образования, позволяющие более гибко реализовывать учебные программы, а обучающимся индивидуализировать свою образовательную траекторию [Сыроватская, Садырин, 2020]. Система высшего педагогического образования в России также претерпевает изменения. Контексты профессиональной педагогической деятельности в дистанционном обучении школьников создают новые аспекты профессиональных задач. Это, несомненно, требует трансформации дидактических методик в связи с расширением спектра профессиональных компетенций и повышения уровня их сформированности, модернизации информационно-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.