RT - SR - Electronic T1 - Формы и методы организации пропедевтического курса химии SP - 2023-04-11 A1 - Грицай, Д. С. A1 - Сосунова, Н. Ю. A1 - Гавронская, Ю. Ю. YR - 2023 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/1029 AB - Школьный предмет химия является частью естественнонаучного образования и вносит большой вклад в становлении научной картины мира у учащихся средней школы. В настоящее время, программа и учебники, по которым проходит обучение в общеобразовательной школе, составлены по определенным стандартам и схемам. Они представляют собой линейное построение курса химии. Данные линейные единые программы несут в себе перечень обширной и полноценной информации, но, зачастую, лишены базового принципа обучения: эти программы не предусматривают доступность и простоту донесения научного знания до каждого обучающегося. Полнота и содержательность единой программы, во многом, не учитывает временные ограничения, отведенные для занятий, тем самым, вызывая, массу неудобств как для обучающихся, так и для учителей. Изменение организации курса химии, зачастую, приводит к сужению и сокращению количества тем, разделов и параграфов. Что может повлечь за собой недостаточность предоставляемой информации, а также оскудение практической направленности обучения. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Приказ Минобразования от 09.03.2004 № 1312] учебный предмет «Химия» вводится только в 8 классе в количестве 2-х часов в неделю. Однако, такого количества часов недостаточно для изучения химии в школе, реализующей предпрофильную подготовку на уровне основного общего образования и профильное обучение на уровне среднего общего образования. Сокращение часов по химии - это значимая проблема с точки зрения формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся и продуктивной деятельности школьников, достижения высокого качества обучения школьного химического образования [Аксёнова, 2017]. Решить проблему нехватки часов по химии можно с помощью организации и внедрения вводного (пропедевтического) курса химии в 7 классе. Согласно Большому энциклопедическому словарю: «Пропедевтика - это введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме» [Пропедевтика. БЭС]. Целесообразно вводить пропедевтический курс химии с 7 класса, т. к. на этом этапе обучения вводится учебный предмет «Физика». В процессе пропедевтической подготовки обучающиеся должны изучить первоначальные химические понятия, получить представления о свойствах и составе некоторых веществ, узнать о физических и химических явлениях; с помощью простых объяснений познакомиться со сведениями о химических элементах, химических формулах, простых и сложных веществах; научиться проводить простейшие вычисления и решать задачи. Перенос части учебного материала из программы 8 класса в 7 класс поможет учащимся легче адаптироваться в процессе изучения нового предмета. Рассмотрим возможные варианты организации пропедевтического курса химии в 7 классе в Санкт-Петербурге. С нормативной точки зрения вводный курс можно ввести двумя вариантами. 1 вариант. В школах Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году» [Распоряжение от 15.04.2022 № 801-р] рекомендовано организовать обучение в 7 классе в условиях пятидневной учебной недели с предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке - 32 часа. В эти часы, помимо обязательной части (30 часов) входят 2 часа, за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. За счет 1 часа из последней части можно добавить в учебный план школы пропедевтический курс химии. 2 вариант. Организация пропедевтического курса за счет часов внеурочной деятельности, но в таком случае посещение такого курса не может быть обязательным для всех учащихся 7 класса. В Санкт-Петербурге есть несколько школ, в которых реализуют пропедевтический курс химии. К таким школам относится ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии Петроградского района, в которой на протяжении многих лет химию изучают с 7 класса. В этой школе ведется предпрофильная подготовка на уровне 7-9 классов и профильная подготовка в 10-11 классах, которая осуществляется по двум профилям: химико-технологический и химико-биологический. Было проведено педагогическое исследование, в ходе которого среди учителей химии провели опрос об организации пропедевтического курса, содержащий 7 вопросов. Ниже представлены вопросы, приведены и проанализированы ответы педагогов. 1. В чем состоит важность введения пропедевтического курса по химии в 7 классе? - Мотивирует учащихся к более глубокому изучению предмета в дальнейшем. Позволяет формировать у учащихся естественнонаучную картину мира не только с точки зрения физических процессов, но и с позиции химии. - Это подготовка к основному курсу химии. Получение базовых теоретических и практических знаний и умений. Развитие абстрактного мышления. Связка с известными явлениями, окружающие человека в жизни. - Мотивация к изучению химии, подготовка учащихся к восприятию сложного теоретического материала. - Появится возможность подготовить учащихся к изучению абстрактного материала и расширить представления о веществах в окружающей жизни. Обобщив ответы по первому вопросу, можно сказать, что, в первую очередь, пропедевтический курс направлен на формирование учебной мотивации у учащихся. В рамках объема этого курса учащимся в интересной и упрощенной форме, на примере окружающих объектов, объясняется материал, необходимый для формирования базовых знаний, которые послужат фундаментом для более глубокого изучения предмета. 2. Как вы считаете, целесообразно ли вводить пропедевтический курс химии в общеобразовательной школе, не реализующей предпрофильную подготовку? При ответе на данный вопрос, мнения педагогов разделились: часть учителей считают, что для непрофильной школы введение пропедевтического курса нецелесообразно. Если в школе не осуществляется химический эксперимент, то в пропедевтике смысла нет. Не поработав с веществами, очень трудно соотносить их с формулами, написанными на доске. Изучение химии становится формальным. Другая часть учителей придерживается точки зрения, что внедрение вводного курса имеет смысл в условиях малого числа учебных часов, выделяемых на химию в 8-9 классах. 3. В чем заключается разница начала изучения химии с 7 класса от начала изучения в 8 классе? - При наличии подготовительного курса в 7 классе, педагогу легче углубить имеющиеся знания в 8 классе, а детям проще изучать материал в виде повторения. Если начать изучение химии с 8 класса в профильной школе, то углублённый уровень будет усваиваться учащимися труднее. Начинать изучение химии с 8 класса можно в школе без уклона в предмет. - Образ мышления у учащихся соответствующего возраста. Поведенческие модели этих возрастов. Пропедевтический курс химии в 7 классе - да, предмет химия базового уровня с 7 класса - нет, поскольку эмоционально учащиеся 7 класса не готовы к восприятию такой информации и работе с ней. - Изучение химии в 7 классе направлено на формирования у учащихся способности постичь язык и символику химии, говорить с учителем на одном языке, научить приемам безопасного проведения химического эксперимента, в таком случае в 8 классе легче приступить к изучению предмета с учащимися, подготовленными к восприятию сложного материала. Можно сказать, что начало изучения химии с 7 класса в полном объеме, как это происходит в 8 классе, будет тяжело даваться учащимся. Материал курса должен быть возрастосообразен, т. е. осуществляться в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка [Сидоров, 2013]. В рамках пропедевтического курса учащиеся должны ознакомиться с первоначальными химическим понятиями, постичь химический язык и на практических работах освоить простейшие операции с химическим оборудованием. 4. Изучение физики в школе начинается с 7 класса. Может ли этот факт повлиять на логику построения содержания курса химии в 7 классе? Если да, то как? - Частично. Сопоставление физических и химических процессов, протекающих при наблюдении определенного явления. (Например, главы, связанные с воздухом и давлением воздуха со стороны физики и состав воздуха с точки зрения химии; вопросы связанные с поведением тела, погруженного в жидкость и вопросы, связанные с агрегатным состоянием, соотношение чистые вещества и смеси, растворы и их свойства). - Да, может. Логика должна строится на выработке единого подхода к изучению тем о строении атомов, молекул, веществ, формирования естественнонаучного мировоззрения и общего подхода к представлению информации в разных формах. - Хорошо бы синхронизировать физику и химию во всех параллелях, а также подходы к изучению материала. В идеальном варианте некоторые темы по физике и химии должны согласовываться, например, такой термин, как «агрегатное состояние» сначала должен быть изучен в курсе физики, а после, через некоторое время, закреплен на уроках химии. Такие понятия как «физическое тело», «плотность», «масса», «объем» и др. в первую очередь должны быть рассмотрены на уроках физики, поэтому логика построения пропедевтического курса химии должна быть выстроена рационально. 5. Какие педагогические технологии в большей степени применимы в рамках пропедевтического курса химии? К этому вопросы были приведены варианты ответов с возможность выбора нескольких пунктов: 1) технология развития критического мышления; 2) технология проблемного обучения; 3) технология развивающего обучения; 4) технология интегрированного обучения; 5) технология конвергентного обучения; 6) технология уровневой дифференциации; 7) технология интерактивного обучения; 8) проектная технология; 9) игровые технологии; 10) модульные технологии; 11) кейс-технологии; 12) групповые технологии; 13) информационно-коммуникационные технологии [Мезенцева, 2018]. На основе полученных ответов была построена гистограмма (рис. 1). По данным гистограммы видно, что наиболее популярным ответом является технология интерактивного обучения (процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия обучающихся). В 7 классе также актуальна технология игрового обучения (игровая форма занятий выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, способствует повышению мотивации). Остальные педагогические технологии также применимы в построения пропедевтического курса химии. 6. Соответствует ли содержание учебников и учебных пособий по химии для 7 класса (внесенных в федеральный перечень учебников) вашим представлениям о содержании пропедевтического курса? - Не всегда. Все зависит от уровня изучения курса химии в 8-11 классах, а также от профиля ОУ и выбранной линейки учебников. На данный момент в федеральный перечень учебников [Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254] на 2022/2023 учебный год внесено два учебника: 1) авторы Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. [Габриелян и др., 2017]; 2) авторы Еремин В. В., Дроздов А. А., Лунин В. В.; под ред. Лунина В. В. [Еремин и др., 2020]. Однако, учебник В. В. Еремина написан очень сложным языком для уровня 7 класса; изучение химии начинается с изучения строения атома и таких терминов, которые не проходились в физике 7 класса. В ГБОУ СОШ № 77 в дополнение к учебнику было разработано и составлено собственное учебное пособие [Грицай и др., 2022] в котором доступным языком представлен материал, необходимый для данного уровня изучения предмета. 7. На каком принципе, с вашей точки зрения, должен быть построен пропедевтический курс химии? - Развитие ответственного отношения к науке химии, понимание личной ответственности за свои жизнь и здоровье во время проведения практических и лабораторных работ, развитие понимания того, что химия - это не игра, а серьезная работа, требующая четкого понимания, что нужно делать. - На принципах научности, связи с жизнью, систематичности и последовательности и наглядности. Исходя из всего вышесказанного и проанализировав научные публикации [Чернобельская, 2000] можно сказать, что для успешного обучения учащихся построение пропедевтического курса химии должно строится на нескольких принципах: ▪ Принцип научности; ▪ Принцип доступности; ▪ Принцип возростосообразности; ▪ Принцип системности; ▪ Принцип систематичности; ▪ Принцип связи с жизнью; ▪ Принцип историзма. Обобщая весь вышеизложенный материал можно сделать вывод, что пропедевтический курс по химии необходим в школах с предпрофильной подготовкой для развития учебной мотивации учащихся, а также для подготовки обучающихся к серьезному изучению химии в 8-11 классах. Грамотное построение учебного курса, основанного на интеграции ранее полученных знаний по другим предметам школьного курса, и новых знаний в синхронном изучении химии и физики - залог успешного формирования научной картины мировоззрения в сознании обучающихся. При разработке пропедевтического курса стоит уделять большое внимание связи химии с жизнью и не забывать про принципы построения пропедевтического курса, в первую очередь про принцип научности.